Вред и польза компьютера для детей: как отучить ребенка от игр (совет психолога)

Как искусственно увеличить время, на протяжении которого ребенок может безопасно сидеть за компьютером?

Если ваш ребенок использует компьютер действительно по делу (например, делает на нем д/з), то процесс сидения за ПК можно продлить. Без вреда зрению.

Вам нужно покопаться в настройках экрана. И немного изменить их:

  1. Настройте контрастность экрана. Повысьте или понизьте ее до того уровня, который будет комфортен ребенку во время просмотра. Посадите чадо рядом с собой. И спросите у него, комфортно ли ему смотреть на экран.
  2. Уровень яркости должен быть максимально комфортным для ребенка. Если он скажет, что экран слишком яркий/темный, то увеличьте/уменьшите яркость. 

Ваша задача на этапе изменения настроек — сделать так, чтобы ребенку было максимально комфортно сидеть за компьютером. Чтобы его глаза не уставали во время этого процесса. Из-за того, что изображение слишком яркое. Или, наоборот, слишком темное.

На портале Vikids вы можете:

Чем опасно долгое сидение за компьютером?

Главная опасность продолжительного сидения за компьютером заключается в том, что во время этого процесса портится осанка ребенка. Даже если он будет играть в ПК не за обычным стулом, а за специальным игровым креслом, риск появления проблем с позвоночником остается довольно высоким.

Ребенок физически не сможет ровно держать спину во время процесса игры. Он будет сутулиться. А значит со временем его осанка может ухудшиться. У него появится сколиоз. 

Помимо проблем с осанкой, чрезмерное использование ребенком ПК может спровоцировать:

  1. Полную потерю зрения. Либо частичное его ухудшение уже после нескольких лет активного использования компьютера.
  2. Появление гиподинамии.
  3. Проблемы с психикой. Они могут возникнуть, если ребенок будет играть в ужастики. А также в игры, в которых есть насилие и кровь.

Чтобы этого не произошло, рекомендуем ограничивать доступ к компьютеру ребенку. Давать ему играть только лишь на протяжении нескольких часов в сутки. А также отказаться от игр со сценами насилия.

Что делать, если Ваш ребенок долго сидит за компьютером

В этой ситуации может быть только одно решение – это ограничить время пребывания за компьютером.

А если ребенок один дома, то сами понимаете, что он не сможет себя контролировать несмотря на обещание. Как обычно, он заиграется и пробудет за компьютером и час, и два часа. Ведь ребенок не смотрит время на часах.

Думается, что в случае, когда взрослых нет дома и некому последить за временем, стоит оставить все занятия на компьютере до прихода взрослых.

Конечно, взрослым бывает удобно, когда ребенок уткнулся в компьютер или планшет, его не слышно и не видно, он не пристает к родителям с просьбой поиграть с ним. Однако в смысле здоровья — это совсем не здоровый подход. Ребенок должен развиваться гармонично. А для этого необходимо, чтобы он участвовал в разных видах деятельности. Истина в том, что ребенок развивается через игру. Поэтому необходимо, чтобы он участвовал в различных видах игровой деятельности.

Стоит контролировать с детства время пребывания за компьютером и потому, чтобы выработался, если хотите определенный порядок аналогично тому как чистить зубы. Ребенку в более старшем возрасте труднее будет поставить запрет и если он с раннего возраста привык засиживаться за компьютером, то по привычному распорядку он будет играть и по 4-5 часов, а то и больше. На сегодня есть уже печальные примеры.

Бесконтрольное нахождение за компьютером приводит к тому, что в более старшем возрасте ребенок настолько привязывается к компьютеру, что уже не может обойтись без него ни дня. А дальше больше. После занятий и работы, наскоро покушав, ребенок сидит за монитором до ночи, а то и того позже. Только представить себе можно какая часть живой реальности ускользает из мира ребенка. Из-за столь тесного общения с компьютером ребенок утрачивает интерес к живым играм, живому общению, прогулкам на улице, играм на природе.

Рецепт № 1: с ребенком необходимо общаться

Ребенку не хватает в реальной жизни элементарного общения и понимания его личных проблем, идей, потерь, успехов и мечтаний. В школе учителя, к сожалению, с детьми почти не разговаривают, а только задают кучи домашних заданий, спрашивают их и ругают за невыполнение.

Современные родители денно и нощно зарабатывают деньги, вернувшись уставшие домой, с головной болью от рабочих проблем и конфликтов, готовы только наорать на ребенка или сказать ему: «отстань, дай отдохнуть». А ребенку просто не с кем поговорить, поделиться своей радостью или горем. Согласитесь, если у вашего ребенка что-то произошло, Вы обычно ругаете его, а если все нормально — то вы обычно вообще никак не реагируете. Спрашивается: ребенок будет после этого вообще с вами чем-либо делиться, заранее зная негативную реакцию или полное его игнорирование? Конечно, нет!

Дети — такие же люди, как и взрослые. Как нам необходима помощь, поддержка, совет, беседа, так и им тоже.

Попробуйте хотя бы раз, вернувшись с работы домой, повести себя нестандартно. К примеру, у сына-подростка можно спросить совета, какую лучше всего тактику применить при разговоре с начальником, а с дочерью посоветуйтесь, какой костюм (галстук) или платье выбрать для корпоративного мероприятия. Они большие эксперты в подобных делах. Только не спорьте с ними, а просто примите их совет.

Начните сначала сами делиться с детьми проблемами и радостями, и тогда дети станут больше доверять и тоже начнут рассказывать про все-все на свете. Освободитесь от привычки их за все ругать и критиковать, а если не согласны, то обязательно выслушивайте точку зрения ребенка, а потом приводите доводы в защиту своей. Аксиомы из разряда «так будет, потому что я так сказал(а)» — тут не подходят. Только диалог на равных, но с авторитетом вас как взрослого, с приведением примеров из семейной истории, из книг, политики и т.д. и т.п. Пожалуйста, разговаривайте со своими детьми!

Придумайте некие заседания тайного семейного совета, на котором за круглым столом вся семья будет обсуждать вопросы за день или за неделю, решать конфликты. Подайте ребенку лишь идею подобного коллегиального органа, а название, регламент заседаний он с удовольствием додумает сам, сам же будет вести протокол…

В одном из подмосковных детских лагерей, в котором мне довелось работать, ребята каждое утро и вечер проводят так называемые общие сборы. На утренних сборах планируются дела на день, идет награждение участников и победителей вчерашних мероприятий. На вечерних сборах, которые иногда проходят в форме «свечек», подводятся итоги дня. Дети всегда могут высказать вслух свой восторг, дать оценку происходящему, друг другу в глаза высказать свое недовольство или, наоборот, поблагодарить. Они учатся слушать друг друга, вместе или один на один (в присутствии взрослого) всегда готовы решить конфликтную ситуацию. И у них это получается. Они превращают «свечки» из приятно-таинственного завершения дня в очень тонкий психологический тренинг. Взрослые постоянно общаются с детьми, дети постоянно общаются между собой, учатся слушать, а самое главное — слышать и быть услышанными. И это в равной степени относится как к детям 7-11 лет, так к подросткам 12-17 лет.

Как показывает опыт проведения таких «свечек», в результате прохождения игр и тренингов на лидерство и сплочение, занятий по актерскому мастерству, дети начинают лучше понимать друг друга и взрослых, становятся общительнее, добрее и терпимее друг к другу, у них появляются навыки работы в команде, они не бояться высказывать свое мнение, брать на себя ответственность. Отношения сотрудничества, которые устанавливаются в лагере, переносятся потом и в школу и семью. Но их необходимо поддерживать, иначе ребенок может еще больше замкнуться и даже ожесточиться.

Поэтому, уважаемые родители, общайтесь со своими детьми как можно больше, делитесь с ними сокровенным, будьте с ними предельно искренними. И тогда ребенку не понадобиться параллельный мир, в каком бы заманчивом виде он не представал. В виде компьютерной игрушки или в каком-то другом обличье. Он будет относиться к компьютерной игрушке именно как к игрушке, в которую можно иногда поиграть в свободное время или в качестве поощрения за хорошую учебу (быть может, даже вместе с родителями — почему нет, если это игра в цивилизацию или интересный квест). Поверьте, ребенок будет играть совсем недолго, так как у него уже появятся более важные дела и интересы.

Каким должен быть рабочий стол ребенка, чтобы компьютер не испортил ему зрение и осанку?

Чтобы осанка и зрение ребенка не пострадали, вам нужно правильно оборудовать его рабочий стол. Во время этого процесса придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Монитор компьютера должен находиться на расстоянии пятидесяти-семидесяти сантиметров от головы чада.
  2. По вечерам, когда ребенок играет в компьютер, вам нужно включать свет в его комнате. Это необходимо для того, чтобы его зрение не испортилось в темноте.
  3. Раз в сорок минут ребенок должен останавливаться. И проводить специальную гимнастику для глаз. Ее методики можно найти в интернете.

Если вы не учтете эти моменты, то даже непродолжительное сидение за компьютером может негативно повлиять на вашего ребенка. Его зрение ухудшится. Также, у него может появиться синдром «сухого глаза». 

Причины компьютерной зависимости у подростков

Выделяют несколько причин возникновения компьютерного пристрастия. Компьютер является мощнейшим инструментом для обработки и хранения информации и поэтому эта особенность приобретает привлекательное для многих личностей значение. Но компьютерная зависимость у взрослых людей не способна сравниться с той катастрофой, которая возникает у подростков, нуждающихся в специфическом лечении от данного состояния. Для подростка, как для мыслящей личности, большое значение приобретает доступ к информации, а чем он шире, тем наиболее притягателен.

Исследователи обнаружили тревожащий факт: все больше снижается возраст активного пользования компьютером и сегодня мало уже кого можно удивить, что 6-летние дети обращаются с техникой лучше многих взрослых.

Родители, дав неограниченный доступ к компьютеру, в первое время радуются, когда ребенок всегда находится дома, спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами и отдыхать. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, ведь чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем будет лучше, но имеется тревожащая статистика, свидетельствующая о новом заболевании — компьютерной зависимости. Это связывают с тем, что подростковая психика еще не сформировалась и является очень уязвимой, ведь неспроста подростки мгновенно пристращаются к вредным привычкам.

Проблема компьютерной зависимости у подростков наиболее остро возникла в период бурного развития информационных технологий и современные дети вообще не представляют свою жизнь, досуг и учебу без компьютера. Психологи бьют тревогу о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, являющуюся аналогом наркотической. В настоящее время компьютер в жизни подростка занимает первое место по значимости.

Как подростка отучить от компьютера или хотя бы отвлечь? Это интересует многих родителей. Взрослым необходимо рассказывать детям о своих переживаниях, но, не используя запреты, читая морали и устраивая скандалы. Такие методы действенны относительно десятилетних детей, но не шестнадцатилетних подростков.

Отрицательные стороны игр

Ненормированные игры на смартфоне, компьютере могут приводить к проблемам со здоровьем

Когда у родителей возникает вопрос, можно ли играть ребенку в игрушки на компьютере или смартфоне, то появление подобного интереса может быть небеспочвенным, так как рассматриваемые игры действительно могут навредить детскому организму.

  1. Длительное сидение перед экраном, а ребенок часто в этот момент прекращает моргать или держит близко к лицу смартфон, приводит к снижению остроты зрения.
  2. Нарушение дневного распорядка. Игра может так затягивать, что у малыша совершенно вылетает из головы, что ему нужно сделать (пойти на прогулку с друзьями, выполнить домашнее задание или вовремя лечь спать).
  3. Появление раздражительности, агрессивности в случае, когда ребенок играет в игры со сценами насилия. Подобное поведение может появляться и при развитии игровой зависимости, возникать в ситуациях длительного отсутствия девайса, невозможности войти в игру.
  4. Ухудшение навыков общения с живыми людьми, появление конфликтности.
  5. Увлеченность играми может также повлиять на снижение успеваемости.
  6. Не исключено появление проблем с осанкой, развитие сколиоза.
  7. Вероятность развития компьютерной или игровой зависимости.
  8. Может приводить к перевозбуждению нервной системы.
  9. Не исключено появление проблем со сном.
  10. Ухудшение психологического состояния. В ситуации, когда ребенок долго не может пройти какой-то уровень или игра требует вноса денег, в которых отказывают родители, или он играет в игрушки со сценами насилия, излишней агрессией, может появиться нервное перевозбуждение, стресс, сформироваться депрессия.

Сегодня нередко школьники играют в смартфонах не только на переменах между занятиями, но и во время уроков, что приводит к снижению успеваемости, не усвоению материала.

Важно понимать, что полный запрет игр может привести к протесту, особенно в подростковом возрасте. Кроме того, запретный плод сладок

Стоит учитывать тот факт, что в современном мире в гаджетах сидят все (от малого до старого). Важно понимать, что в школе Вашего ребенка будут окружать дети, которые играют в смартфонах.

Игры на компьютере или личное время?

Угроза зависимости, даже если в семье удалось воспитать культуру общения с гаджетами, может случиться, когда ребенок пойдет в школу (или перейдет в 5-6-й класс). У всех в школе есть гаджеты, и будет странно, если вы в качестве превентивной меры не купите ему смартфон

Потому что ребенку важно находиться в одном культурном поле с ровесниками. Как он будет его использовать без вашего контроля — большой вопрос

Когда можно говорить о компьютерной зависимости? Если ребенок любого возраста:

  • агрессивно реагирует на попытки отобрать планшет, проводит с ним все больше и больше времени;
  • отказывается по утрам идти в сад или школу;
  • не хочет гулять, потому что не доиграл в игру;
  • играет тайно по ночам, у него нарушается аппетит и сон.

Родители-радикалы в таких случаях могут и совсем отобрать заветную игрушку. Я бы советовала начать с четких ограничений. Вы — взрослый. И можете исправить ситуацию. Утвердите правила: играем не более часа в день. Всегда следуйте этому правилу. Дайте ребёнку немного времени на закрепление привычки (истерик не избежать, но надо стоять на своем), и вы увидите положительный результат.

Многие родители настолько боятся гаджетов, что готовы набить каждый день ребенка кружками, секциями и развлечениями — а значит, не оставляют времени не только для игр, но и для себя. А ведь личное время, которым дети могут распоряжаться так, как их захочется, необходимо для формирования счастливого человека, который знает, чего хочет, и способен найти занятие по душе. Поэтому в войне со смартфонами давайте без перегибов.

Рекомендации по работе за компьютером

Чтобы от работы с устройством была получена польза и исключено вредное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил при его использовании. Способы защиты представлены ниже.

Рекомендуется использовать современный монитор, который отличается высоким разрешением. Это позволит минимизировать излучение, снизить нагрузку на глаза. Желательно использовать удобные стулья, как в офисе. Благодаря этому можно не только обеспечить себе комфорт, но и снизить нагрузку на мышцы спины. Иногда после установки нового монитора ощущается давление в области глаз, возникают боли в голове. В таком случае придется изменить настройки, которые способствуют тому, чтобы снизить яркое излучение и исправить неверно выставленную цветовую палитру. Также рекомендуется разместить экран под углом 90 градусов, чтобы убрать излучение бликов.

При работе за компьютером монитор должен находиться от глаз на расстоянии 70 см

При этом важно, чтобы спины была прямая, плечи не напрягались, а ноги удобно располагались на полу. Важно правильно распределить время труда и отдыха

Если работать долго, это может нанести вред здоровью. Необходимо прерываться каждый час. В период отдыха можно походить по комнате, полежать несколько минут с закрытыми глазами или заняться какой-то физической работой по дому.

Не стоит забывать о ежедневных прогулках, от них будет только польза. Рекомендуется заняться каким-либо видом спорта. Для здоровья человека физические упражнения не принесут вред.

Если в доме есть дети, важно контролировать, сколько времени они проводят за устройством. Излучение не самым лучшим образом сказывается на неокрепшем организме ребенка

Детям можно сидеть за монитором не больше получаса в день. Чтобы следить за этим, желательно воспользоваться такой программой, как «родительский контроль».

Чтобы снизить вред, можно постараться два дня в неделю вообще не включать устройство. Это даст возможность отдохнуть глазам, а также удостовериться, что излучение не скажется отрицательно на членах семьи, которые не пользуются аппаратом, а просто находятся на близком расстоянии от него.

Чтобы уменьшить вред на суставы, можно принимать витамины и кальций. Организму необходимо сбалансированное питание. Излучение, исходящее от устройства, не сможет навредить крепкому иммунитету.

С целью избавления глаз от напряжения необходимо выполнять специальные упражнения. Для этого осуществляются вращательные движения зрачками. Также можно делать примочки из травяных настоев, молока или чая. Вред напряжения на глаза уберут контрастные компрессы. Большой популярностью сегодня пользуются специальные компьютерные очки, которые позволяют справиться с отрицательным влиянием на зрение.

Компьютер приносит людям не только вред, но и пользу. Без него сейчас трудно представить жизнь. Его используют практически во всех технологических и других процессах. Это неиссякаемый кладезь информации. Однозначно, проводить все время за монитором не стоит. Это к добру не приведет. В период использования устройства рекомендуется задуматься о способах защиты от негативного воздействия на здоровье, и тогда излучение и другие отрицательные факторы будут нипочем.

Мнение психологов по поводу того, можно ли детям долго играть в ПК

Психологи не рекомендуют детям проводить чрезмерное количество времени за ПК. Они считают, что это тлетворно влияет на ребенка:

  1. Приводит к тому, что чадо не хочет заводить новые знакомства. Гулять с друзьями. Проводить время на свежем отдыхе.
  2. Ухудшает интеллект чада. Ребенок перестает отдавать свои силы на изучение нового материала в школе. И вместо этого все свободное время посвящает компьютеру. Из-за этого снижается его успеваемость в школе. 
  3. Провоцирует появление настоящей зависимости от ПК. Это приводит к тому, что ребенок не смыслит жизни без компьютера. Каждую минуту он думает только о том, как бы побыстрее попасть домой. И поиграть в ПК.

Периодически давать ребенку играть в компьютер можно. Это бывает полезно. В качестве эмоциональной разрядки.

Однако, важно следить за тем, чтобы ребенок не переусердствовал. И не уделял компьютеру чрезмерное количество времени

Возвращение в семью

Для того чтобы победить зависимость, придется много работать всем членам семьи. Сотрудничество и уважение должны быть инструментами этого процесса выбора. Лучший способ отучить детей от интернет-зависимости состоит в том, чтобы они сами прочувствовали преимущества реальной жизни против виртуальной.

Вот несколько советов, придерживаясь которых родители справились с интернет-зависимостью своих детей, их можно учитывать, перед тем как отвлечь ребенка от компьютера и телефона:

  1. Проведение совместных видеосеансов игры, пусть ребенок научит родственников одной из своих любимых видеоигр. Они могут признать игру поучительной, сложной или плохой. Этим будет показано ребенку, что они открыты и готовы попробовать что-то новое вместе с ним. Существует большая вероятность того, что ребенок прислушается к мнению близких.
  2. Предлагают ребенку вести учет времени, проведенного на играх в течение недели. Показывают ему наглядное представление о том, сколько свободного времени уходит на онлайн. Вполне вероятно, что ребенок не учел этого и будет удивлен результатами. Можно предложить список полезных и интересных дел и возможностей, которые он мог выполнить за то же время.
  3. Организовывают активные совместные занятия в помещении или на свежем воздухе для детей и их друзей.
  4. Начинают долгосрочный проект по реализации желанных целей ребенка, которые кажутся ему недостижимыми. Если родители смогут реализовать то, чем увлекается ребенок, то можно помочь ему реализовать свою страсть. Большинство детей не предполагают о процессе долгосрочных проектов, нужно показать им, как планировать и финансировать их. Это будет долгое время занимать сознание малыша. Например, построить доску для серфинга, отремонтировать старую машину, сшить платье, сделать домик на дереве, выполнить путешествие на велосипедах. Такой долгосрочный проект с ребенком будет вознаграждением для всей семьи.
  5. Признать усилия ребенка в офлайн-занятиях. Исследование, проведенное стэнфордским психологом Кэрол Дуэк, показало, что способ, которым родители предлагают одобрение, влияет на поведение детей и их отношение к себе. Двек провел исследования, в которых подростках давали ряд сложных проблем из теста IQ. Дети, которых похвалили за их интеллект, готовы отказаться от возможности выполнить новую задачу, которая может выявить их недостатки и поставить под сомнение их талант.
  6. Участие в видеоигре, часто является уединенной деятельностью. Совместный обед или ужин в кругу семьи предоставляет ценную возможность для общения. Запланированная совместная трапеза помогает вытащить детей из «изолированного пузыря» на игровых приставках и вовлечь в обмен идеями. Семейные обеды должны быть местом для открытой дискуссии, где дети могут обсудить свои игровые достижения, если они захотят, и где они также могут узнать мнение всех членов семьи, что помогает оценить время, проведенное за игрой.

Для того чтобы побудить ребенка тратить меньше времени на игры, требуется больше времени от родителей. Это не всегда легко, учитывая плотные графики, но оно того стоит, особенно для семьи, в которой главным приоритетом является здоровье. Только так можно снизить негативное влияние компьютера на детей.

Достоинства компьютера

С раннего возраста, родители приучают детей к интернету и видео играм, сами того не понимая, развивают зависимость

Для маленьких детей важно постоянно развиваться, придумано немало настольных игр, разных кубиков конструкторов, но родители отдают предпочтения развитию своего чада с помощью монитора, ведь так можно сэкономить деньги и время. Их легко приобрести или скачать в интернете, а большое разнообразие дает возможность выбрать и удовлетворить нужды привередливого ребенка

Компьютерные видеоигры образовательного характера позволяют развить у маленьких детей внимательность, познакомить их с окружающим миром и развить мышление.

Конечно, у взрослых или подростков эти игры вызывают отвращение и недоумение, ну а маленьким детям нравится. Компьютер – это универсальный электронный учебник, где можно найти практически любую информацию за несколько секунд. Больше не приходится переворачивать литературу и энциклопедии, дабы найти ответ на интересующий вопрос. Подростки, у которых есть дома интернет могут делать уроки быстрее и экономить время на прогулки или развлекаться в компании видеоигр.

Почему они предпочитают компьютеры?

Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни. Снимается родительский контроль; обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которыми управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока. Эта иллюзия управления реальностью — самый сильный мотив компьютерных игр. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.

Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры. Неизученным, но явно действующим является гипнотический эффект экранных технологий

Подвижные картинки, как и любые движущиеся предметы, могут завораживать, приковывать внимание. Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон

Время в таком состоянии летит незаметно, а пространство сужается до рамки экрана.

Манипуляции с компьютером производятся легко. Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Она очаровывает и некоторых родителей, чье детство прошло без компьютера. Им кажется, что их дети — маленькие гении и наделены особыми способностями. И детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.

Большинство игр построено по принципу сериала: заканчивается одна сессия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.

Персонажи игр исключительно привлекательны. С главным героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться, за ним интересно следовать, с ним почти всегда ждет победа.

Компьютерная игра, как всякая азартная игра, сопровождается выработкой гормонов. Игры — это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр — это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет игру на компьютере.

Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память. Дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности. Им приятно ощущать, как быстро появляются навыки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector