Как евреи воспитывают своих детей: еврейский метод воспитания детей в семьях

Вседозволенность или воспитание самостоятельности

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам. Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза. Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения. Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества. Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными. Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей. Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды. Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Ребенок – золото, хоть иногда он и делает глупости

Для любой еврейской мамы ее ребенок – самый лучший. Он умеет все и многое может, просто иногда малыш совершает глупости – с кем не бывает?

Воспитанные по такому принципу дети вырастают уверенными в себе. Будучи взрослым, такой человек четко осознает, что он – лучший во всем и среди всех. Что касается неудач или жизненных промахов, то их он воспринимает как позволительную глупость, которая случается с каждым человеком. Ошибки – это нормально.

Сломанный ноготь – не беда: советы об обработке ногтей в домашних условиях

Параолимпиец Талай без рук и ног: “чем труднее борьба, тем значительнее победа”

25 детей бездетного мужчины: необыкновенное воссоединение

Еврейская мама прекрасно понимает, что с помощью критики она вырастит неуверенного в себе человека с массой комплексов. В ее понимании ребенок прекрасен, а вот поступки его – глупы, но и то далеко не все.

Как евреи наказывают своих детей — законы в Израиле

Среди принципов воспитания в израильских семьях нет ни слова о порицании и отцовском ремне (ох уж это советское детство!). Давайте разберемся в том, есть ли наказания у этих детей, и насколько суровыми они являются.

Первое, что должен сделать родитель, если видит неверное и оскорбительное отношение со стороны ребенка, — объяснить ошибочность действий и посоветовать, как правильнее поступить в подобном положении в следующий раз.

Говорить при этом нужно ласково и мягко. На языке Торы этот метод называется увещеванием. Считается, что разговор должен происходить в тот момент, когда чадо будет готово услышать и осознать, поэтому беседы о некоторых проступках откладываются на часы или даже дни. При повторении проступка старший обязан снова прибегнуть к силе красноречия.

Телесные наказания применяются в самых крайних случаях для предостережения от дурного поведения в дальнейшем. Согласно Талмуду, они используются при нарушении определенного запрета, и о возможности такой «кары» сообщается заранее.

Считается, что бить детей запрещено – за это лишают родительских прав. На улицах часто можно встретить плачущего малыша и бездействующую мамашу – поверьте, ей не все равно, она просто не имеет права физического и морального воздействия на разбушевавшегося сорванца. Но это можно сделать в воспитательных целях в порядке исключения дома.

Притом отец или мать должны исходить не из чувства мести, а из необходимости. Рекомендуется показывать провинившемуся, что для «карателей» процедура тоже является не особо приятной, скорее необходимой.

Среди распространенных наказаний в израильских семьях можно выделить лишение удовольствий и привилегий, отсылка в комнату или прекращение любой коммуникации на несколько часов.

Еще один вид наказания приводит автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях», опубликованной на сайте Israelrus: в случае с разбушевавшимся дитем отлично помогает фраза «сядь на пол», в переводе на язык малыша означающая «не двигайся и стань неактивным», что по-настоящему страшно.

Проблемы семьи и воспитания

Профессор Иегуда Элицур в своем докладе «Положение и роль женщины» на конференции по еврейской философии еще в конце XX века наметил основные проблемы современной ячейки общества.

Корень зла, по его мнению, исходит от современной тенденции равенства полов. Объясняется конфликт с использованием забавных метафор: муж раньше был «министром иностранных дел», а жена – «министром внутренних», и их обязанности были четко разграничены. Сегодня супруга получает равноценное со своим спутником образование и зарабатывает порой больше него. Отсюда вытекает появляющееся в отношениях напряжение, что пагубно влияет на дитя, ведь малыш учится вести себя и проявлять эмоции, наблюдая за старшими

Кроме этого, матери все меньше уделяют внимание своим чадам в силу постоянной увлеченности рабочим процессом, их сегодняшний образ жизни далек от того, который был описан в священных книгах и популярных среди израильтян трактатов. Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения, что в корне меняет значение слова «любовь»

Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака

Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения, что в корне меняет значение слова «любовь». Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака

Такое положение дел также влияет на сознание маленького гражданина – он часто не знает о том, что такое полноценная семья, и не умеет правильно распределять роли между родителями (Согласно статистике, число разводов по отношению к количеству браков сегодня в Израиле равно 40%).

По словам создателей блога «Ваше всё», основная сложность в воспитании израильских детей – во вседозволенности, из-за всеобщего поощрения они часто становятся неуправляемыми и начинают «вить веревки» из старших, при этом запросы каждый год все растут. Избалованность – это во многом диагноз, так как будущие члены общества при таком отношении оказываются совершенно неподготовленными для жизни.

Молодые педагоги больше не хотят идти в школу – это объясняется поведением подопечных, которым позволено разговаривать на уроке и неуважительно обращаться к преподавателям.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение». Рациональное распределение времени

Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Не будь идеальным. Будь настоящим

Это важнейший принцип воспитания в еврейской семье. Родители никогда не должны возводить себя на пьедестал, ведь совершенство недостижимо и сделать ошибку может каждый. Никто в этом мире не идеален, но все могут сделать этот мир лучше. Детям полезно видеть, как родители ошибаются и исправляют свои ошибки, работают над собой. Воспитание собственным примером — лучший урок.

Читай также: Как воспитать лидерские качества у ребенка?

Из этого вытекает еще один принцип: если ты видишь в другом недостаток, этот недостаток есть и в тебе. А значит, нужно начать с себя, а не искать соломинки в чужих глазах. Есть поучительная история, которая говорит о том, что во время благословления к Ребе обратился один человек. Он просил советов и наставлений. Ребе ничего не ответил ему, а ушел в комнату, где на протяжении нескольких часов усердно молился и рыдал. Обеспокоенные посетители спросили у Ребе, что произошло. На что тот ответил, что не смог найти в своей душе недостатков, о которых поведал человек. А это значит, что зло очень глубоко спряталось и незаметно, а это гораздо хуже, чем когда оно на поверхности.

Секреты воспитания еврейской мамы

Еврейская женщина никогда не станет причиной комплексов своего ребенка. Она никогда не осуждает его, только его поступки: «Я не могу понять, почему такой хороший мальчик сделал такую большую глупость».

Она дарует свободу, но при этом ставит жесткие границы. Сами израильтяне описывают принципы своего воспитания как огромную светлую комнату, полную воздуха и интересных вещей, но с нерушимыми стенами. Внутри разрешенных границ ребенок волен делать все, что заблагорассудится. Он может вылить на кошку духи, но не может ее ударить.

Еврейские мамы всегда хвалят своих детей. По любому поводу. С самого рождения. И это не оборот речи, это ежедневные сотни маленьких и больших восхвалений всего, что связано с ребенком. И к этому обычно присоединяется вся большая семья. Ах да, израильские родители часто делают специально, чтобы дети подслушивали, как хорошо о них отзываются.

Читай также: Воспитание детей по-американски: секреты родителей из США

Любовь, уважение отца к матери и матери к отцу. Несмотря на все детоцентрическое общество, израильские родители знают и умеют находить время друг для друга. Это необходимо, чтобы дети усвоили: взаимоотношения в семье должны быть уважительные, с любовью и заботой, а затем реализовали эту же модель в собственной семье.

Быть занятым — это нормально. А также нормально — искать себя, пробуя различные хобби и занятия. Еврейский малыш ходит на скрипку, занимается плаванием, учит английский язык, собирает роботов Лего, и при этом успевает потусить с друзьями на велосипедах, навестить тетю Ривку и сделать поделку в сад на Хануку. Как им это удается? Видимо, о каких-то секретах еврейского воспитания мы так до конца не узнаем.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает семейная пара в России в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку, упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания

2016-01-17 12:24:51

: Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Психологи могут говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, однако, определенно, еврейские дети недостатка в любви и внимании не испытывают.

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать

Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным

А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.

Нравится


Կայքում տեղ գտած մտքերն ու տեսակետները հեղինակի սեփականությունն են և կարող են չհամընկնել Asekose.am-ի խմբագրության տեսակետների հետ: Նյութերի ներքո` վիրավորական ցանկացած արտահայտություն կհեռացվի կայքից:

Библейский период

В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца (Исх. 20:12; Втор. 5:16; см. Родители и дети). Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать (ср. Пр. 18); когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам (Быт. 18:19; Исх. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7; Миха 7:6); однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца (Лев. 19:29)

Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества (Чис. 27:4, 8)

Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор. 6:7, 11–19).

По-видимому, уже в эпоху Первого храма началось формирование жанра литературы мудрости, в которой проблемы и идеалы воспитания занимали значительное место. Библейское предписание «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:6–9; 11:18–20) означает требование обучать детей — по крайней мере сыновей — чтению. По мнению ряда исследователей, Гезерский календарь (см. Гезер) был упражнением в письме. Детей, которые должны были стать священнослужителями, готовили к этому с раннего возраста (I Сам. 211–3:21).

Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института — синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы — софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь. Впрочем, и в городах социальные и религиозно-политические различия обусловливали разный подход к воспитанию. Так, саддукеи (жреческая аристократия), наряду с религиозным обучением Письменному Закону, заботились об обучении детей — особенно девушек — греческому языку и элементам греческой культуры. Однако большинство городского населения находилось под влиянием фарисеев, обучавших детей не только законам Торы, но и основам Устного Закона; у детей воспитывали глубокое уважение к законоучителям. В этих кругах изучение Торы постепенно стало рассматриваться не только как средство соблюдения религиозного Закона, но и как самоцель; обучение Торе и Устному Закону стало основным средством воспитания и формирования личности.

В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, — трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь — уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит э́шет ха́ил — добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом. Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный. Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар. Он расцарапал колени до крови и плакал. Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь. Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка. Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости. Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято. Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Принципы воспитания

Воспитание  детей в еврейских семьях одновременно отличается строгостью и постоянными проявлениями родительской любви. Его основа – приобщение к общей культуре

Именно этому вопросу родители уделяют самое пристальное внимание

В целях безопасности: Умные часы для детей

Еврейские родители не заставляют ребенка хорошо учиться – он делает это сам, потому что с детства усваивает жизненную установку на успех. У него нет отвращения к учебе, образованию, потому что он правильно замотивирован. Сформирована не автоматическая реакция на выполнение каких-то действий, которые с точки зрения родителей или педагогов являются правильными, а верная мотивация хороших поступков. С годами эта черта будет лишь усиливаться.

Обязательными составляющими еврейского воспитания являются:

  • эмоциональная культура, внутренняя и внешняя интеллигентность. Ребенок с раннего возраста учиться контролировать свое поведение, а значит, решать проблемы в конструктивном ключе, воспитывать гибкость мышления;
  • поощрение пытливости ума, любознательности, но лишь с точки зрения практического применения выдумки. Это привязывает малыша к реальности, не дает уходить в мир вымышленных фантазий;
  • нацеленность на достижение серьезных целей, возможно, далеких и больших. Целеустремленность, целеполагание евреи воспитывают в детях как хорошую привычку. Со временем это тоже станет основой жизненного успеха. Взрослые никогда не позволят ребенку сдаться, поддержат и подбодрят, чтобы цель была обязательно достигнута, а модель успеха закрепилась;
  • отказ от необдуманных действий, внезапных никчемных желаний. Это вырабатывает привычку терпеливо ждать, не испытывая страданий и душевного дискомфорта. Умение действовать стратегически делает человека более счастливым, повышает самоуважение, помогает в преодолении трудностей;
  • самостоятельность. Это одна из наиболее привлекательных черт ребенка-еврея. Родители никогда не сделают за малыша то, что он сам в состоянии сделать для себя. Прожить свою жизнь за ребенка нельзя – таково их внутреннее убеждение. А вот помочь в поиске решения родители готовы всегда;
  • отказ от готовых схем и решений. Ребенок должен сам найти ответ, перебрать несколько вариантов, чтобы найти свой собственный, наиболее оптимальный вариант;
  • религиозность. Постоянное ощущение божественного присутствия в жизни – хорошая прививка от лени, распущенности, грубости и прочих неблаговидных поступков. Ребенок знает, что даже если родителей нет рядом, он под присмотром и защитой;
  • ответственность. Именно поэтому у ребенка много обязанностей в семье.

Методы воспитания

Феномен еврейского воспитания – в готовности родителей в ущерб собственным интересам и потребностям создать для детей благоприятную развивающую среду. Какими принципами руководствуются родители?

  • искренняя похвала, искренний интерес к достижениям ребенка, обязательная трансляция его успехов во внешний мир;
  • постоянная поддержка, на которой зиждется родительский авторитет;
  • регулярная материальная подпитка – внешние доказательства и проявления родительской любви. Самое парадоксальное, что подарки «просто так», которые в семьях других национальностей не очень-то приветствуются, ничуть не делают еврейского ребенка хуже или избалованнее. Напротив, подарок «просто так» делает более ценным подарок по серьезному поводу, что является дополнительным средством стимуляции достижений;
  • доброжелательная атмосфера всеобщей любви и уважение. Пожалуй, это кардинальное отличие еврейской семьи от какой-либо другой. Между матерью и отцом раз и навсегда установлены отношения взаимного уважения и признания, нарушить которые не может ничто на свете. Никакой критики, оскорблений, рукоприкладства. Это дает ребенку нравственную основу на всю жизнь;

Полезный материал:

Воспитание в еврейских семьях априори не допускает формирование у ребенка комплексов неполноценности. Его самого никогда не критикуют: негативной оценке подвергается поступок, а не сам ребенок. Его постоянно хвалят, подбадривают, разрешают все, что можно не запрещать, одновременно требуя отвечать за совершенный поступок. Ребенок живет в психологически здоровой семейной атмосфере и сам учится быть родителем. Он умеет распоряжаться своим временем рационально и с уважением относится к подобным требованиям других людей.

Интересно: Воспитательный процесс по-японски

Еврейский ребенок растет счастливым и вырастает успешным. Именно такого результата пытается достичь традиционная педагогика.

Еврейское воспитание и похвала

В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.

Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.

Похвала — самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.

Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах , ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».

Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника — сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.

Гармония в семье — главный принцип воспитания

Всяким родителям, а в особенности молодым, в первые годы жизни ребёнка приходится нелегко. Кроме своих забот и интересов добавляется множество хлопот и даже то время, которое отрывается ото сна или работы на общение с ребёнком, кажется им золотым.

В кутерьме между работой, домашними хлопотами и помощью членам семьи теряется самое необходимое, важное для всех детей — способность к взаимопониманию в семье

Мелкие заботы и конфликты, которые накапливаются словно снежный ком, не решаются родителями сразу — ведь им обычно некогда обращать внимание на такие мелочи. Как следствие — тотальное раздражение, усталость, озлобленность, замкнутость в себе и нежелание идти на компромиссы. То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию

Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних

То, что могло решиться всего десятиминутным разговором, скопившись, вызывает фрустрацию. Сама мысль о том, что конфликт необходимо решать, уже порождает раздражение — а это не проходит мимо детей, которые, словно чуткие радары, улавливают все настроения домашних.

Нарушено равновесие и эмоции выплёскиваются через край: не имея доступа друг к другу, родители кричат на детей, либо просто срываются на всех близких и приближённых людях — опять-таки, в том числе на собственных чадах. Как реагируют на это дети? По-разному, но ничего хорошего в результате не выходит. Маленькие дети реагируют на крики взрослых испугом или плачем, замыкаются в себе, в них рождается страх. Дети постарше, подражая родителям, становятся несдержанны и капризны, требуют немедленного исполнения их потребностей, желаний и прихотей, начинают повышать голос на всех, включая родителей.

Эта картина, увы, знакома многим семьям, а причина кроется в самих родителях. Поэтому еврейское воспитание подразумевает, в первую очередь, следование принципам Торы в нахождении гармонии и терпения внутри себя и внутри супружеской пары — это поможет всем членам семьи.

Толерантность

Реальная ситуация в одной из школ – у двух учеников первого класса аллергия на орехи. Очень тяжелая аллергия, попадание в организм даже мельчайшей частицы может привести к летальному исходу. К детям приставлены отдельные помощники, следящие за отсутствием орехов в их рационе.

На параллели 120 детей-шестилеток. На родительском собрании мамы этих двух мальчиков попросили всех остальных не приносить в школу опасную для их детей еду. Конечно, мальчики знают, какая еда им запрещена, но достаточно другому первоклашке уронить крошку бутерброда с нутеллой на стол аллергика, чтобы случилась трагедия.

Если весь класс способен отказаться от любимой ореховой пасты, чтобы не причинить вреда двоим ученикам, то в этом классе наверняка не будут смеяться над очкариком, или носящим брекеты, или как-то еще отличающимся от остальных. Эти дети уже понимают, что человеку необходима забота и доброта.

В Израиле в общественных местах часто можно встретить людей в инвалидной коляске и с другими особенностями. Это нормально и привычно, рядом с ними всегда находятся друзья и другие люди, готовые помочь. И готовность отказаться от сладких бутербродов ради одноклассника имеет прямое отношение к этой толерантности израильского общества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий