Развитие речи у детей 3-4 лет: игры, логопедические упражнения, речевые занятия

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями

Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях. Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка

Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье»

В итоге ребенок подражает тому, что слышит. Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

Мастерство чтения вслух

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

Определения

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

Рифмы

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

Искусство этикета

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Стимулы для формирования речи

Чтобы быстро научить говорить ребенка до 3 лет, нужно всячески стимулировать его к произношению слов и общению. Для этого существуют простые, но действенные способы:

Отказ от соски. Груднички, сосущие соску, намного позже начинают разговаривать, чем дети, которым этот предмет вообще незнаком. Все дело в том, что время длительного сосания мышцы, участвующие в формировании речи, практически не развиваются.

  • Расширение словарного запаса. Если двухлетний малыш говорит уже некоторые слова, нужно чаще показывать ему что-то новое и обязательно подробно объяснять назначение этого предмета, расширяя его словарный запас.
  • Подвижные игры. У детей первых лет жизни психика еще недостаточно окрепла, чтобы выдерживать занятия и спокойно сидеть на одном месте в течение длительного времени. Поэтому изучение новых слов должно проходить исключительно в форме игры.
  • Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется тренировать мышцы языка с помощью специальных упражнений (сложить губы трубочкой, дуть на кусочек ваты при помощи соломинки, слизывать языком варенье, издавать цоканье, надувать щеки).
  • Словесное отзеркаливание. Маме нужно повторять все фразы и слоги, которые произносит её кроха, а потом проговорить свои слова, чтобы ребенок их повторил. Эта веселая игра поможет ребенку 2—3 лет быстрее заговорить.

Стимуляция конечностей. Логопеды убеждены, что игры с мелками предметами приводят к раннему развитию речи у ребенка. Можно заниматься рисованием на рассыпанном песке, крупе, нанизывать на ленточку маленькие бусинки, делать пальчиковую гимнастику, чтобы стимулировать нервные окончания на пальцах рук ребенка.

  • Ежедневное чтение. В годик малыш будет активно рассматривать красочные картинки, а с возрастом начнет внимательно слушать сказки и пересказывать их.
  • Разучивание детских песенок. Плавность фраз и положительные эмоции стимулируют развитие речевого аппарата.
  • Отсутствие фоновых звуков. Во время занятий телевизор или компьютер должен быть выключен, чтобы кроха не отвлекался на посторонние звуки и не засматривался на мелькающие кадры.
  • Специальное произношение неправильных слов. Этим способом нужно пользоваться во время чтения хорошо знакомых ребенку стишков или рассказывания сказок. Например, нужно сказать, что посадил дед не репку, а кепку, и дать возможность малышу поправить запутавшуюся маму.
  • Речь без упрощений. Если мама в присутствии ребенка будет называть машину «бибика», а котлету — «кета», то и малыш запомнит упрощенные вариации слов и будет произносить их на подсознательном уровне.

Замена жестов словами. Если малыш вместо того, чтобы ответить, просто кивает или показывает пальцем на предмет, нужно сделать вид, что мама не понимает его жестов, тем самым подталкивая его к произнесению слова. Однако не стоит впадать в крайность и доводить ребенка до слез.

Проявление заинтересованности. Многие мамочки хотят научить ребенка говорить в 3 года, но при этом не воспринимают всерьез его попытки к словесным объяснениям. Нужно не только проявлять инициативу в общении с маленьким собеседником, но и быть для него внимательным слушателем, задавать вопросы, искренне выражать эмоции и восхищаться, когда он что-то пытается рассказать.

Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:

Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.

Полное отсутствие речи в два года.

  • Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
  • Повышенное слюноотделение после 3 лет.
  • Неумение улыбаться или высунуть язык.
  • Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
  • Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
  • Гнусавое произношение слов или фраз.
  • Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.

Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Как проходят занятия?

Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.

Далее специалист проводит логопедическую диагностику:

  • выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
  • оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
  • оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
  • выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.

На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.

Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.

К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.

В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.

При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Упражнения, направленные на развитие речи

  • Изучение новых слов рекомендуется начать по группам: животные, фрукты, ягоды и так далее. Каждое слово произносится четко, при этом показывается иллюстрация. Малыш обязательно должен повторять за взрослым. Желательно добавить к предмету описание, а еще лучше сравнение (например, этот мяч большой, а тот — маленький).
  • После этого малыш называет предмет самостоятельно, взрослый только указывает на него. Если ребенок допустил ошибку, поправляют его мягко и доброжелательно.
  • В таком возрасте дети могут отгадывать самые простые загадки.
  • Читайте малышу стихотворения, а после нескольких дней прочтения попросите его самого закончить фразы.
  • В два года дети должны заканчивать не фразы, а хотя бы слова (например, мага- …зин).
    Попросите ребенка создать уменьшительно-ласкательную форму слов (начинать рекомендуется с животных и их детенышей).
  • Задайте деткам элементарные вопросы, пусть дадут на них развернутый ответ. Примеры вопросов: зачем нужна вилка? зачем нужна вода?

Классификация нарушений

Очень большую роль играет правильно поставленный диагноз, так как коррекционная методика, включенная в план работы логопеда, эффективна для одного типа нарушения, но может абсолютно не подходить для другого. Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие диагнозы:

Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи)
Диагноз носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени. Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание.
СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании

Диагноз может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание. Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают диагноз сенсомоторной алалии. Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, как бы это парадоксально ни звучало, является взаимодействие с окружающими. В норме все дети повторяют определенные слова или фразы за взрослыми, это позволяет лучше запоминать новый материал и использовать в дальнейшем эти конструкции в собственной речи. Но у детей с эхолалией этот процесс останавливается на начальном этапе. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такой диагноз может быть поставлен даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо. Однако точный диагноз установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи. Если малыш в 2-3 года использует только отдельные слоги или лепет, а слов – ноль, то это не задержка, здесь диагноз будет более серьезный.

Чаще всего проблемы в развитии одной психической функции влекут за собой отставание в формировании остальных познавательных компонентов: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление. Поэтому в 3-4 года ребенку с ЗРР, скорее всего, установят диагноз ЗПРР – задержку психоречевого развития

Детям с данным диагнозом рекомендовано обучение в коррекционном учреждении, так как одной логопедической работы будет в их случае недостаточно.

В диагностической карте может быть написано сразу несколько диагнозов. К примеру, могут написать сопутствующие, такие как аутизм, эхолалию, ЗПР и др. Тем не менее, пугаться медицинских заключений, полученных по результатам обследования, не стоит. Эффективная комплексная коррекционная работа, особенно начатая на ранних сроках, позволит вывести на качественный уровень и скомпенсировать недостатки в психоречевом развитии.

Запуск речи у неговорящих детей от нуля до фразовой речи необходим в первую очередь тем, кто страдает алалией. Сложнее всего работать с детьми, имеющими диагноз сенсомоторного типа данного нарушения. В этом случае подключаются и другие специалисты, в частности, дефектолог и психолог принимают непосредственное участие в процессе коррекции расстройств у алаликов. Сначала работа будет направлена на формирование понимания, затем только речевой моторики.

Причины отклонения

Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение. Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек. Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.

Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью. Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих». Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.

Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит». Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают. Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.

Среди патологических причин ЗРР выделяют:

  • Неврологические нарушения.
  • Соматические патологии.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка»

Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector