Прикорм по месяцам: схема введения и рекомендации ВОЗ

Чем грозит раннее введение?

В раннем возрасте ЖКТ еще не готов к перевариванию продуктов, поэтому прикорм ребенка может оказаться не только бесполезным, но и вредным.

Неусвоенная пища создаст лишнюю нагрузку на организм, вызовет кишечные расстройства, боль в животе и другие симптомы нарушения пищеварения. Не вовремя введенная или неподходящая пища может спровоцировать аллергическую реакцию, от которой будет тяжело избавиться.

Важно не только вовремя вводить прикорм, но и правильно выбирать продукты. Педиатры руководствуются правилами введения прикорма, разработанными Минздравом

Они предусматривают четкую последовательность введения продуктов.

Как вводят новые продукты?

Вводить новый продукт нужно начиная с половины чайной ложки, затем количество постепенно увеличивают. Поначалу вводят один продукт. Монопродукт дается в течение 7-9 дней, затем к нему прибавляется другой. Когда количество дойдет до трех, один нужно заменить на новый. Существует много таблиц, позволяющих разобраться с правильным введением незнакомых продуктов.

Общая схема проста: от небольшой порции и одного продукта до 150-200 г в год, разнообразия каш, пюре. Когда дети не хотят есть, нужно искать причину:

  • ребенок сыт;
  • малыш болеет;
  • хватает комплекса витаминов и микроэлементов, которые находятся в грудном молоке;
  • ребенок чувствует дискомфортно (наполненный памперс, перемена обстановки);
  • сохранился младенческий инстинкт выталкивания, когда ребенок не может удерживать и глотать густую пищу;
  • у ребенка сложился отрицательный опыт первого прикорма.

Есть хитрости, которые помогут накормить малыша с ложки

Важно нагулять аппетит. Если малыш болеет, введение прикорма нужно отложить

Улучшить вкус блюда для ребенка можно, добавив привычное для него грудное молоко.

Если ребенок обжегся или получил другой негативный опыт кормления с ложки, нужно поменять обстановку. Можно перейти в другую комнату, сменить стул, поменять ложку. Ребенку важен контакт с тем, кто его кормит. Хорошо, если мама улыбается и разговаривает с малышом. Нужно создать условия, чтобы он начал есть.

Основные правила педприкорма:

— Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

— Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

— В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

— Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

— На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

— Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

— Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке. Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз. На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

— Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще

Начинаем знакомство с новой пищей с микродоз. Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра. За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю  — величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи

Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи

В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик. Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Однако сам процесс исторически совпадает с появлением человечества на земле. Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете. Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки. У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Истина, как и прежде, где-то посередине: слушайте себя,  выбирайте вид прикорма, близкий вам по ощущениям. После решения ввести педприкорм многие могут столкнуться с неожиданными препятствиями – к примеру, семья не согласится даже временно изменить привычкам в рационе. Придется отказаться от суррогатов  — полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

Основное отличие педприкорма: его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь  с семейными ритуалами.

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы. Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости

Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

Прикорм по месяцам

Так как в соответствии с принципами правильного прикорма, новые группы продуктов вводят в рацион младенцев поочередно, с интервалом в 3-4 недели, процесс знакомства со взрослой пищей растягивается на несколько месяцев. На протяжении этого времени в меню появляются:

  • овощи;
  • крупы;
  • мясо;
  • рыба;
  • фрукты;
  • кисломолочные продукты и т. д.

Прикорм по месяцам – это достаточно гибкая схема, которую можно менять, в зависимости:

  • от объективных обстоятельств, например, состояния здоровья малыша (неожиданное ОРЗ, аллергия или врожденные заболевания, возможные травмы и пр.);
  • вкусовых предпочтений ребенка;
  • рекомендаций специалистов;
  • желаний родителей.

Прикорм в 5 месяцев

Разнообразить рацион малыша, который вскармливается искусственно, допустимо немного раньше, чем при грудном типе вскармливания. Если нет специальных противопоказаний, педиатр может рекомендовать начать прикорм в 5 месяцев и даже немного раньше.

Подсказок, которые косвенно указывают на то, что меню крохи пора обогащать обычной пищей, может быть несколько:

  • увеличение веса при рождении вдвое или более (у недоношенного вес при рождении может быть в этом возрасте увеличен в 2,5-3 раза);
  • малыш научился сидеть с поддержкой и уверенно поворачивает голову в разные стороны, сидя с помощью взрослых;
  • наблюдается угасание рефлекса, побуждающего удалять языком любую твердую пищу из полости рта;
  • проснулся интерес к еде на тарелках и во рту взрослых;
  • хороший аппетит ребенка не вполне удовлетворяет искусственная смесь, и он чаще обычного требует новую порцию еды.

Прикорм в 6 месяцев

Начало прикорма на пересечении «экватора» первого года жизни малыша считается мировым медицинским сообществом на сегодняшний день оптимальным. Вне зависимости от вида вскармливания с рождения.

В это время пищеварительная система уже достаточно зрелая. Снизилась проницаемость кишечника. Вырабатываются многие ферменты, необходимые для расщепления тех видов пищи, которые предлагают в качестве прикорма грудничку.

Организм малыша нуждается в новых источниках энергии и микронутриентах. Потребность в них уже не способно удовлетворить, в полной мере, молоко мамы. А смеси для искусственного вскармливания, даже предназначенные для детей старше 6 месяцев, идеально сбалансированные по основным питательным веществам, витаминам, минеральным компонентам, не дают ребенку ощущения полного насыщения.

В этом возрасте прикорм грудничка является важным этапом взросления и позволяет задать мощный стимул:

  • развития жевательного аппарата;
  • совершенствования мелкой моторики;
  • становления координации между движениями рук и зрением;
  • формирования когнитивных функций центральной нервной системы.

Перемены в однообразном меню – это яркий сенсорный раздражитель. Ведь получая прикорм, ребенок ощущает новый вкус, аромат, консистенцию, температуру еды, видит незнакомые ранее оттенки, может попутно изучить новые формы и материалы посуды и т. д

Он пытается сам взять ложку, поднести ее ко рту, учится держать кусочки пищи, осторожно брать их пальцами

Первый прикорм становится для него новой, увлекательной игрой, чрезвычайно важной для физического и психического развития

Прикорм грудных детей от 7 месяцев до года

Иногда момент знакомства с обычной пищей может быть отложен. Например, для детей, рожденных раньше срока, недоношенных. Прикорм грудничка в этом случае начинается позже, чем для детей рожденных в срок. Ориентиром считается гестационный возраст (продолжительность внутриутробного развития).

Последовательность введения различных групп продуктов питания и основные принципы прикорма по месяцам остаются теми же.

Главное, чтобы до года ребенок адаптировался к переменам в рационе, подготовился к тому, что его основной пищей скоро станут овощи, зерна, животные продукты.

Что сделано для ГВ?

На сегодня благодаря средствам массовой информации, общественным организациям по под-держке кормящих (как, например, МОО АКЕВ, Ла Лече Лиг), родительским центрам и многим докторам, детально занимающимся вопросами грудного вскармливания, ГВ стало нормальной (а не уникальной) практикой. Существенно изменен подход к грудному вскармливанию и в руководствах по питанию для практикующих врачей. Однако вопрос ГВ, особенно, как рекомендует ВОЗ, до 2 лет и далее, тесно связан с оптимальной схемой введения прикорма. Очень часто из-за несвоевременного или нерационального прикорма возникают трудности с ГВ и даже его прекращение досрочно.

Национальная программа очень обстоятельно и подробно описала питание беременной и кормящей матери, много уделено внимания вопросам организации и проблемам естественного вскармливания. Однако вопрос прикормов все равно остается в ней дискутабельным.

Конечно, в Национальной программе есть рекомендации «стремиться к проведению в течение первых 4–6 месяцев жизни исключительно грудного вскармливания, то есть не давать здоровым новорожденным детям никакой пищи, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями»…

Но вот введение прикорма здоровым малышам в 4 месяца (а это разрешено исходя из документа) и в 6 месяцев — это совершенно разные вещи. Разница в два месяца может стать для многих детей при-чиной проблем в здоровье. Поэтому хотелось бы услышать более конкретных рекомендаций, приближенных к рекомендациям ВОЗ: «Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев». В «Руководстве по питанию детей раннего возраста» ВОЗ указывается, что навыки питания более густой, чем грудное молоко, пищей появляются примерно к 5-7 месяцам, и ранее этого срока малыш просто не может кушать что-либо другое кроме груди.

Далее текст становится более интересным. С одной стороны, Нацпрограмма пишет, что «детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6 месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста». И предлагает, по ВОЗ: «в этом случае первым ви-дом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства …». Но далее опять же следует отступление: «Проведенные научные исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма, — 4 месяца…» Хотя ВОЗ предлагает возраст в 4 месяца только для детей, имеющих проблемы в здоровье и только в крайних случаях.

Дальнейший текст не объясняет, на основании каких конкретно критериев здоровому ребенку нужно вводить прикорм именно в 4, 5 или в 6 месяцев. Дается обтекаемая фраза: «Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть его готовности к восприятию новой пищи….».

Положительными моментами в Нацпрограмме можно назвать рекомендацию прикладывать ре-бенка к груди после кормления блюдами прикорма и отсутствие четких установок на строго заданные объемы вводимой пищи.

Нормы прикорма

Понятно, что ребенок кушает, пока не насытится и морить его голодом никто не собирается. Однако если ваш малыш не выдерживает минимального трехчасового перерыва между кормлениями, это первый звоночек о том, что он съедает меньше, чем ему необходимо. Единоразовая норма потребления молока для только что родившегося малыша, составляет не менее 30 мл.

Как понять, какое количество выпил ребенок:

  • можно сцедить молоко и по полоскам в бутылочке определить количество;
  • засечь приблизительное время кормления;
  • ориентироваться по нему в дальнейшем.

Расчет питания ребенка по месяцам до года является приблизительным, каждый ребенок развивается по своему, поэтому и его меню будет носить индивидуальный характер.

Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок воспринимает тот или другой новый продукт, в это время возможны такие проявления:

  • аллергическая реакция;
  • изменение стула;
  • смещение режима кормления.

Техника введения педагогического прикорма

Педагогический прикорм никак не отражается на грудном вскармливании: он является абсолютно параллельным процессом, дополняющим основное питание. Стоит отметить, что в сознании ребенка эти понятия также достаточно четко разделены. Так например, он понимает, что уснуть ему поможет не 50 граммов творожной массы, а сосание маминой груди. А вот увидев вкусный банан, который он обычно наблюдает раз в неделю, малыш конечно же потянется к заманчивому фрукту, а не к маминой груди, к которой у него круглосуточный доступ.

Как правило, весь цикл прикорма занимает около года, в течении которого ребенок должен попробовать ту еду, с которой он будет иметь дело на протяжении всей своей жизни. Малыш знакомиться с продуктами и изучает их:

  • по консистенции и температуре;
  • разнообразие вкусовых качеств, размеров и форм;
  • способы приготовления и употребления;
  • сезонность и прочее.

Важно знать! Если в период прикорма по какой-то причине ребенок не смог попробовать какие-то продукты, то в будущем он может вообще до какого-то возраста отказываться от них или все-таки их есть, но неохотно. Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья

Поэтому следует изначально приобщать малыша к той экологической и социальной нише в области питания, к которой принадлежит его семья.

Пища, предлагаемая ребенку, может быть разной консистенции, но специально делать ее пюреобразной не следует. Предприкорм подразумевает знакомство малыша с пищей через микродозы (микропробы) продуктов, что стимулирует его успешно осваивать навыки жевания и глотания уже в первые месяцы введения прикорма

Кроме того, в процессе знакомства с едой ребенок учится самостоятельности, которую важно поощрять:

  • он может сам брать ручками предлагаемые ему кусочки пищи и отправлять их себе в рот;
  • он пытается “орудовать” ложкой;
  • учится держать чашку и пить из нее.

Задача родителей – только следить за тем, чтобы движения ребенка были правильными и при необходимости помочь ему, но ни в коем случае не пытаться его самостоятельно накормить. Этот процесс не должен превращаться в пассивное открывание рта перед очередной ложкой еды, которую предлагает мама.

Ребенок может садиться за обеденный стол для знакомства с пищей вместе с мамой до 5-6 раз в день. За один прием малышу можно давать не более двух-трех микродоз. Одна доза мягкой пищи должна помещаться между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или на кончике чайной ложки.

Микродозы следует давать следующим образом:

  1. Мягкая пища:

    • рассыпчатого вида (макароны, каши, кусочки хлеба, салат и др.) – можно крошки давать ребенку прямо в ротик или же выложить на тарелочку, чтобы малыш пытался захватить их самостоятельно и отправить к “месту назначения”.
    • пюреобразного вида – следует намазать на ложку и вручить ее ребенку.
  2. Твердую пищу (сушка, очищенные фрукты, сухари и пр.) следует предлагать малышу под бдительным присмотром взрослых! Он может брать их или со стола, или из маминых рук. Если ребенок откусил очень большой кусочек, не соизмеримый с его жевательными возможностями, то его следует немедленно удалить изо рта малыша, демонстрируя при этом полное спокойствие и невозмутимый вид.
  3. Питье следует предлагать ребенку в небольшой чашке с широким горлышком не более одной чайной ложки за раз. Однако если ребенок просит добавки – доливаем еще одну чайную ложку жидкости. Малыш должен учиться с раннего возраста брать в ручки чашку и опрокидывать себе в ротик ее содержимое.
  4. Супы и другие первые блюда стоит предлагать несколькими способами:

    • даем малышу исследовать/облизывать ложку, предварительно обмакнув ее в бульоне;
    • вылавливаем содержимое бульона и помогаем малышу донести ложкой его до рта;
    • учим прихлебывать из ложечки.

Важно, чтобы малыш держал ложечку сам, а мама только помогает управлять ручкой! Как правило, самостоятельное зачерпывание ложкой становится доступным большинству детей только после того, как они осваивают самостоятельную ходьбу

В каком порядке вводить в рацион продукты

(для ребенка на грудном вскармливании без каких-либо аллергических проявлений)

4-5 месяцев (овощи – в обед, каша — завтрак)

1 неделя – кабачок

2 неделя – цветная капуста

3 неделя – брокколи

4 неделя – смесь из трех уже знакомых овощей + растительное масло

5 неделя – гречневая безмолочная каша

6 неделя – рисовая безмолочная каша

7 неделя – кукурузная безмолочная каша + чайная ложка сливочного масла

8 неделя – тыква, фруктовое пюре — яблоко, груша, чернослив

6 месяцев (новый продукт можно вводить раз в три дня)

Мясо – кролик, индейка, телятина в виде пюре

Детское печенье

Это была база. Теперь у малыша есть полноценные завтрак и обед и можно вводить другие продукты примерно в таком порядке, постепенно заменяя вечернее кормление ужином.

7 месяцев

яичный желток

8-9 месяцев

творог, кефир, картофель, морковь, свекла, белый хлеб, рыбное пюре (2 раза в неделю вместо мяса), сок

12 месяцев

ягодные пюре

В каком возрасте начинать прикорм

За последние десятилетия правила введения прикорма кардинально изменились. Не надо давать младенцу в три месяца яблочный сок, а в полгода – борщ. Предлагать куриную косточку, чтобы почесать ей десны, тоже не стоит.

Напомним, по рекомендации ВОЗ прикорм детей на грудном вскармливании нужно начинать в шесть месяцев. До этого момента не надо допаивать ребенка даже обычной водой. При искусственном вскармливании прикорм обычно начинают на месяц раньше. По индивидуальному графику будут вводить обычную пищу малышам, которые на мамином молоке плохо растут, не набирают вес или у них проявляется какая-то аллергия.

При этом отечественные ученые, опираясь на мнение ESPGHAN (Европейского общества специалистов в области детских гастроэнтерологии, гепатологии и питания), считают, что исключительно грудное вскармливание не всегда обеспечивает достаточный уровень поступления в организм малыша микронутриентов — особенно железа.

Правила введения прикорма

Рацион питания ребенка первого года жизни должен расширяться постепенно. Примерно в полугодовалом возрасте увеличивается подвижность ребенка, что приводит к возрастанию его энергетических нужд. Материнское молоко или смесь уже не способны полностью обеспечить естественные запросы организма, поэтому следует вводить прикорм. Правильно подобранное время позволит сохранить нормальное функционирование пищеварительной системы малыша.

Когда вводить прикорм?

Определяя оптимальный период для прикорма, мамы черпают информацию из разных источников. Они советуются с педиатром, перерывают интернет в поисках достоверных таблиц или перенимают опыт старшего поколения. Не все рекомендации безопасны и грамотны, а некоторые схемы давно устарели и могут нанести вред.

Ориентироваться нужно не на конкретный возраст малыша, а на признаки готовности к знакомству с другой пищей, кроме смеси и грудного молока:

  1. У ребенка хорошо развит глотательный рефлекс. Когда еда попадает в рот, не возникает рвотных позывов, кроха не пытается ее выплюнуть.
  2. Вес карапуза увеличился в 2 раза в сравнении с массой тела при рождении.
  3. Грудничок уверенно держит голову и сидит в стульчике.
  4. При виде приближающейся ложки малыш открывает рот.

Педиатры акцентируют внимание мам на том факте, что непереваренная пища дополнительно нагружает слабые органы ЖКТ. Всего одной чайной ложечки хватит, чтобы спровоцировать острую реакцию организма на новый продукт

Несколько десятилетий назад прикорм действительно вводили в 12-16 недель, но последние научные исследования доказали, что идеальным возрастом является 6 месяцев.

Схемы введения прикорма

Кормление ребенка до 1 года по месяцам может несущественно отличаться, но схема введения прикорма едина для всех:

                                     1 день                                           5 г
                                     2 день                                          10 г
                                     3 день                                          20 г
                                     4 день                                          40 г
                                     5 день                                          80 г
                                     6 день                                        120 г
                                     7 день                                        150 г

Чтобы знакомство с новой пищей не омрачилось недомоганием малыша, необходимо придерживаться основных правил:

Прикорм лучше перенести на более благоприятное время, если грудничок с утра проснулся не в настроении или неважно себя чувствует. Также введение новых продуктов придется отложить, если предстоит путешествие, отпуск или переезд.
Прикорм должен быть монокомпонентным

Если это кабачок, не нужно добавлять в пюре морковку или картошку, поскольку впоследствии будет сложно определить конкретный аллерген.
Иногда у мамы возникает желание подсластить или посолить первое блюдо для малыша. На вкус оно кажется пресным, поэтому хочется угодить маленькому гурману – и это главная ошибка. У детей пока не развиты необходимые рецепторы, а нежная слизистая желудка остро отреагирует на добавки.
Каждый новый продукт вводится после успешного знакомства с предыдущим. Первая порция составляет 5 г, затем все последующие увеличиваются в 2 раза – и только когда круг замкнется, можно давать очередной продукт. Накормить ребенка в понедельник цуккини, во вторник картошкой, а в среду пюре из кабачков – опасная затея. Необходимо выждать 48 часов, чтобы точно определить отсутствие аллергии на конкретный продукт.
Прикорм дается утром, чтобы до вечера мама могла понаблюдать за самочувствием крохи. При появлении аллергии продукт нужно отменить и отложить знакомство с ним еще на месяц.
Важно не только то, чем кормить ребенка до года по месяцам, но и как это делать. В первую очередь предлагается прикорм – и лишь затем дается грудное молоко или смесь.

Не стоит торопиться или заставлять малыша кушать, лучше проявить терпение. Прикорм – не полноценное питание, а переходный этап ко взрослой пище.

Другой подход

В Великобритании, кстати, совсем другое отношение к первому прикорму. В то время, как мы старательно перетираем овощи и фрукты в жидкую кашицу, там предпочитают начинать сразу с кусочков. Да-да, вот прямо в шесть месяцев. И без всяких ниблеров с сеточками. Конечно, это не должны быть сразу дольки яблока, моркови и других твердых овощей. Но сам принцип таков: вы кладете ребенку на тарелку маленькие кусочки еды и разрешаете ему есть самому, фактически сидя за общим столом. Да, это будет долго и скорей всего не очень чисто. Но местные педиатры уверены: таким образом у крохи сразу выработается правильное пищевое поведение. Он сможет прекратить есть, когда уже сыт, а также – это уже к вопросу развития – таким образом усовершенствует мелкую моторику.

Для чего нужно вводить прикорм ребенку?

Первая цель – твердая пища нужна ребенку для дополнительного поступления энергии, витаминов, микроэлементов и других веществ. В твердой пище их содержится большее количество в единице объема, чем в грудном молоке. Так, например, в 100 мл грудного молока содержится около 67 ккал, в 100 граммах каши не менее 280 ккал и в 100 граммах мяса 120-200 ккал. Вторая цель – ребенку необходимо постепенно перейти от жидкой пищи к обычному домашнему рациону. Сразу он этого сделать не может. Именно в этот переходный период и требуется введение пищевых продуктов, адаптированных для возраста по консистенции и составу. Таким образом, вводя прикорм, мама постепенно переводит ребенка на обычную домашнюю пищу и дополняет рацион ребенка энергией, питательными веществами, микроэлементами и витаминами. Поэтому прикорм должен быть всегда более плотным по консистенции и/или более калорийным, чем грудное молоко. Понимая цели введения прикормов, мама уже сама решает какие продукты вводить, ориентируясь на национальные, семейные традиции, рекомендации врачей и финансовые возможности. Решая две эти «глобальные» цели, мама одновременно плотной пищей стимулирует у ребенка выработку ферментов, развивает вкус, ощущения, способствует социализации ребенка и т. п.

Чтобы безопасно перевести ребенка на «взрослую пищу» необходимо придерживаться достаточно простых правил введения прикормов. Это связано с тем, что дети грудного возраста особенно уязвимы во время переходного периода.

ВОЗ рекомендует введение дополнительной к грудному молоку пищи после 6 месяцев. Однако не следует откладывать введение прикормов на возраст более чем 8-9 месяцев, поскольку в возрасте 9-10 месяцев и старше иногда бывает сложно это сделать. При этом вполне возможно появление нарушений пищевых стереотипов, когда, например, ребенок может питаться и после 1-2 лет только жидкой пищей. Так же к этому возрасту могут развиться различные дефицитные состояния (недостаток витаминов, железа и т.д.). Поэтому наиболее оптимальным сроком введения прикормов нужно считать возраст 6-8 месяцев. В редких случаях прикорм может вводиться в период с 5 до 6 месяцев жизни. Но эти ситуации индивидуальны и должны определяться врачом для конкретного ребенка. Для детей, получающих адаптированные искусственные смеси, сроки и принципы введения прикормов такие же, как и для детей на грудном вскармливании.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector