Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать

Этап №4. Составление слога

Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

  • поставить два кубика рядом;
  • написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
  • поселить буквы в один домик и т.д.

Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука . Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

Расширяем угол зрения

Бывает, что ребенок захватывает зрением лишь одну-две буквы, а нужно научить видеть слово целиком.

Для расширения угла зрения можно использовать таблицы Шульте: начертите квадрат  и разделите его на несколько ячеек, в каждую напишите цифры в произвольном порядке. Задача ребенка – находить эти цифры по порядку, показывая карандашом. Количество ячеек с цифрами с каждым занятием нужно увеличивать.

С этой же целью полезно  подбирать упражнения на увеличение слов в предложении, к примеру:

Кот
серый кот
большой серый кот
большой серый, пушистый кот
У Бориса большой серый, пушистый кот.

Чтобы перейти от слогового чтения к чтению целыми словами, давайте ребенку задание найти на открытой странице текста определенное слово (затем – словосочетание, предложение).

Золотые правила обучения чтению

Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:

  • никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
  • изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
  • не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
  • Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
  • обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
  • учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;


Чтение вывесок на прогулке – способ обучения

  • всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
  • постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
  • чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
  • увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
  • систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.

Обучение ребенка чтению  в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.


Маленькие дети очень восприимчивы к обучению

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

3 правила, как научить ребенка читать

Обучайте в виде игры и веселых рассказов

В дошкольном возрасте игра у малыша — это его жизнь, поэтому когда вы ему читаете не обязательно читать текст в точности. Можно и даже нужно отходить от текста, чтобы говорить о картинках: кошка, мальчик, девочка, собачка.

Постарайтесь  связывать картинки с чем-то в реальной жизни. Используйте забавный тон голоса, когда читаете своему малышу. Вы можете даже напевать некоторые из рассказов. Тогда процесс обучения для малыша становится веселым, интересным.

Не перебарщивайте со временем

Чтобы обучение малыша чтению было эффективным урок должен длиться приблизительно 3-5 минут

Так, удерживая детское внимание в течение короткого времени, вы помогаете ему развивать любопытство, благодаря которому чадо захочет узнать больше. Для этого материалы должны быть простыми, интересными

Называйте звуки, а не буквы

У ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому нужно говорить буква «С», а никак не «ЭС», буква «Л», а не «ЭЛ». Конечно, для взрослого это неудобно, однако для малыша — это единственный исключительно верный вариант наименования букв.

Чтобы научиться читать, детям необязательно нужно знать, а также помнить все буквы. Они удерживаются в памяти в ходе обучения. Теперь рассмотрим несложный метод быстрого обучения, состоящий из нескольких ступеней, который великолепно применим в домашних условиях.

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Когда рекомендуется приступать к обучению

Вряд ли нужно особо объяснять, почему научить ребенка читать по слогам достаточно сложно. Ведь тут мало просто выучить буквы, надо ещё и понять, как правильно складывать их в слоги и как образовывать сложные фразы и предложения. В результате обучения дети должны не просто проговаривать прочитанное, им нужно научиться ещё и осознанно понимать предложенный текст. Чтобы добиться этого, надо начинать обучение в тот период, когда нервная система малыша и его мозг разовьются до определённой степени. Если начать обучение слишком рано, можно навредить подрастающему организму. В результате вы столкнётесь с разными проявлениями невроза у ребёнка — бессонницей, головными болями, быстро наступающей усталостью и т. д.

Существует несколько факторов, по которым родители могут судить, можно ли уже приступать к обучению чтению.

  1. Ребёнок хорошо говорит, используя сложные предложения. Он уже способен сочинять или пересказывать короткие рассказы и истории.
  2. У малыша завершилось развитие фонематического слуха. Он уже способен сам делать ударение на начальных и конечных слогах слов.
  3. У малыша не нарушена речь, нет проблем с дикцией, речь льётся в нормальных, привычных для людей ритме и темпе.
  4. Ребёночек хорошо ориентируется в пространстве.

Детские психологи и педиатры советуют родителям учить читать своих деток не ранее, чем им исполнится пять лет. К этому возрасту малыши уже могут без проблем усваивать сложные знаковые системы. Правда, есть ещё и дети-вундеркинды, способные научиться читать самостоятельно куда раньше. Но это всё же, скорее, редкое исключение, чем правило.

Плюсы данной методики

В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:

  • методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
  • все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
  • весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
  • ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.

Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:

  • ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
  • малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
  • детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.

Как научить ребенка читать быстро или принципы беглого чтения

Чтобы ребенок мог потом хорошо учиться, ему понадобиться не просто уметь читать, а уметь читать быстро. Однако переходить к методике обучения беглому чтению можно только после того, как малыш научится легко читать целые предложения и фразы и будет делать это уверенно.

Используйте следующие упражнения для освоения навыка быстрого чтения, занимаясь с ребенком несколько раз в день по двадцать-тридцать минут.

Развивайте зоркость глаз. Для этого напишите ряд из пяти или шести гласных, а в каком-либо месте поставьте согласную букву и предложите ребенку быстро ее найти.
Показывайте малышу слова, которые отличаются одной буквой, как «рак-лак», «кот-кит» — он должен назвать какой.
Занимайтесь с ребенком упражнениями на артикуляцию, чтобы помогать ему усовершенствовать произношение.
Играйте в игру «собери слова из частей»

Для этого сделайте карточки со слогами, которые нужно будет составлять в двусложные слова.
Тренируйте внимание ребенка. Когда он читает текст, скомандуйте ему остановиться, после чего малыш должен поднять и закрыть глаза и немного отдохнуть

Через пару секунд давайте команду читать — задачей ребенка будет быстро найти фрагмент, на котором делалась остановка.
Подготовьте два одинаковых фрагмента несложного текста — один возьмите себе, а другой дайте ребенку. Вам нужно не быстро читать, а малыш пусть ведет пальцем по своему листу и читает вслед за тем, что вы читаете. Темп можно постепенно ускорять, но следите, чтобы ребенок не отставал. Так вы научите его параллельному чтению.
Развивайте смысловую догадку или антиципацию. Когда мы читаем, то боковым зрением можем видеть контуры следующего написанного слова. Напишите ребенку слова с пропущенными слогами или буквами и предложите ему догадаться, что там должно быть.
Читайте с ребенком на время, засекая секундомер и подсчитывая потом количество прочитанных слов. Сравнивайте результаты каждый день.
Учите с малышом скороговорки и обучайте его читать про себя — это значительно способствует развитию.
Поиграйте в расстановку ударений. Для этого можно в больших словах сознательно менять ударения и просить ребенка сказать, как правильно.
Малыш должен сам захотеть читать. Возможно, вы будете теперь читать ему только половину или часть сказки на ночь, а остальное предлагать дочитать самостоятельно, хоть и с вашей помощью.
Пригодятся в процессе обучения и диафильмы, просмотр которых поможет натренировать технику чтения.
Тренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами. Также полезно читать вслух, когда играет музыка (инструментальная или классическая).
Сделайте таблицу — разделите лист на клеточки и в каждую из них впишите буквы, пусть ребенок сначала прочтет их про себя и постарается запомнить последовательность.
Полезно читать незнакомые тексты про себя, а потом пытаться их пересказать.
Хорошо подходит и чтение по ролям, к примеру, предложите ребенку читать за зайчика тоненько, за лисичку — слащаво, а за мишку — грубым голосом.
Назовите слово из текста и скажите, чтобы малыш отыскал его.
Если ребенок умеет уже читать хорошо и без ошибок, позанимайтесь с ним чтением перевернутых текстов. Это поможет ему развить память, запомнить целостные образы букв.
Учите ребенка отстукивать ритм карандашом (его необходимо выучить заранее) параллельно чтению незнакомого текста.
Поиграйте в проговаривание согласных букв на выдохе, показывая ребенку, как быстро и четко нужно сказать хотя бы десять-пятнадцать согласных одна за другой. Меняйте их очередность время от времени.

Классический способ обучения чтению – любимый всеми букварь

Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот

При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой


Букварь для самых маленьких

Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.

Система обучения по Павлу Тюленеву

Автор даже написал специальную книгу – «Читать раньше, чем ходить», в которой подробно описал свой новаторский метод. Тем папам и мамам, кто и вправду интересуются, как научить ребенка читать в 4 года, эта книга будет особо интересна. Её автор утверждает и доказывает на многочисленных примерах, что научить малыша чтению можно уже к двум годикам. К концу же первого года он начнёт вполне осмысленно оперировать буквами и словами.

Важная часть данной методики — начинать занятия с малюткой надо чуть ли не с момента рождения, поскольку именно в первые четыре месяца мозг малыша активно формируется и способен без проблем усваивать сложные и простые графические картинки.

Также важно, чтобы во время обучения малыша ничего не отвлекало – никаких игрушек и т. д., то есть, нужно специально создавать благоприятную среду для учёбы

С чего начать обучение чтению по слогам

Методик, по которым учат современных детей читать – немало. Одни направлены на запоминание слова целиком, как метод Домана, другие учат читать по складам (кубики Зайцева), но многие родители все-таки являются сторонниками классического обучения чтению – по слогам. Ведь именно так их и самих когда-то учили в школе, и именно этот способ им кажется наиболее понятным и легким. Что ж, по слогам так по слогам!

Но ведь и слоги нужно проговаривать правильно, а поэтому стоит во время изучения алфавита принять во внимание методику Н. Жуковой, когда каждая отдельно взятая буква называется своим звуком, а не названием

При таком подходе ребенку в дальнейшем будет намного легче соединять буковки в слоги, а слоги в слова.
Поиграйте с ребенком в игру, по ходу которой расскажите ему о звуках, какие они бывают (глухие-звонкие, мягкие-твердые, шипящие) попросите его показать, как шумит ветер в листьях, как рычит лев, как шипит гусь. Комментируйте каждый звук, объясняйте его фонетику. Поясните, что гласные отличаются от согласных тем, что они легко поются. Спойте каждую из них вместе с малышом. Потом попросите его проделать то же с любым согласным звуком.
Начните изучение алфавита именно с поющих букв. Так малышу будет их проще запомнить. Каждый раз знакомство с новым звуком начинайте с написания самой буквы. Просите ребенка повторить и нарисовать новую для него буковку на бумаге или на настольной грифельной доске (ее заранее стоит приобрести в магазине).
Изучение гласных начинайте с тех, которые имеют один звук, а только потом приступайте к таким как Я, Ё,Ю, Е и имеющих дополнительный звук Й. Специалисты советуют изучать ее последней, но лучше если она будет изучаться одновременно с йотированными гласными (то есть имеющими ее в своем звуковом сочетании).
Согласные буквы тоже стоит учить не в разнобой, а со звонких и сложных в произношении (сонорных) М, Н, Р, Л. И только потом переходить к остальным. Заканчивать изучение алфавита нужно буквами, не имеющими звуков.

Когда ребенок разберется со звуками и научится соотносить их с буквами, переходите на следующий этап – сложение слогов.

Правила сложения букв в слоги

Не всем деткам легко дается соединять буквы в слоги. Но если родители во время изучения алфавита учили малыша звуковому произношению, то дальнейшее соединение звуков в пары не будет составлять для ребенка большого труда.

Начните с гласных и «пойте» теперь не один, а сразу два звука и при этом не забывайте их записывать в тетрадке или на дощечке.

Затем начните соединять гласные буквы с согласными. Пусть первыми слогами станут знакомые сочетания МА, БА, ДЕ, ПА. При этом гласный звук продолжайте «петь».

Соединяя согласный звук (букву) с гласным, ставьте его на первое место. И только после того, как ребенок освоит весь механизм произношения, переставьте звуки (буквы) и попросите его прочесть АБ, АМ, ЕД, АП и т. д.

Справившись с соединением двух звуков, малыш с удовольствием начнет читать коротенькие словечки из трех- четырех букв.

Обучение чтению, как и всякая наука, требует от родителей и малыша определенного терпения. Не все будет получаться сразу, но не отчаивайтесь, чаще хвалите ребенка за успехи и не ругайте (не смейтесь), если у него что-то не выходит. И только когда занятия будут проходить без понуканий и принуждения со стороны родителей, кроха научится читать быстро и легко.

Читаем по слогам

Представленная методика, как научить ребенка читать по слогам подходит для занятий дома с малышом с 5 лет. Через 2-3 недели занятий ребенок сможет самостоятельно, глядя на написанные буквы, называть слог. Не надо его торопить, однако, если он затрудняется произнести слог по истечению 30 – 60 сек, нужно ему подсказать, помочь составить слог. Делать это нужно в доброжелательной манере, без раздражения и упреков.

Когда ребенок составит первые слоги «ма», «му», пора показать, что соединив некоторые слоги вместе, можно получить целое слово. Объяснять это лучше с использованием слоговых кубиков (можно купить специальный набор или сделать их самостоятельно) или  деталей конструктора. Главное, показать, что для прочтения слова нужно называть слоги и затем их объединить. Обязательно спросите у ребенка, какое слово получилось и что оно обозначает.

В дальнейшем, когда уже не нужно будет много времени тратить на объяснение всех описанных азов чтения по слогам, основная часть занятий должна быть посвящена тренировочным упражнениям. Учителя-практики утверждают, что нет иного способа научиться хорошо читать, кроме постоянного чтения. Чем чаще и больше ребенок будет читать, тем лучше это будет у него получаться. А поэтому у него нужно поддерживать постоянный интерес к занятиям по чтению. Для этого рекомендуется использовать разнообразные дидактические игры.

Примеры:

  • Логопедические упражнения.
  • От игры – к чтению. Дидактические упражнения.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя

При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки

Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.  

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий