Что должен уметь ребенок в 2,5 года

Особенности развития психики малыша

В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

  • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
  • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
  • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
  • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.


Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.


Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
Фигурки животных, растений и т.д.
Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Как помочь ребенку развиваться

Продолжайте по возможности брать ребенка на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью;
Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно;
Показывайте тематические карточки Домана;
Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами;
Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» – протягиваете или даете предмет, «пока-пока» – помашите рукой, «здравствуй!» – пожимаете руку

Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова;
Обращать внимание крохи на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое;
Часто дети, которые плохо говорят, еще и плохо едят

Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку;
Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:

  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите ребенку, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях;
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию;
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь;
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия;
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Полный календарь развития ребенка: Развитие до года по месяцам

← 10 месяц                                          12 месяц →

Основа воспитания годовалого малыша – понимание

Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками. Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития. Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.

Общение с ребенком должно быть ежедневным

Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.

При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий. Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации

Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается

Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.

Культурно-гигиенические навыки

  • Может самостоятельно надеть носочки, штанишки, курточку. Пока сложно с футболками и свитерами, которые нужно натягивать через голову и не всегда получается правильно застегнуть пуговицы или молнии.
  • Горшок к двум годам обычно уже освоен, и ребенок может сам снять трусики и сделать свои дела. Или, сказать, что хочет на горшок взрослым и «терпеть», пока ему помогут. Как правило, в этом возрасте еще возможны «казусы» во время ночного сна – малыш не всегда просыпается, если хочет в туалет.
  • Умеет чистить зубы и самостоятельно умываться, но пока еще стоит контролировать процесс, потому что зубная паста может оказаться слишком вкусной, а вода холодной. Самостоятельно вытирает полотенцем личико и ручки.
  • Двухлетний малыш прекрасно может пользоваться салфетками, самостоятельно вытирать рот во время еды и испачканные ручки. Но чистая салфетка должна лежать рядом с ним.

Физическое развитие малыша

В 4 месяца особой разницы между физическим развитием детей обоих полов нет. Разве что мальчик может быть чуть крупнее и быстрее поправляться чем девочка. В среднем грудничок набирает за этот месяц 600 грамм, весит 6,2-6,8 кг., почти в два раза больше, чем новорожденный. Растет малыш по-прежнему очень интенсивно, он вытягивается приблизительно на 2 см. Средний рост четырехмесячных детей 62-65 см. Показатели физического развития детей могут быть разными, чему не следует удивляться. Ведь каждый малыш развивается по своему собственному плану, почему ваш должен быть обязательно похож на других. Многое зависит от генетики, в каких условиях живет грудничок, какой у него рацион.

Четвертый месяц жизни характеризуется появлением новых физических навыков у малыша. Он уже переворачивается с живота на спинку и обратно. У одних детей это получается сделать уже в начале месяца, у других – в конце. Мальчики иногда переворачиваются быстрее, чем девочки, но далеко не всегда. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом возрасте ребенка одного на большой кровати, чтобы он не перевернулся, и не упал. Лежа на животе карапуз уверенно держит голову, иногда закидывает ее назад, приподнимется не только на локтях, но и на ладошках. Если взять его за ручки и подтянуть, малыш может сесть. Надолго сажать его не стоит, мышцы спины у крохи еще не окрепли. Когда ребенка берут под мышки, он встает на носочки и пробует отталкиваться.

Гипертонус на руках к четырем месяцам почти исчез, на ножках еще сохраняется. Ладошки малыша уже не зажаты в кулачки, а почти всегда открыты. Он может хлопать, уверенно засовывать пальчик в рот. Детям в этом возрасте уже получается самостоятельно хватать игрушки удерживать в течение тридцати секунд. Большинство умеет играть с подвеской, они ударяют по игрушке ручкой и внимательно смотрят, пока игрушки не остановятся. Это один из первых навыков активного познания мира. Лежа на спине ребенок может достаточно высоко поднять ножки. В положении на животе малыш пытается ползти. Правда у половины получается двигаться не вперед, а назад. Когда вы берете малыша на ручки, он старается активно «помогать», сильно напрягает и старательно подтягивает свое тело, иногда аж потеет от напряжения.

Итак, подобьем итог, какие физические навыки свойственны четырехмесячным детям. Вот чему они уже научились:

  • Большинство умеют переворачиваться со спины на живот и наоборот
  • В положении на животе опираются на ладошки и поднимают туловище, уверенно держат головку
  • Садятся, если их подтянуть за ручки
  • Отталкиваются ножками от поверхности, когда их держат в вертикальном положении
  • Умеют хватать игрушки и удерживать их пол минуты
  • Играют с подвесками
  • Высоко поднимают ножки, лежа на спине
  • Пытаются ползать на четвереньках, если лежат на животике
  • Активно помогают маме, когда та берет их на ручки

Упражнения для физического развития

Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.

Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность

Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.

Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.

  • Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
  • Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.

Уход

  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

Нормы физического развития

Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.

Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?

  1. Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
  2. Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
  3. Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
  4. Совершают невысокие прыжки.
  5. Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
  6. Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
  7. Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
  8. У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.

Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.

Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.

Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.

Как выглядит ребёнок в 2 года

Вес ребенка ко второму году достигает 12-13 килограмм, а рост приближается к 87 см. Эти параметры приблизительны, и зависят от наследственности. Возрастное развитие не у всех детей одинаковое.

Если рост или вес малыша не входит в границы общепринятых стандартов, не стоит переживать.

На втором году жизни ребёнка вес каждый месяц прибавляется на 200-250 грамм, а рост на 1 сантиметр.

Средний показатель прибавки в весе за год 2.5 кг, а в росте 10 см. Между ребёнком в 2 и 2,4 года или 2,7   большая разница.

Физиологические изменения

  • рост окружности головы замедляется, увеличивается рост конечностей: ножки становятся длинными и стройными, меняются все пропорции ребенка;
  • форма лица теряет свою округлость, становится более вытянутой;
  • происходит завершение процесса окостенения. Хребет и череп  уже достаточно прочные, хотя на сгибах локтей ещё заметны ямочки, как и младенческие складки, которые вскоре уступят место развитой мускулатуре;
  • жировые подушечки на пальцах и внутренней стороне стопы начинают пропадать, таким образом, исчезает плоскостопие;
  • количество жировой ткани в организме снижается: фигура становится стройнее, исчезают пухлые щёчки выпирающий животик;
  • происходит общее укрепление организма, мышцы становятся более крепкими и упругими, тело двухлетнего ребёнка становится все больше похоже на взрослое.
  • Заметно укрепились связки, хотя малыш всё также быстро устает и нуждается в передышке для восстановления сил;
  • окружность грудной клетки у девочек становится, шире, чем у мальчиков.

Занятия

Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их

Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
Занимайтесь с ребенком рисованием

Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся . Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.

Для развития мелкой моторики используйте упражнения, показанные Анной Гапченко в следующем видео.

Уход и режим

Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки

У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
Питание 2-летнего карапуза предусматривает 4 приема пищи с промежутками 3-4 часа между ними. Питательность рациона ребенка этого возраста должна соответствовать 1400-1500 ккал.

О том, как правильно вести себя с непослушным ребенком, смотрите в телепередаче доктора Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет

Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели

Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и ? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей

Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета. Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования. Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.

О важности психологического контакта

В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.

Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.


Кризис 1-го года длится недолго

Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.

Это проявляется в:

  • обидчивости;
  • противоречивом поведении;
  • стремлении к самостоятельности;
  • в упрямстве и непослушании.

Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.

Советы

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он против игры. Ваша настойчивость может усугубить ситуацию и вызвать резкое неприятие развивающих игр.
  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:

  • Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
  • Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
  • Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
  • Сидя на полу, стучать пятками;
  • Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
  • Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
  • Пытаться удержать равновесие на перекладине;
  • Перешагивать через порог;
  • Взбираться по шведской стенке наверх;
  • Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
  • Листать страницы книжки;
  • Расчёсывать себя и кукол;
  • Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
  • Танцевать под музыку, попадая в такт;
  • Рисовать линии;
  • Лепить простые фигурки.

Уход за малышом

В 11 месяцев возрасте полным ходом идёт приучение к горшку. У всех малышей этот процесс протекает по-разному. Один ребёнок быстро привыкает, а другой игнорирует горшок и плачет.

Изменяется и режим дня ребёнка. На дневной сон уделяется чуть меньше времени. Некоторые груднички вместо 2-х раз днём спят только 1. Большая часть дня теперь уходит на познание окружающего мира. Однако за сутки малыш всё равно должен спать не менее 10-12 часов. Ночной сон становится спокойнее. Ребёнок на ночное кормление просыпается реже (2-3 раза за ночь).

На прогулку следует выходить не менее двух раз в день. Причём лучше, если один выход будет активным (песочница, игры с другими детьми), а другой полностью займёт обеденный сон.

Если возникают проблемы с укладыванием на ночь или ребёнок слишком возбуждён эмоционально помогут простые ритуалы перед сном: тихая колыбельная, чтение сказки перед сном, спокойная музыка или расслабляющий массаж.

Чтобы процесс укладывания на ночь проходил чуть легче, за 1.5-2 часа до сна исключают подвижные игры. Наилучшим занятием на этот период времени станет купание.

Для маленького ребёнка очень полезны занятия общеразвивающей гимнастикой или лёгкий массаж. Правильно выполненные упражнения укрепляют детский организм и развивают ребёнка. В качестве массажа подойдут поглаживания, растирание мышц и лёгкое пощипывание.

Очень полезно для укрепления организма закаливание. Ребёнок может ходить босиком по тёплому песку, ковру с мягким ворсом, прохладной плитке. Кроме того, в магазинах продают специальные ортопедические коврики, которые имитируют различные поверхности. В возрасте 11 месяцев лучше приобрести вариант, для малышей только-только начинающих ходить.

В 11 месяцев ребёнка уже можно научить ухаживать за собой. Например, надеть носочки или панамку, застегнуть сандалии.

Психическое развитие

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или ). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Как воспитывать ребенка с 6 до 9 месяцев

К 7 месяцам кроха уже заметно подрос, начинает ползать, рассматривать цветные книжки, в речи может появиться заветное «мама». Ручки его становятся все более умелыми: малыш может уверенно схватывать предмет и поднимать его, перекладывать с места на место

К 9 месяцам ребенок различает цвета и мелкие предметы, привлекает внимание матери звуками и действиями

В 7-9 месяцев ребенок – отличный партнер по играм

Воспитание и развитие грудного ребенка в этом возрасте включают различные игры:

  • на укрепление мелкой моторики (складывание и выкладывание небольших предметов разной формы из коробки и т.п.);
  • на приучение достижению цели (например, дотянуть до себя игрушку, привязанную на веревочку);
  • на стимулирование двигательной активности (карапузы в этом возрасте учатся стоять, ходить у стены, осуществлять простейшие физические действия);
  • на воспитание логического мышления: различные сортеры, наборы больших и мелких емкостей, какие можно вставлять одну в другую;
  • на тренировку памяти: простейшие прятки (прячется игрушка), потом можно учить прятаться самого ребенка.

Десятый месяц

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Подробнее об этом возрасте читайте в статье что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>

Воспитание самостоятельности ребенка до года

Еще один вопрос, вызывающий немало споров сторонников различных подходов к воспитанию, связан с развитием у младенца такого качества, как самостоятельность. С какого возраста ребенок должен спать отдельно от родителей?

Приучение малыша к самостоятельности

Также как в вопросе о детском плаче, мнения по поводу воспитания самостоятельности ребенка, также разделились. И если одни психологи настаивают на том, что и после года ребенок должен быть практически неразлучен с матерью (а близкий контакт позволит скомпенсировать стресс, полученный при рождении), другие настаивают на том, что чем раньше ребенок станет автономен от родителей, тем лучше это скажется на его развитии в будущем.

И воспитание любого ребенка от 1 до 2 лет не может обойтись без развития у него независимости и самостоятельности.

В 2 года дети умеют организовать самостоятельную игру

И хотя каждый из этих подходов по-своему оправдан, критерием правильности или неправильности воспитания может быть только состояние самого ребенка. Что советую сами психологи в такой ситуации?

  1. Родители, уделяющие много внимания своему ребенку до двух лет, не рискуют воспитать неуверенного в себе и боязливого человека. Интерес к окружающим людям и любознательность – это как раз те качества, воспитать которые возможно только в психологически благоприятной и комфортной среде.
  2. Исследования подтвердили, что родители, проводящие с детьми до двух лет достаточное количество времени, помогают им раскрыть в себе такие качества, как общительность, эмпатия (способность понять настроение другого человека), эмоциональная чуткость. Это достигается за счет того, что общение с родителями – это первый и, несомненно, бесценный опыт взаимодействия с людьми.
  3. Общаясь с ребёнком, не нужно стремиться выполнять за него всю работу, излишне опекая его. Родители, злоупотребляющие этим, лишают ребенка самостоятельного опыта деятельности.
  4. Приучать ребенка до двух лет к самостоятельному сну нужно постепенно. Если ребенок будет испытывать трудности и капризничать первое время, а также у него будут отмечаться проявления тревожности и страхов, переводить его в родительскую комнату не стоит. Достаточно лишь некоторое время посидеть возле его кровати, упокоить ребенка. Но делать это нужно не сразу, а постепенно.

Кризис 3-х лет может начаться гораздо раньше

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий