Как проходит развитие самостоятельности детей?

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Катя, 5 лет. На все требования мамы убрать комнату, девочка всегда отвечала согласием, но порядка не наводила. Уборку она саботировала тихо, без особых возмущений, говорила: «Я сейчас…», но на этом всё и заканчивалось.

Никакие угрозы и наказания (шлепки, запрет на просмотр мультфильмов) не помогали. Иногда Катя после очередного выговора мамы принималась за уборку, но тут же на что-то отвлекалась и откладывала ликвидацию беспорядка «на потом».

Мама же, накричавшись, успокаивалась, и так же откладывала контроль за исполнением своего требования «на потом». И всё, наверное, так бы и продолжалось, но тут приехала погостить бабушка, жившая в другом городе.

Бабушка никогда не повышала голоса, не наказывала физически, но предъявляла обоснованные требования и контролировала их выполнение. В результате в комнате девочки установился порядок. Бабушка не придумала ничего особенного для того чтобы приучить ребенка к ответственности.

Воспитывая внучку, она воспользовалась знаниями, полученными когда-то на работе. Повесив на стене план-график выполнения «работ по уборке помещения», она чётко (по минутам) проверяла ход его выполнения, отмечая зелёным маркером достижения, а красным — отклонения от графика.

Недели через две Катя настолько привыкла к этому, что уже сама контролировала себя и порядок в своей комнате. Но не всем же так повезло, не к каждому из нас приезжает погостить бывший начальник производства швейной фабрики.

Чаще всего с проблемами воспитания нам приходится определяться самим, поэтому давайте обозначим некоторые основные правила.

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности

Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Развитие детской самостоятельности в старшей и подготовительной группах

В старших и подготовительных группах дети более организованны, чем их младшие товарищи. При выполнении требований взрослых или осуществления поставленных воспитателем творческих задач старшие дошкольники могут проявлять инициативу. Они делают это охотно и с присущим детским удовольствием.
Например, дети могут на занятиях предложить что-то нарисовать по-своему. Тут проявляется к тому же и самореализация.

Старший дошкольник обладает уже необходимым для самостоятельных действий количеством и качеством знаний, опыта, хоть и небольшого, но все же определенные навыки выполнения различных деяний у старшего дошкольника уже имеются.

Все мы знаем, как любят в этом возрасте дети повторять «Я сам!». То есть ребенок уже может и желает что-то делать без помощи со стороны. Ребенок пробует выполнять даже легкие трудовые поручения. Если у детей что-то не получается сделать самостоятельно, все равно они неохотно передают эти обязанности другому. Пытаются делать посильную и непосильную работу по не поймут, что это им еще не доступно.

Самостоятельность старших дошкольников очень разнообразна. Дети проявляют ее как в игре. Тут они выбирают роли, организуют игровые сюжеты.

В трудовой деятельности дети самостоятельно выбирают дело, которое им по душе. Например, девочки любят подметать пол, прибирать игрушки. Мальчиков привлекают конструкторы, и они с удовольствием собирают различные постройки, а в конце игры прибирают кубики. Им под силу поставить на место стульчики. После обеда детки уже могут собрать свои тарелочки и унести их в моечную.

Изобразительная деятельность позволяет старшим дошкольникам самостоятельно выбрать рисунок или конструкцию для изображения. Дети сами выбирают изобразительные средства, цвета, с помощью которых они хотят передать изображение.

Развитие самостоятельности требует от детей желания учиться выполнять различные задания и действия, мотивировать к их повторению. Чтобы развитие самостоятельности осуществлялось успешно, у ребят должны быть развиты на должном уровне критичность ума, логичность мышления, приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Когда ребенок начинает подражать, проявляет инициативу и желание выполнять задания воспитателя, в этот момент и начинается развитие самостоятельности старших дошкольников.

Затем ребенку начинает нравиться то, что он делает, появляется интерес к результату, что же там получится в конце. Это и есть те факторы, способствующие развитию самостоятельности у дошкольников.

Время от времени дети повторяют свои действия, у них появляется творческая активность, желание изменить что-то. Это также ведет к самостоятельности.

Есть легкий способ проверить, самостоятелен ли малыш. Уже в раннем детстве родители просят говорить «спасибо», когда ребенок что-то получает. Ребенка просят быть благодарным. Спустя какое-то время можно предложить ребенку угощение. Если ребенок поблагодарит, значит, у него сформировался навык без просьбы взрослого самостоятельно выразить свою благодарность за угощение. Если же ребенок промолчит, значит, он еще не может сам непроизвольно благодарить. Это повод и дальше работать над таким качеством малыша.

Развитие детской самостоятельности можно организовать на похожих примерах.

Когда ребенок научится анализировать свои поступки, принимать решение о выполнении деятельности, можно отметить, что зачатки самостоятельности у него уже есть.

Развитие контроля над собой возможно лишь в коллективе, будь то игровая или любая другая деятельность. Только сравнивая себя с другими у дошкольников появляется способность анализировать — правильно ли я поступил, может нужно сделать вот так, или иначе.

Хорошо, если к старшему дошкольному возраста у детей уже будут навыки произвольного поведения. Так как поступая произвольно, ребенок может направлять свои желания в определенное русло. Он знает, что хорошо и что не очень, если у ребенка развиты нравственные чувства. Согласно этим навыкам ребенок сможет делать осознанный выбор в своих делах и поступках.

Одними из самых первых навыков самостоятельности у будущих первоклассников можно наблюдать навыки самообслуживания. Ведь ни один старший дошкольник не идет на кухню, чтобы попить, по требованию взрослого. Это он делает самостоятельно. Дети в этом возрасте самостоятельно одеваются утром и раздеваются перед дневным сном в детском саду.

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты

Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например

Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?

Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?

Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения. Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша. Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.

Не забывайте конкретизировать задачи. Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.

Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам. Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично

Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно – а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее – как говорится, опыт и сноровка

Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему

Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение – а это большой шаг к самостоятельности. Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу “мама, я сам” – радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку.  Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.

Дорогие родители, помните, что гиперопека – главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении – каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был.

Временной план занятий

Хронометраж занятий продуктивной деятельностью зависит от возрастной группы детей:

  • первая младшая — 15 минут;
  • вторая младшая — 20 минут;
  • средняя — 20–25 минут;
  • старшая и подготовительная 25–30 минут.

При этом все четыре этапа работы будут одни и те же, вне зависимости от направления творческого занятия:

  • введение и объяснение задания (от 5 до 8 минут), включающее беседу или игру для мотивации малышей, рассматривание образца или наблюдение, показ способов воплощения образа, физминутка и закрепление порядка выполнения творческого задания;
  • основная часть — от 6 до 15 минут — выполнение задания детьми и реализация приёмов индивидуализации (советы, указания малышам, испытывающим трудности);
  • подведение итогов — от 4 до 7 минут (поощрение и анализ работ педагогом, а в средней и старших группах и самими детьми).

Когда и каким образом начинать развивать самостоятельность в ребенке: консультация для родителей

Наш эксперт объясняет, что самостоятельность в ребенке необходимо начинать развивать в 2 года. В этом возрасте он уже достаточно развит, чтобы снять носки, штаны, может сам себя занять игрой, самостоятельно сходить в туалет.

В 3 года начинается наиболее интенсивный период развития самостоятельности у ребенка. «Я сам» — любимая фраза трехлетки. Если родители по каким-то причинам не поощряют инициативу со стороны любимого чада, то малыш начинает проявлять лень, упрямство и своенравность.

Психолог обращает внимание на еще один важный момент — развивающую коммуникацию:

Примеры: «Как ты думаешь, почему важно мыть руки?», «А почему ты сложил вещи именно так?», «Как ты думаешь, с чего нам начать уборку квартиры?» Когда ребенок проговаривает свои мысли, он берет ответственность на себя. Помните, что наши дети нас не слышат, они смотрят на нас! Подавайте правильный пример: если вы перебегаете дорогу на красный свет или не убираете со стола после еды, то и ребенок будет делать так же

Помните, что наши дети нас не слышат, они смотрят на нас! Подавайте правильный пример: если вы перебегаете дорогу на красный свет или не убираете со стола после еды, то и ребенок будет делать так же.

Елена Сидорина объясняет, что начинать необходимо с бытовой самостоятельности: надеть и снять одежду, умыться, помыть с мылом руки и др. Можно попросить ребенка позаботиться о старших: принести подушку, плед, какую-то вещь.

Когда этот этап пройден, можно переходить к следующему — выполнению домашних обязанностей

Важно помнить, что все задания должны быть посильны ребенку. В этот период прививают ответственность за кого-то: покормить кошку или собаку, полить цветы и т

д.

Следующий этап — это воспитание воли и характера, когда необходимо научить ребенка уметь контролировать свои эмоции и брать ответственность за себя.

Картотека тем по продуктивной деятельности

Поскольку практическая деятельность реализуется во всех направлениях образовательного процесса, картотека тем составляется в рамках учебно-воспитательных курсов и совпадает с тематикой занятий, на которых этот вид активности вводится. Например, в курсе формирования целостной картины мира (ФЦКМ) при изучении в старшей группе темы «Космос» дети выполняют аппликацию планет солнечной системы «Космос». А вот, так сказать, в концентрированном виде продуктивная деятельность представлена в планировании образовательных курсов этого направления:

  • рисования;
  • лепки и аппликации;
  • физической культуры, хореографии (если в ДОУ есть специалисты для занятий с детьми танцами);
  • музыки;
  • конструирования и моделирования (в программе «От рождения до школы», по которой работает бо́льшая часть детских садов в стране, этот курс называется «конструктивно-модельная деятельность»).

Таблица: перспективный план по рисованию в средней группе (фрагмент)

Автор — Каштанова Е.П., воспитатель МБДОУ «Детский сад №5», г. Саранск.

№ и датаТемаЦели
Декабрь
1Рисование декоративное Укрась юбку дымковской барышни
  • продолжать знакомить с народным декоративным искусством;
  • упражнять в приёме росписи;
  • закреплять навык работы с красками.
2Рисование кистью. Гуашь Зимний пейзаж
  • начинать знакомить с пейзажем;
  • учить рисовать деревья всей кистью и кончиком кисти;
  • учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и чёрную гуашь.
3Оттиск скомканной бумагой. Гуашь Снежная баба
  • продолжать рисовать предметы, используя оттиск скомканной бумаги;
  • учить доводить образ кистью.
4Рисование Снегурочка
  • учить изображать Снегурочку в шубке;
  • закреплять в рисовании кистью и красками, накладывать одну краску на другую после высыхания.
Январь
1Рисование ватными палочками. Гуашь Чашка
  • учить крупно рисовать предметы посуды с натуры простым карандашом;
  • учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками карандаш ватными палочками.
2Рисование цветными карандашами Мишутка
  • продолжать рисовать простым карандашом, а потом оформлять работу в цвете;
  • учить рисовать стоящего медведя, стоящего на задних лапах, правильно располагать части тела, соотнося их по размеру.
3Рисование Кто в каком домике живётУчить создавать предмет, состоящий из прямоугольных, квадратных, треугольных частей.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/18/perspektivnyy-plan-po-risovaniyu

Самостоятельность ребенка старшего дошкольника

Самостоятельность старших дошкольников проявляется еще и в том, что они учатся организовывать свою деятельность.

Они проявляют инициативу уже не в том, чтобы действовать вопреки требованиям родителей. Старшие дошкольники используют собственную инициативу на то, чтобы лучше и качественнее выполнять то, что им поручено, выполнять работу так, чтобы она соответствовала требованиям взрослого.

Ребенок начинает проявлять умственную критичность, склонен высказывать свою собственную позицию, которая независима от точки зрения других людей.

Согласно работам Г.А. Урунтаевой, сначала ребенок проявляет самостоятельность в том, что подражает другим. В этом его собственная инициатива, его желания и стремления. Это обусловлено тем, что в мозгу у ребенка протекают естественные процессы. Он учится подражать, у него появляются чувства симпатии к другим людям, он учится им сопереживать, желает их эмоционально поддержать, заинтересован в других людях.

Далее следует этап переноса или репрезентации, к которым прибавляется антиципация. Однако далее ребенок начинает интенсивно испытывать свои собственные возможности.

Далее ребенок начинает исследовать способы вариативности и усовершенствования собственной деятельности. И замыкает этот процесс на высшей точке развитие творчества.

Поэтому можно считать, что степень развития самостоятельности у дошкольника зависит от того, какой преобладает у него механизм, влияющим на его активность.

Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным.

Ребенок и домашние обязанности

Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.

Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку

Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом

Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».

Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.

Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.

Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.

Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.

И сделать это нужно как можно раньше:

  • Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
  • Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
  • Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.

Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя?
Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.

Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:

  • Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
  • Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
  • Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.

Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.

В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?

Планирование беременности, долгожданные две полоски на тесте, счастливая пора ожидания малыша, выписка из роддома, первые прогулки, улыбки, шаги, слова. Приятные мгновения проносятся с невероятной скоростью, и через некоторое время мамы и папы с удивлением осознают, что малыш здорово подрос и стал все активнее проявлять инициативу. Многих это пугает, а некоторых даже расстраивает

Тем не менее очень важно пересилить себя и принять как данность тот факт, что кроха взрослеет

Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность.

В 3 года любимой фразой малыша становится «я сам»

Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка

Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя. Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника.

По мнению психолога, к 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

— сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;

— самостоятельно чистить зубы;

— помогать сервировать стол;

— аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;

— самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;

— обуваться (завязывать шнурки помогают родители);

— складывать свою одежду в шкаф;

— после игры убирать за собой игрушки;

— самостоятельно расчесываться;

— держать в руке карандаш и пытаться рисовать;

— не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;

— соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.

Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector