7 мудрых правил воспитания детей у евреев

Эмансипация и Новое время

Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени и в Восточной Европе (см. также Хаскала). Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. Поиски компромисса между европейской и еврейской культурами привели к возникновению реформизма в иудаизме и консервативного иудаизма. Реакцией на отход от традиции была кристаллизация неоорто­доксального течения (см. Ш. Гирш; Ортодоксальный иудаизм), приверженцы которого хотя и не отрицали практической полезности общего образования, но настаивали на необходимости сохранения традиционного воспитания.

В Восточной Европе на протяжении 19 в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей. Однако учащались случаи, когда мальчики одновременно учились в хедере и в общей школе. Поскольку девочки не обязаны были изучать Тору, в высших слоях еврейского общества девочки чаще, чем мальчики, получали общее образование. Значительное влияние на воспитание детей в этот период оказывала еврейская периодическая печать.

Формирование в конце 19 в. еврейского национального движения (см. Ховевей Цион, Сионизм) привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное (см. Еврей), привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Эрец-Исраэль и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите — светского и национально-религиозного (см. Государство Израиль. Образование).

В начале 20 в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания (см. Автономизм, Бунд).

В странах ислама, которые не были затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца 19 в. начало сочетаться с общим (за исключением Йемена, где традиционные формы воспитания сохранились в чистом виде). Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общеобразовательные предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении 1-й половины 20 в. увеличилось число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик.

Время

Научите детей правильно распоряжаться временем. Это важный навык, который пригодится им в жизни. Кроме того, приучайте их к тому, что быть постоянно занятым — это нормально. Не надо позволять ребенку постоянно играть. Пусть лучше сначала сделает что-то по дому или же позанимается, а потом можно и отдохнуть. Если вы в младшем возрасте упустите момент, когда у ребенка складывается общее впечатление о мире и жизни, то последствия будут серьезными.

Я, например, не умею распоряжаться временем. Днем часто занимаюсь лишними вещами (прокрастинирую), а ночью работаю, так как все равно работу выполнить нужно. Это оказывает влияние на мой сон, соответственно через пару дней такого графика я уже не в состоянии даже и свои привычные лишние дела сделать. А все потому, что в детстве родители позволяли мне много отдыхать. Делайте выводы.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает семейная пара в России в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку, упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа. Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает, что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя.

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение». Рациональное распределение времени

Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

В Израиле детей воспитывают все

Другие люди будут исправлять ваших детей, даже когда вас нет рядом. Ну а если вы оказались рядом, то обязательно исправят вас и подскажут, какой стиль воспитания более правильный. Не переживайте, если по пути домой с ребенком вас остановят несколько человек и посоветуют подстричь девочку.

Недавно я видела, как ребенок упал со скутера на тротуар. Он расцарапал колени до крови и плакал. Слетелись не только все пешеходы, образовалась пробка, так как водители останавливались и предлагали помощь. Одна женщина просто дала маме пачку детских салфеток, чтобы помочь очистить ребенка. Я знаю, что если бы это случилось, когда мамы не было рядом, эта женщина сама бы почистила и помогла ребенку.

Недостатком этого является то, что все будут давать вашим детям конфеты, печенье и прочие сладости. Спросить родителей, прежде чем предлагать сладкое в Израиле не принято. Так что, если у вашего чада аллергия или любые другие обстоятельства, вам придется быть не всегда вежливыми.

Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания

2016-01-17 12:24:51

: Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Психологи могут говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, однако, определенно, еврейские дети недостатка в любви и внимании не испытывают.

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать

Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным

А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.

Нравится


Կայքում տեղ գտած մտքերն ու տեսակետները հեղինակի սեփականությունն են և կարող են չհամընկնել Asekose.am-ի խմբագրության տեսակետների հետ: Նյութերի ներքո` վիրավորական ցանկացած արտահայտություն կհեռացվի կայքից:

Свобода, но в меру

Наверное, вы удивитесь. Ведь в еврейском обществе есть жесткие требования и правила, которые нужно соблюдать. Но когда мы говорим о свободе, то имеем в виду совершенно другое. Мать или отец никогда не будут укоризненно смотреть на ребенка, если он дорогой помадой разрисует чей-то паспорт. Но все должно быть в меру. Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает границы допустимого. Дорогие духи на дворовую собаку вылить можно, но бить бабушку по голове — нет, и за это следует наказание.

Спа-центр дома: Галкин показал, как проводит время с детьми в бассейне (фото)

Дом, который транслирует смену пейзажа на стеклянном фасаде: проект Дуга Айткена

Выходя за африканца, девушка боялась, что у него будет 20 жен. Прошло 24 года

Россия и СНГ

Решающую роль не только в образовании, но и в воспитании детей играют еврейские школы. Первоначально возникли воскресные школы, зимние и летние лагеря для еврейских школьников, затем — дневные еврейские школы. Первая такая школа была открыта в 1989 г. в Риге. По данным Института проблем еврейского образования в Петербурге и Джойнта, к январю 1995 г. на территории бывшего СССР число дневных еврейских школ достигло 41, из них 17 в России (12 в Москве и Петербурге) и 13 на Украине. В тот же период действовало 190 воскресных и вечерне-воскресных школ. В системе еврейского образования обучались более семнадцати тысяч детей. Еврейские школы ставят своей целью привить детям чувство причастности к еврейскому народу, к его культуре, религии и традициям. Это находит отражение в учебных программах. Предметы еврейского цикла обычно включают еврейский язык (иврит, идиш), историю еврейского народа, Танах (в ряде школ углубленно изучают Талмуд), а также традиционную и современную еврейскую литературу, еврейское искусство, музыку, обычаи.

После 1991 г., с образованием СНГ, в системе еврейского образования существуют три направления. Религиозное воспитание и образование развивается благодаря деятельности различных религиозных организаций и движений (консервативного иудаизма, реформизма, хасидизма и др.). Школы этого направления стремятся приобщить учеников к традиционному образу жизни, приучить к соблюдению заповедей. Светское воспитание и образование, в основном ориентирующее учеников на алию, направлено на облегчение интеграции подростков в израильском обществе. Разработан ряд специальных программ по обучению и репатриации молодежи, которые финансируются главным образом Еврейским агентством.

Еврейское воспитание и образование, развивающееся благодаря усилиям местных еврейских общин, стремится сформировать у детей еврейское самосознание. Учащихся воспитывают в духе традиционных еврейских ценностей, однако без выраженной религиозной окраски, хотя в 1990-е гг. значение синагоги в воспитании детей несколько возросло сравнительно сравнительно с предшествующим периодом.

В реальных условиях развивающегося еврейского образования в СНГ все три направления могут быть представлены в одном учебном заведении.

Еврейскому воспитанию детей в странах СНГ способствует появившаяся там еврейская детская литература на русском языке. Вопросам еврейского воспитания и образования посвящен ежеквартальный журнал «Еврейская школа», который издается Институтом проблем еврейского образования (ИПЕО) в Петербурге.

Хвалите ребенка

С самого рождения хвалите малыша за все его достижения. Даже самые маленькие. Пусть это будет новый слог, какая-то клякса. Важен даже не сам процесс поощрения, а то, что мама и папа гордятся ребенком и хвастаются им перед остальными людьми.

Если достижения ребенка серьезные, то собирается вся семья, для того чтобы отпраздновать. Такое еврейское общество.

Если приучить ребенка замечать мелочи, то ему будет проще в жизни. А то, что его достаточно хвалили в детстве, приведет к тому, что человек будет уверен в своих силах и сможет добиться новых вершин. Поэтому, как бы «случайно» поговорите со своими друзьями о том, какой хороший у вас ребенок.

Права ребенка

У ребенка есть права. В числе главных автор выделяет право:

…на смерть;…на сегодняшний день;…быть тем, что он есть.

Увы, все люди смертны. Кто-то доживает до глубоких морщин, а кто-то уходит на заре жизни. Это закон природы, не подвластный человеку. Однако жизнь дается не для того, чтобы проводить ее в паническом ожидании смерть, которая, подобно убийце, вот-вот выскочит из-за угла. В страхе, как бы смерть не отобрала ребенка, родители отбирают его у жизни.

Не имеется в виду, что излишки опеки нужно заменить полным ее отсутствием. Однако синяки и ссадины нужны – они предмет гордости, путь к открытиям.

«Как жалки эти лилипуты в стране великанов! – любовно восклицает автор, зачарованный тем, как малыш пытается справиться с дверной щеколдой, – Голова вечно задрана кверху, чтоб хоть что-нибудь увидеть. Окна где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, нужно быть акробатом».

Нельзя игнорировать вопросы малыша. В одно время они посыпятся градом: Что творится в носу, когда чихаешь? Кем труднее быть, водолазом или моряком? О чем говорят муравьи? Кто шьет ангелам платья? Можно ли из большой рыбы сделать лодку? Почему нельзя смотреть, как собака вскакивает на собаку?

Будьте так любезные, пани та панове, подыщите ответы на детские вопросы.

Период взросления: по разные стороны баррикад

Большие дети – большие проблемы. Вам еще предстоит пережить школьную адаптацию, домашние задания, искусно скрываемые двойки и замечания в дневнике, первую любовь, переходный возраст, половое созревание, протест юношества.

Ваше положение шатко – в глазах подросшего ребенка вы находитесь во вражеском лагере взрослых. Не имея возможности работать, он вынужден принимать ваши деньги, как милостыню от врага, и чувствовать вашу власть над собой. Не напоминайте о его подневольном положении, не опускайтесь до шантажа. Говорите с ребенком на равных, не допускайте снисходительных смешков, назидательного осуждения в отношении проблем, которые волнуют подростка

Вам они, безусловно, покажутся наивными, но для него они представляют первостепенную важность. Имейте уважение к его детским переживаниям, и он не станет платить вам скрытностью и безразличием. Любите своего ребенка, но не превращайте его в собственность

Он, прежде всего, личность, человек. Ваша задача – создание условий для его развития и становления. Если у вас все получится, он обязательно вспомнит о своем счастливом детстве

Любите своего ребенка, но не превращайте его в собственность. Он, прежде всего, личность, человек. Ваша задача – создание условий для его развития и становления. Если у вас все получится, он обязательно вспомнит о своем счастливом детстве.

«Как любить ребенка» Януша Корчака: краткое содержание

Вседозволенность или воспитание самостоятельности

После того как у ребёнка появляются зубы, родители не кормят его с ложечки а дают в руки еду и малыш учится кушать сам. Не редко в кафе можно заметить родителей с малышом, держащим в руках куриную ножку, шницель или кусок перца и усердно его поедающим.

Можно себе только представить, что будет с одеждой этого карапуза. Но и в этом вопросе израильские мамы придерживаются очень либеральной точки зрения. Замурзанные дети с продранными футболками и штанами, являются нормой для израильского общества. Ведь не могут ребятишки валяться по траве, прыгать, скакать, кувыркаться, и оставаться при этом чистыми и аккуратными. Еврейское воспитание подразумевает нормой семьи с большим количеством детей. Представьте себе, сколько времени потребуется маме, чтобы каждый раз когда ребенок испачкается, начинать его переодевать, а то и хуже — вести ребенка домой для смены одежды. Ведь материнство — это счастье для каждой израильтянки, а не повод для дополнительных переживаний и криков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector