Развитие и питание ребенка в 1 год 9 месяцев

Психическое развитие

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или ). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Питание и сон

В возрасте одного года малыш почти не питается грудным молоком или смесью. Обычно кормление приходится на раннее утро и поздний ужин. Все остальные приемы пищи – это взрослый рацион, адаптированный под ребенка. Также в магазинах продается готовое питание, приспособленное под особенности организма годовалого ребенка.

Состав таких продуктов разный: мясные и овощные пюре, детское печенье и другие. Количество приемов пищи такое же, как и у взрослых: завтрак, утренний перекус (при необходимости), обед, полдник и ужин.

Длительность сна годовалого ребенка составляет обычно около 14 часов. Ночью кроха спит около 12 часов, длительность дневного сна – два часа. Время бодрствования всецело зависит от индивидуальной потребности организма малыша в один год.

Таким образом, 1 год – это период, когда маленький человечек перестает быть младенцем и вступает в новый период своей жизни.

Речевое развитие ребенка в год и пять месяцев

Многие молодые родители переживают, если их чаду уже скоро полтора года, а он еще ничего внятно не говорит. Беспокоиться не стоит — это абсолютно нормально.

Прежде всего, к возрасту один и 5 малыш должен понимать речь, а заговорит он позже.

Итак, в 1 год 5 месяцев ребенок:

  • показывает по просьбе взрослого, где глазки, носик, рот, ручки, ножки и т. д.;
  • знает, как называются игрушки, обобщает их, по просьбе может показать, где лежат все мячики или пирамидки;
  • хорошо различает слова, обозначающие простые действия, выполняет их («положи», «принеси», «покорми» и т. п.).

Что касается речи, то, наверное, это самый индивидуальный показатель. Есть дети, которые молчат лет до трех, зато потом начинают говорить целыми предложениями. Их довольно много, но все-таки более 50 % всех ребятишек к году и 5 месяцам уже умеют:

  1. говорить простые слова, выражающие эмоции: «да», «нет», «хочу», «не хочу», «дай» и т. п.;
  2. показывать, где и кто находится из членов семьи, знает всех по именам; более или менее правильно произносить самые простые имена, а также «мама», «папа», «баба», «дядя» — то есть слова с повторяющимися слогами;
  3. составлять простые предложения, типа «хочу пить», «пойдем гулять», но произносить их по-своему: «пойдем гулять» может превратиться в «айдем гаять» и т. п.;
  4. подражать взрослой речи, но при этом оставляя так называемую автономную речь — то, что понятно лишь самим малышам.

ВАЖНО! Малыш, который молчит, но при этом еще не отзывается на речь и не пытается называть предметы даже по-своему, срочно нуждается в консультации ЛОРа и логопеда.

Если вы видите, что сын или дочка прекрасно понимает вас, отзывается на имя, знает название предметов, может их показывать, то надо проводить с ними игры на развитие речи.

  1.  Можно обыгрывать ситуацию, в которой малыш будет произносить простые слова и звуки: «спой кукле колыбельную, а-а-а» или «попроси у папы карандаши, скажи «дай, папа» и т. д.
  2.  Или попросить ребенка сказать, как квакает лягушка, как мяукает кошка и т. д. А потом наоборот — спрашивать: «кто говорит «ква-ква», а малыш должен отвечать — «лягушка».

Читайте чаду как можно больше книг, четко проговаривая окончания. Беседуйте с малышом медленно, комментируя каждое свое действие. И его речь не заставит себя долго ждать!

Питание и уход за ребенком

Оптимально предложить ребенку в 2 года 10 месяцев 4-разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Общий объем граммов съедаемой пищи в сутки — около 1400, включая жидкость. Из них половина должна быть употреблена во время обеда, другую часть равномерно распределить между приемами пищи.

Примерное меню может выглядеть так:

Завтрак
  • Картофельное пюре на молоке (150)
  • Кефир (200)
  • Пшеничный хлеб с маслом (30/5)
Обед
  • Тертая морковь с яблоком и сметаной (40/10)
  • Куриный суп-лапша (150)
  • Отварное куриное мясо (50)
  • Тушеные овощи (70)
  • Компот из ягод/морс (100)
Полдник
  • Ватрушка с творогом (60)
  • Молоко (150)
  • Свежие фрукты (100)
Ужин
  • Макароны с сыром (100/10)
  • Чай с молоком (150)
  • Хлеб пшеничный с повидлом (40/20)

Все новые продукты надо давать по 1-2 ч.л. в первой половине дня, чтобы была возможность проследить за реакцией организма на них. Под запретом шоколад, можно иногда угощать малыша натуральным мармеладом или зефиром.

Уход за ребенком в 2 года 10 месяцев мало чем отличается от того, что было раньше.

Основные правила те же:

  • Малыш должен спать в отдельной кровати, без бьющего в глаза света, при минимальном шуме.
  • Комнату перед сном надо проветривать.
  • После ужина стоит прогуляться, принять теплый душ.
  • Дневной сон желателен. Общее количество часов сна в сутки — 12.

Маленькие достижения для будущих больших побед

Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:

  • Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
  • Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
  • Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
  • Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.

Игры с малышом в возрасте одного года и пяти месяцев

Несмотря на то, что младенец в 1 год и 5 месяцев проявляет все больше самостоятельности, он очень уязвим. Худшее для него — это расставание с близкими и, в первую очередь, с мамой. Поэтому, если есть возможность, не стоит отдавать его в это время в детский сад.
Оставаясь дома, мама должна играть со своим чадом в развивающие игры. Прекрасно, если удастся вовлечь в этот процесс папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер, ведь сейчас — это самые главные люди для крохи.

Для развития логики

  1. «Что-то одно»: малышу надо найти в разбросанных предметах только красные предметы или только круглые и т. д. и собрать их.
  2. «Простые предметы»: из предложенных двух фигурок (заранее вырезанных из фетра или картона) ребенок должен собрать домик, грибок, деревце и т. п.
  3. «От большего к меньшему»: надо расположить предметы по убыванию или по возрастанию; предметов должно быть не более 5-6 штук.

На внимание

  1. «По парам»: надо сделать несколько пар карточек, где нарисованы какие-то предметы; одну карточку из пары разложите перед чадом, а вторую показывайте ему и просите найти такую же.
  2. «Поиск по звуку»: мама может спрятаться сама, а потом звать ребенка, или спрятать музыкальную игрушку, которая будет издавать звуки. Пусть малыш научится искать по звуку.
  3. «Признак предмета»: среди вещей в комнате или в другом помещении надо найти все красные, все круглые, все мягкие и т. п.

 Для развития мелкой моторики (положительно сказывается на речи ребенка)

  1. «Золушка»: в одну кучку ссыпать сушеную красную фасоль и твердый сушеный горох, задача крохи — разобрать их по отдельным коробочкам.
  2. «Сюрприз»: надо завернуть в несколько слоев мягкой бумаги, а потом и в ткань (или наоборот) маленький презент для малыша, а потом попросить развернуть подарок.
  3. «Бусы»: шайбы от пирамидок разной величины надо нанизывать на шнур или ленту.

На координацию

  1. «Мячик»: требуется просто отбивать мяч ногой и рукой, а также ловить его.
  2. «Официант»: на поднос надо положить какой-то предмет — пусть малыш пронесет его по комнате.
  3. «Змейка»: поставить на пути у ребенка несколько препятствий (стул, стопка книг, большая игрушка и т. п.), он должен все их обойти и не запнуться.

Занимаясь с дочкой или сыном, не забывайте о том, что чадо может переутомиться и устать даже от игр. Давайте ребенку возможность выбрать, чем заняться. Если он желает покопаться в своих игрушках, то надо обязательно позволить ему это сделать.

ВАЖНО! Не ругайте детей за разбросанные игрушки. Чтобы научиться выбирать и принимать решения, они должны видеть сразу несколько игрушек, а то и все сразу.. Лучшие игрушки для ребенка в 1 год и 5 месяцев

Лучшие игрушки для ребенка в 1 год и 5 месяцев

  1. Сортировщик – полый куб с окошками, куда надо складывать соответствующей формы маленькие фигурки.
  2. Деревянные или тканевые овощи и фрукты, две половинки которых соединены с помощью липучки; игрушечным ножиком, который часто идет в комплекте, эти половинки надо разъединять, разрезая еду.
  3. Конструктор. Детали его могут быть любыми, главное – яркими, крупными и безопасными.
  4. Издающие звуки. Сюда входят все игрушечные музыкальные инструменты, а также каталки с кнопками, нажав на которые, можно услышать лай собаки, вой сирены, мычание коровы и т. д.
  5. Беговелы. Это велосипеды без педалей – кроха отталкивается от пола ногами и едет; беговел лучше выбирать как можно более устойчивый и простой, без лишних деталей.
  6. Пирамидки могут быть не только состоящими из шайб с одним отверстием, но и более сложной формы, с двумя и даже тремя отверстиями.
  7. Мячи разного размера и фактуры, а также корзина, куда их можно забрасывать.
  8. Разумеется, девочкам не обойтись без кукол, а мальчикам – без машинок.

Покупая игрушки, убедитесь в том, что в них нет мелких деталей, способных навредить вашему чаду. Ведь в этом возрасте дети не только активны, но и крайне любопытны. А желание все понюхать и попробовать на зуб может привести к печальным последствиям.
В годик и 5 детям уже хочется общения со сверстниками, поэтому не забывайте выходить на улицу. И даже если во дворе никого не окажется, свежий воздух, качели, карусели и песочница развлекут кроху.

Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам

  • 1 год 1 месяц
  • 1 год 2 месяца
  • 1 год 3 месяца
  • 1 год 4 месяца
  • 1 год 5 месяцев
  • 1 год 6 месяцев
  • 1 год 7 месяцев
  • 1 год 8 месяцев
  • 1 год 9 месяцев
  • 1 год 10 месяцев
  • 1 год 11 месяцев
  • 2 года

Помогаем развиваться 9-месячному малышу

Младенцы в девять месяцев много времени проводят у мамы на руках. Непросто носить грудничка помногу часов в день, но до начала ходьбы ребенку необходимо быть «ручным» – как ни странно, это один из этапов правильного психического развития.

Мы предлагаем обратить внимание на несколько важных советов, которые помогут в игровой форме всесторонне развивать девятимесячного ребенка. Развивайте речь

Развивайте речь

Чтобы малыш накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Не знаете, о чем беседовать с крохой? Начать можно с комментирования происходящего. «Машенька сейчас будет одеваться и идти с мамой на прогулку», «сегодня Машенька будет кушать кашку» и т.д. Читайте ребенку книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки, в которых повторяются слова.

Учите малыша ползать

Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка ползать, это важный шаг к последующему освоению хождения. При попытках ползания создавайте его ножкам попеременную опору – так кроха с вашей помощью научится технике «перекрестного» ползания.

Стимулируйте мелкую моторику

Ежедневно делайте разминку для пальчиков. Давайте ребенку мять и рвать бумагу, показывайте, как можно её комкать. Заведите сенсорную коробочку с кусочками предметов разной фактуры и материалов (только чтобы были безопасными!). Пусть малыш познакомится с новыми тактильными ощущениями (губка – мягкая, пробка от бутылки – твердая и т.д.).

Поощряйте двигательную активность

Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг? Не сажайте его надолго в манеж. Отличным решением может стать раскладной домик с тоннелем. Малыш с удовольствием будет переползать в домик по тоннелю и обратно. Воплотить в жизнь такое развлечение можно и без траты лишних средств, смастерив крохе домик из картонных коробок.

Развивающие занятия для ребенка 9 месяцев:

Основные навыки детей в год

Прежде, чем оценивать различные показатели ребенка, необходимо запомнить правило: все дети развиваются индивидуально. Их рост и вес зачастую связаны не только с образом жизни и количеством питания, но и с национальной принадлежностью и генетической наследственностью. Как говорит доктор Комаровский, никогда не помешает окинуть взглядом себя и супруга перед взвешиванием и измерением роста у малыша.

Физическое развитие

Средние показатели массы и роста для мальчиков и девочек к 12 месяцам

Пол ребенкаМасса, кгРост, см
Средний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормы
Мальчики10,89,4-11,975,773-79
Девочки10,19,0-11,374,872-77

Вес ребенка с момента рождения увеличивается в 3-3,5 раза. Ежемесячная прибавка веса снижается до 300-350 г. Снижается также и ежемесячная прибавка в росте, к году она составляет уже 1,5 см. Годовалый малыш обзавелся молочными зубками в количестве 4-8 штук, которые он успешно чистит с помощью собственной зубной щетки с каплей зубной пасты.

Период активного ползанья постепенно сменяется на смелые попытки научиться самостоятельно стоять без опоры и делать первые шаги. В этом вопросе все малыши ведут себя по-разному. Некоторые в год уже не только ходят, но вполне успешно бегают, кто-то еще не отпускает мамину руку, боится отступить от нее на шаг. Держась за руку, ребенок пробует спускаться и подниматься по ступенькам. Самостоятельно дети залезают и слезают с дивана.

Важная информация! В этом возрасте особенно важно обеспечить безопасное перемещение ребенка в пространстве: не оставлять одного в комнате с открытыми окнами, закрепить шкафы и стеллажи, чтобы они не опрокинулись, убрать провода и обезопасить розетки

Физическое развитие

Бытовые умения и навыки

Ребенок проявляет самостоятельность: берет в руки ложку и поильник, пытается кушать и пить. Сам снимает и одевает одежду, которая ему поддается: шапочку, тапочки, носочки. Малыш самостоятельно держит и откусывает кусочки от хлеба, банана, яблока. Учится соблюдать правила гигиены: умывается и вытирается полотенцем, берет в ручку зубную щетку, делает попытки познакомиться с горшком.

Самостоятельно держит ложку

Психомоторное развитие

В 1 год дети познают мир с помощью тактильных ощущений, а также, пробуя предметы на вкус, по-прежнему тянут все в рот. Движения становятся осмысленными, по просьбе взрослого ребенок поднимает и опускает руки и ноги, когда его одевают, берет в руки расческу и причесывает себя, как мама или папа. В годик дети умеют выполнять следующие действия:

  • открывать и закрывать шкафы и двери, поднимать крышки и открывать коробки;
  • выдвигать ящики;
  • переливать и черпать воду;
  • бросать мячик, пинать его ногой;
  • тянуть за веревочку игрушки, переворачивать их;
  • играть в песочнице – насыпать лопаткой песок в ведерко, высыпать его обратно в попытках сделать куличик.

Игра с мячом

Социальное поведение

Возраст, когда ребенку исполнился 1 год, – время активного проявления осмысленных эмоций. Ребенок плачем или смехом научился выражать свои чувства и говорить о своих потребностях. Раньше все вопросы решались криком. Кроме этого, сформировались следующие навыки:

  • с интересом реагирует на новые предметы и лица в окружении;
  • на расстоянии узнает своих близких;
  • рассматривает фотографии, находит знакомые лица, показывает пальчиком;
  • гримасничает, корчит рожицы, показывает язык;
  • способен повторить за взрослым чихание и покашливание;
  • понимает обращенный к нему запрет, знает значение слова «нельзя»;
  • в книжках показывает знакомых животных (собаку, кошку) или предметы;
  • слушает и двигается под ритмичную музыку, пытается «танцевать»;
  • знает, для чего предназначен пульт от телевизора и телефон, делает смелые попытки их захватить и пользоваться;
  • отказывается от еды, если нет настроения, или блюдо ему не нравится;
  • встречает на пороге дома маму или папу, ждет их у двери.

Игра с телефоном

Моторика

Развитию моторики необходимо уделять достаточно внимания, чтобы развивать речевые способности. За эти два навыка отвечает один отдел головного мозга. Поэтому в этом возрасте малыш должен уверенно и крепко держать в руках предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Хорошо развивают этот навык следующие игры

  • постройка башни из кубиков;
  • сборка простых пирамидок и игра в сортеры;
  • подбор фигурок-вкладышей для нужной формы;
  • игры с шариковым и обычным пластилином, тестом для лепки;
  • после игры – уборка игрушек в коробку, контейнер.

Для малышей хорошо приобрести или распечатать простые раскраски с крупными деталями и дать в руки мягкие карандаши или восковые мелки. Так тренируется крупная и мелкая моторика пальцев.

Сборка пирамидки

Полезные советы и ответы на вопросы

Х=N–4

  • N — возраст ребенка в месяцах.
  • Х — число молочных зубов.

Чем кормить ребенка в 1,9 месяцев

10 самых питательных продуктов:

  1. Авокадо
  2. Фасоль
  3. Сыр
  4. Яйца
  5. Рыба (лосось, тунец, треска)
  6. Ореховое масло
  7. Макароны с отрубями
  8. Коричневый рис
  9. Тофу (соевый творог)
  10. Индейка

Примерное меню малыша в 1,9 месяцев

  • Завтрак (10.00): молочная каша (манная, рисовая, геркулесовая, пшенная) с маслом или омлет с овощами; хлеб (черный, белый) с маслом и сыром; чай с молоком; яблоко.
  • Обед (14.00):суп на основе мясного или куриного бульона (с вермишелью, щи, борщ, с фрикадельками) со сметаной; картофельное пюре или овощное рагу и котлета (сосиска, отварная рыба, курица, тефтели) с подливкой; фруктовый сок; хлеб.
  • Полдник (17.00): ряженка (кефир, снежок, бифидок, питьевой йогурт); булочка (печенье, пирог, гренки), груша (банан, апельсин).
  • Ужин (20.00): творожная запеканка (сырники, творог) со сметаной; молоко.

Как играть с ребенком

Как развивать ребенка

Вариант развивающей игры:Для чего это нужно?Также полезны в этом возрасте пальчиковые игры и игры для развития мелкой моторики.Полезно знатьСемьяЭтот пальчик — дедушкаЭтот пальчик — бабушкаЭтот пальчик — папочкаЭтот пальчик — мамочкаЭтот пальчик — яВот и вся моя семья.Познавательные — с загибанием пальчиковКто у нас в лесу живёт?Вот-лисичка, вот, вот…
Вот зайчик, вот, вот…
Вот мишка…Будем пальчики сгибать,
будем цветочки называть:
Это — роза,
это — мак,
это гвоздика…Вот коза — с козлятами,
вот мышка — с мышатами
и т.д.Вариант более сложных игр:Дождик капаетДождик капает,
Дождик капает.
Кап-кап-кап.
Кап-кап-кап.ЁлочкаПраздник приближается,
ёлка наряжается:
Шарики висят Звёздочки горят,
А хлопушка — бомКонфетти кругом!Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом.У жирафов пятна…У жирафа пятна, пятнышки везде.На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках.У слонов есть складки, складочки везде.На лбу, на носу, на ушах и т.д.У котяток шёрстка, шёрсточка везде.На лбу, ушах, на шее, на локтях,На носах, на животах, на коленях и носках.А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.На лбу, на носу, на ушах и т.д.ЧасыМышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,Мышь скатилась кувырком.Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»Мышь скатилась кувырком.

календарем профилактических прививок

Что должен уметь годовалый малыш?

Многие родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался правильно. Полезно знать, что должен уметь ребенок в годик. Но нужно учитывать, что все дети разные. Поэтому к концу 11 месяцев они могут прийти с отличительными показателями.

На то, что может делать годовалый ребенок, влияют такие факторы:

  • психоэмоциональное состояние;
  • наличие врожденных или приобретенных патологий психики, опорно-двигательной, сердечной системы;
  • индивидуальные особенности организма;
  • отношения родителей, атмосфера в семье;
  • генетическая предрасположенность к раннему или позднему развитию;
  • особенности питания;
  • наличие условий для развития;
  • как часто и правильно ли занимаются родители с малышом.

Все умения можно поделить на три категории:

  1. физические показатели;
  2. психоэмоциональные;
  3. психомоторные навыки.

Физические показатели

В год кроха имеет немало двигательных навыков. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, ВОЗ отмечает, что к 12 месяцам малыш должен прийти с определенными физическими показателями.

В год ребенок должен уметь:

  • стоять, держась за руку взрослого;
  • сидеть;
  • ползать;
  • ходить вдоль опоры;
  • забираться на диваны, стулья, прочие предметы мебели;
  • шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • нажимать на игрушки, которые издают звук;
  • спускаться с кровати, дивана;
  • катать коляску;
  • приседать;
  • вставать на ноги из любого положения.

Иногда дети пропускают стадию ползанья. К таким малышам относятся те, которые рано встали на ножки и выбрали для себя взрослый способ передвижения (ходьбу). Они очень подвижны, активны, быстро развиваются в физическом плане. К году они могут уже ходить без помощи родителей.

Психоэмоциональные навыки

Нервная система годовалых детей становится более крепкой. К 12 месяцам у малышей наблюдаются различные психоэмоциональные навыки.

Для ребенка в 1 год свойственны такие способности:

  • проявление чувств к родителям, игрушкам;
  • боязнь незнакомых людей;
  • реагирование на появление новой игрушки;
  • выражение радости при виде тети, бабушки, дедушки, других знакомых людей;
  • указывание на предметы, которые перечисляет взрослый;
  • возмущение на запреты, строгий тон родителей;
  • узнавание членов семьи на фотографии;
  • подражание действиям взрослых людей;
  • обнимание, целование родителей;
  • проявление интереса к книжкам (перелистывание страниц, разглядывание рисунков);
  • рассматривание своего отражения в зеркале;
  • подражание звукам, издаваемым транспортом, животными;
  • реагирование на свое имя;
  • копирование интонации взрослых.

К 12 месяцам дети обычно произносят около 10 слов, пытаются общаться с другими малышами. В этом возрасте уже хорошо проявляются личностные качества: уравновешенность, спокойствие, усидчивость, активность.

Дети в год умеют выполнять несложные просьбы: например, «покажи кошку», «дай игрушку», «где глазки». Они танцуют и подпевают, когда слышат музыку, которая им нравится.

Малыши в 12 месяцев умеют хлопать в ладоши, хорошо понимают слова «нельзя», «нет»

Они способны на несколько минут сконцентрировать внимание на мультфильме, книжке

Приведенные навыки и умения специалисты относят к обязательным. Заботливые родители могут ускорить психоэмоциональное развитие своего малыша.

Психомоторные навыки

Годовалые дети продолжают активно познавать мир. Им интересно, что находится в шкафу, как устроена игрушка. Они приобретают ряд психомоторных навыков.

Дети в 12 месяцев должны уметь:

  • собирать и разбирать пирамидку из 2-3 колец;
  • снимать с кастрюль и коробок крышки;
  • составлять башню из двух кубиков;
  • проталкивать небольшие предметы в отверстия;
  • класть в коробку какой-то предмет;
  • пить из чашки;
  • есть с ложки;
  • закрывать коробку крышкой;
  • держать взрослого за руку;
  • причесывать куклу;
  • перекладывать игрушку из одной руки в другую;
  • возить машинку;
  • стучать палкой по предметам;
  • бросать и ловить мяч;
  • открывать и закрывать двери шкафов, выдвигать и задвигать ящики;
  • брать большим и указательным пальцами маленькие предметы.

Многие годовалые малыши играют со своей одеждой, ботинками. Маленькие предметы позволяют развивать мелкую моторику, а большие – крупную.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий