Когда лучше отдавать ребенка в детский сад?

Почему же трехлетие?

Итак, по закону Российской Федерации дети должны быть обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях, достигнув 3-летнего возраста.

  • не окрепшая иммунная система ребенка;
  • отсутствие профилактических прививок;
  • неустойчивое психоэмоциональное состояние малыша;
  • невозможность создания групп с большим количеством детей (поскольку у малышей нет элементарных навыков самообслуживания);
  • возможность нахождения одного из родителей в декретном отпуске до 3 лет (данный факт предусмотрен законодательством РФ);
  • только с 3 летнего возраста ребенок начинает нуждаться в общении с целью приобретения новых знаний и навыков.

Оптимальный возраст для детского садика

Почти всех родителей интересует, с какого возраста отдавать ребенка в садик, чтобы адаптация прошла успешно, болезни одолевали не слишком, а сама разлука не травмировала психику.

Изучая многочисленные отзывы мам, а также психологов, воспитателей и педагогов, можно сделать вывод, что оптимальный момент для того, чтобы начать посещать детское дошкольное учреждение — 3-3,5 года.

В этот период, ребенок уже вполне может некоторое время оставаться без родителей, обладает базовыми навыками самообслуживания, а также выраженной потребностью в общении с другими детьми, имеет более крепкий по сравнению с 1,5 годовалыми крохами иммунитет.

Кроме того, у трехлеток обычно не формируется опасное состояние, называемое «комплексом неполноценности». Это ощущение, что он не нужен маме и папе. Именно от такого состояния страдают малыши, отданные в сад слишком рано.

Минусы

Минусов у системы ДОУ как таковой немного – все зависит от характера ребенка и конкретного учебного заведения. В чем причина отказа многих родителей от сада, несмотря на плюсы?

Требуют режим и дисциплину, которые не нужны

Многие родители считают, что приучать малыша к жесткой дисциплине раньше школьного возраста не нужно. Они придерживаются мнения, что:

  • режим у детей должен быть индивидуальным;
  • когда ребенку кушать, а когда спать – решает только он сам.

В саду никто не будет подстраиваться под комфортный для маленькой “совы” режим – все кушают, гуляют, спят и учатся строго по расписанию.

Не учат работе в команде, не помогают в социализации

Для тихого, спокойного ребенка в раннем возрасте большой коллектив будет скорее минусом. Такие малыши лучше учатся работать в команде в небольших группах разновозрастных детей – например, в среде братьев или близких родственников.

В трехлетнем возрасте дети достаточно тяжело вливаются в коллектив сверстников, и ранняя социализация может обернуться тяжелейшим стрессом.

К тому же взаимодействовать и “быть командой” сад не учит. Напротив, здесь дети быстро понимают, что каждый отвечает сам за себя.

Плохо развивают индивидуальные умения

Если в группе 30 детей и больше – рассмотреть личность в каждом и развивать его таланты воспитатель попросту не сможет. На это не хватит ни времени, ни сил.

  1. С тихим, хорошо рисующим малышом никто не будет заниматься творчеством часами – два урока рисования в неделю для всех будут нормой.
  2. Даже если ребенок уже освоил буквы или простейшие арифметические действия и готов идти дальше – в саду он будет по сто раз повторять вместе с остальными то, что он уже знает.

Для одаренных малышей посещение сада может стать препятствием для развития способностей. Более того – ребенку наскучит повторять одно и то же много месяцев подряд и интерес к любимому ранее занятию (рисованию, математике, чтению) может угаснуть.

Вызывают сильный стресс у дошколят

Практически для всех детей адаптация к саду – серьезный стресс. Ребенок может привыкать к новому распорядку, воспитателю, сверстникам от нескольких недель до бесконечности – некоторые дети не привыкают к ДОУ никогда.

Если малыш и после двух месяцев посещения сада плачет, с ужасом ждет понедельника, не подружился ни с кем в группе и не привык к воспитателю – нужно задуматься, стоит ли его туда водить.

Как решить, отдавать ли ребенка в сад?

Я считаю, что такое решение зависит от вашего образа жизни. От того, как вы представляете себе дальнейшую жизнь. Также оно зависит от характера ребенка, но в первую очередь — от вас. Планируете ли вы выйти на работу? Справляетесь ли дома с детьми? Общительны ли вы? Любите ли заниматься чем-то с ребенком? Вопросов много, разберем все по порядку.

Детский сад: доводы «за»

1. Можно выйти на работу. Иногда это — главный довод. И все остальное уже неактуально. Но, как правило, такие женщины не изучают в интернете статьи «за» и «против» детского сада.

2. Если ребенок в садике, вы можете спокойно заниматься своим хобби. Получить водительские права, пройти какие-то курсы, посещать тренажерный зал…

3. Если у вас недавно родился еще один ребенок, и вы не справляетесь с двумя (или тремя?) сразу… Лучше отдать старшего в садик, чем психовать и погружаться в депрессию.

4. В детском саду малыш будет получать больше эмоций. Кроме того, если ваше чадо — очень подвижное и неугомонное, ему проще будет выплеснуть свою энергию в саду.

5. Воспитатели будут постоянно развивать вашего малыша. Песни, пляски, поделки… Групповые игры… Много общения… В подобных учреждениях детки быстрее осваивают что-то новое.

6. Возможно, ребенку будет проще адаптироваться к школе. Возможно, но не факт.

Почему я не отдаю своего ребенка в детский сад?

Не буду писать стандартный свод пунктов «против» детского сада. У всех разные условия. Что-то вам будет близко, а что-то — нет. Честнее будет рассказать, почему лично я приняла для себя подобное решение.

1. Лично я считаю важным, в какой атмосфере будет расти ребенок. Что будет видеть вокруг себя. Какие люди будут его окружать? До школы — очень важный этап детского развития, в котором закладываются основные принципы, основное представление о жизни. Разумеется, нет гарантий, что ребенок не свернет куда-то в сторону, не начнет пить, курить и т.д. Но почему бы не постараться сделать все, что в наших силах? Не все могут похвастаться хорошей атмосферой в доме. Но слава Богу, я за нашу семью спокойна. Мой супруг — очень духовный человек, мы оба старательно работаем над собой и стремимся быть для детей достойным примером. Обычный детский сад, если там нет никакой религиозной направленности, не может создать у себя такую мирную благостную атмосферу. Думаю, что во многих домах обстановка достаточно хорошая, просто не все придают этому значение.

2. Многие учителя и психологи говорят, что до 5 лет малышу нужно много любви. Много объятий, тепла, внимания. Воспитатель не сможет этого дать. Во-первых, в группе много детей. Во-вторых, воспитатель — не мама. А дома я могу обнимать дочку при каждой возможности. И стараюсь делать это чаще.

3. Мне не сложно с двумя детьми дома. Я потому и решила поскорее родить второго ребенка, чтоб старшей дочке было не скучно. И я готова много времени уделять детям.

4. Мы очень часто ходим в гости к нашим друзьям-единомышленникам. Там дочка играет с другими детьми. Кроме того, я активно общаюсь с другими мамами на детских площадках, нахожу своему ребенку компанию. Недостатка в общении у нас точно нет.

5. Через год начнем ходить в кружки на групповые занятия. Или позже. Но сейчас — еще рано.

6. В детском саду ребенок не видит домашней жизни. Не видит, как мама дома готовит обед, убирает. Малыш не приобщается к домашним делам. А на мой взгляд, участие в домашних делах гораздо важнее детсадовских «развивашек». Особенно, для девочки.

7. В саду ребенок получает много новых эмоций. Но в этом есть и минус: малышу потом сложно занять себя дома. Разумеется, так бывает не всегда.

8. Наши принципы здорового питания не совпадают с питанием в детских садах. Там редко дают свежие фрукты и овощи, зато часто дают мясо с простым гарниром.

9. Мне интересно заниматься воспитанием детей. Более того, я понимаю, что это — моя материнская обязанность, мое служение («Воспитание детей, как служение Богу»). Поэтому не хочу перекладывать эту ответственность на других.

Есть много материалов про детский сад, много исследований «за и против», но решение принимать только вам. Исходя из ваших условий жизни, ваших принципов и желаний. Также рекомендую прочитать заметки «Почему устают мамы?» и «Жизнь в радость». Возможно, это повлияет на ваше отношение к быту с детьми.

Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года

Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.

Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.

После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много

Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся

Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.

В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?

Общие условия приема малыша в ясли

На самом деле родители могут оформить ребенка в ясельную группу с 9 месяцев с условием, что он самостоятельно ходит на горшок и умеет кушать. В случае, если дитя не умеет правильно держать ложку и орудовать ею, а также проситься в туалет, в ясельную группу его не возьмут.

К каким факторам можно отнести ещё и дневной сон малыша, насколько он хорошо самостоятельно засыпает или ему требуется петь колыбельную. Часто группы бывают переполнены, а количество воспитателей не увеличивается и ему одному очень сложно справиться со всеми малышами физически

Важно, чтобы ребенок самостоятельно засыпал. В противном случае распорядок дня будет нарушен, и другие детки не смогут нормально заснуть

Если нужно срочно выходить на работу, необходимо в максимально короткие сроки попытаться научить кроху управляться с самым главным. Приучать малыша нужно постепенно, не травмируя ребенка. Если у него это плохо получается, стоит подумать, готов ли он к общению со сверстниками и пребыванию в яслях.

Наиболее подходящим возрастом является полтора – два года. Это время, когда дети хорошо управляются с главными задачами. Также это переходной период, когда дети остро реагируют на отсутствие мамы или папы, нуждаются в повышенном внимании. Если момент адаптации малыш переносят тяжело, можно отложить на некоторое время затею, дать ему подрасти.

По законодательству

Согласно законам РФ правом бесплатного образования могут пользоваться маленькие граждане, независимо от региона проживания и места регистрации. В 2019 году Министерство образования внесло изменения в закон о дошкольных учреждениях. Новые внесённые изменения обязывают дошкольные учреждения принимать малышей, возрастом 3 лет, если есть свободные места. А решение по поводу приема малышей до 3 лет изменений не претерпело, и каждый детский сад решает вопрос самостоятельно. То есть, если родители захотят отдать малыша в сад в раннем возрасте, а мест не хватает, сад вправе отказать в просьбе.

По достижению ребёнком 2,5 лет, его берут в ясли согласно процедуре, если он стоял в очереди. Но если ему не исполнилось 2,5 лет, а очередь подошла, сад в праве не брать малыша.  Чтобы очередь малыша дошла вовремя, в больших городах, где часто не хватает мест в яслях, его записывают с момента рождения.

Группа кратковременного пребывания

Согласно законодательству, если оба родителя официально трудоустроены, существует шанс попасть в группу кратковременного пребывания. Она отличается от основной тем, что здесь не нужно спать, и малыша не кормят. То есть, время пребывания ограничивается.

Распорядок дня выглядит примерным образом. С утра мама приводит малыша в садик после завтрака, где он занимается, гуляет, но на обед родители его забирают. Он так лучше адаптируется к новым условиям и может безболезненно оставаться на полный день.


С какого возраста отдавать ребенка в ясли — решать родителям

Возраст и ясельная группа

Времена, когда мама была в декрете ровно год, ясли считались необходимостью. На сегодняшний день эта сфера претерпела реорганизацию, сейчас учреждения готовы принять карапузов, возраст которых превышает полтора года при условии, что ребёнок может за собой ухаживать. Но большинство садиков переполнены.

Потому некоторые мамы вынуждены обращаться к услугам частных садиков, где есть свободные места и попасть туда можно без предварительной записи. Единственным недостатком здесь является высокая стоимость его посещения. В среднем она обходится в 25000 руб. в месяц.

Мнения родителей

Точную информацию и мнении мам и пап можно узнать на различных форумах, где родители делятся опытом. Малыша, возраст которого не превышает 2 лет, устроить в сад намного сложнее. Такой привилегией могли пользоваться родители, которые записали своего малыша сразу после рождения.

Мнение психолога

Специалисты в данной области рекомендуют находиться малышу в окружении родных людей в возрасте до 3 лет, поскольку этот период не требует активно общения со сверстниками, их словарный запас еще недостаточный. А длительное расставание с мамой или папой сильно подкашивают детскую психику.

В случае, если посещения детского сада не избежать, важно окружить чадо вниманием и постоянно спрашивать, как прошёл день. Необходимо объяснить ребёнку, что расставание временное и это вынужденные меры, мама должна идти работать, чтобы купить ему продукты или игрушки. Очень важно не нарушать обещания, данные ребенку

Очень важно не нарушать обещания, данные ребенку

Правила для родителей

Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.

Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.

Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.

Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.

Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.

Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.

С какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад ?

С точки зрения психологов

Официально детей в садик принимают с полутора лет, если в садике есть ясельная группа. Некоторые родители рассуждают — чем раньше, тем лучше, ребёночек раньше адаптируется к садику и всему научится: самостоятельно есть, пользоваться горшком, разговаривать. И оформляют малыша в садик в 1,5 года и даже раньше. Для некоторых детей такой вариант проходит.

У большинства детей получается следующее

  • Ребенок писает в штаны, это доставляет ему неприятные ощущения, плюс способствует частым заболеваниям.
  • Ребенок не может есть сам и не согласен, чтобы его кормили воспитатели (он их считает чужими тётками). В результате малыш голодный и капризный целый день. Все играют в игрушки — а он хочет кушать.
  • Выразить то, что он хочет, малыш не может, потому, что не научился говорить.
  • Малыш ещё не готов длительно общаться со сверстниками и делить с ними игрушки.
  • У малыша формируется отрицательное отношение к садику. Он не хочет туда идти. На этом фоне больше вероятность, что малыш заболеет.

Чтобы ребенку было комфортно в детском саду

  • Необходимо приучить его к горшку,
  • Научить самостоятельно есть ложкой,
  • Научить разговаривать простыми фразами.

Большинство детей успешно обучаются этому к 2-м или 2,5-й годам. С точки зрения легкости привыкания к новым условиям: к детскому коллективу, к воспитателям, режиму — это лучший возраст. К 2-м — 2,5-й годам у детей уже есть потребность в общении со сверстниками. Именно детей с двух лет обычно приглашают оформляться в садик.

С точки зрения иммунологов

Иммунная система ребенка формируется к четырём годам. До этого возраста дети часто и достаточно тяжело болеют при встрече с инфекцией. Почти все дети, вновь оформившиеся в садик часто болеют в течение первого года.

Что с этим делать ?

  1. Подождать до четырёх лет. Для тех, у кого есть бабушки или няни— это хороший вариант. В 4 года ребёнок достаточно легко адаптируется в садике, и болеть он будет легче, чем в 2 года.
  2. Отдать в садик с двух лет, и ждать, когда малыш переболеет всем, чем возможно. Так поступает большинство родителей. Таким образом основная масса детей тоже адаптируется к садику и через 1-2 года начинает болеть реже. Но часть детей болеет так часто и тяжело, что ребёнка из садика приходится забрать совсем или сделать длительный перерыв по медицинским показаниям (на полгода или на год).
  3. Сделать ребенку до детского сада все возможные прививки.

На последнем пункте остановимся подробнее.Если делать плановые прививки: АКДС, от полиомиелита, гепатита и любые другие, когда ребенок уже посещает садик, это создаёт малышу дополнительный стресс и неприятные ассоциации с садиком. Сразу после прививки иммунитет малыша ослабевает и ребёнок хуже противостоит инфекциям. Поэтому все обязательные прививки рекомендуется сделать до первого посещения ребеночком детского сада.Если привить ребенка от пневмококковой, гемофильной, ротавирусной инфекции, ветрянки и гриппа, это значительно снизит частоту и тяжесть заболеваний ребёнка. Он будет реже болеть ОРВИ, и реже страдать от их осложнений: отитов, пневмонии, риносинуситов. Не заболеет ветрянкой, ротавирусной инфекцией, гриппом. По мере возможности — рекомендуется сделать и эти прививки ребенку до первого похода в детский сад .

Как ещё можно укрепить иммунитет ребенка перед садиком — читайте здесь.

Основные аспекты

Положение о дошкольных образовательных учреждениях от 12.09.2008 года № 666 отвечает на вопрос: «С какого возраста берут в детский сад?» следующим образом: при наличии ясельных групп можно отдать ребенка по достижению им одного года. В некоторых учреждениях принимают ребят с двухмесячного возраста. Но такие воспитанники ДОУ — редкость.

Хотелось бы заметить, что если у родителей есть возможность не отдавать своих малышей в детский сад в столь раннем возрасте, то ею нужно обязательно воспользоваться, поскольку не окрепшая иммунная система ребенка будет подвержена сильным испытаниям.

Новый закон о дошкольных образовательных учреждениях от 2015 года на вопрос: «С какого возраста должны брать в детский сад?» — дает другой ответ. Дети возраст, которых находится во временном промежутке от трех до семи лет, должны быть обеспечены местами в детских садах. А родители имеют право отдать своего ребенка в ДОУ в любое время, если малыш соответствует перечисленным критериям.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации

Нарушения настроения

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

Нарушения сна

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время, Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

Нарушения аппетита

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

Понижение иммунитета

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.

В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.

Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием

Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т

д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.

Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.

Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?

В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа

Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс

Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.

Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».

Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя

Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу

В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.

А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.

Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.

Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».

О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector