Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Последовательное введение продуктов по месяцам

Прикорм в 6 месяцев

Наиболее распространённой считается схема, при которой прикорм малыша в 6 месяцев начинается с овощей (статья по теме: Овощи для первого прикорма>>>).

Иногда, в качестве первой взрослой пищи для ребёнка выбирают кашу. Ключевым моментом здесь является его вес. При хорошей прибавке в весе, прикорм начинают с овощей, при недоборе – с каши.

В 6 месяцев в рацион ребёнка вводятся овощи в такой последовательности:

  1. Кабачок (узнайте, как готовить кабачок для первого прикорма>>>);
  2. Цветная капуста;
  3. Брокколи;
  4. Картофель;
  5. Тыква;
  6. Морковь.

Остальные овощи следует давать ребёнку после 1 года.

Правила введения в рацион овощей

Прикорм даётся в виде пюре, которое можно приготовить либо самостоятельно в домашних условиях, либо купить в магазине;
Как и любой новый продукт, сначала малышу дают ½ чайной ложки овощного пюре

Затем, при отсутствии аллергии, каждый день объем увеличивают;
Важно не торопиться и не давать прикорм в большом количестве, ориентируясь на цифры в 100-150 г. Многие дети на начальном этапе прикорма не способны к таким подвигам.

Знайте! Перекармливание ребенка приводит к срыву желудка и кишечника, запорам у ребенка, повышенному газообразованию. Малыш начинает связывать с прикормом неприятные ощущения и отказывается от него.

  • Овощное пюре следует давать в обеденное время;
  • Пюре сначала должно состоять из 1 продукта. Смешивать овощи можно лишь тогда, когда малыш с ними познакомится.

Прикорм в 7 месяцев

В 7 месяцев вводятся каши: гречневая, рисовая и кукурузная (безглютеновые). В их составе отсутствует растительный белок глютен (при заболевании – целиакии наблюдается непереносимость этого белка).

Читайте статью Каши для первого прикорма>>>.

Правила введения каш

До 1 года все каши должны быть безмолочными. После года, при отсутствии у малыша аллергии на коровий белок, можно варить каши с добавлением молока;
В первое время даются каши жидкой консистенции

Затем, постепенно, они должны становиться всё гуще и гуще;
Если малыш склонен к запорам, то рисовую кашу следует вводить с осторожностью (возможно, даже на некоторое время отложить знакомство с ней);
Каши следует давать утром на завтрак, но можно и вечером.

Прикорм в 8 месяцев

  • Ребёнка в этом возрасте знакомят с яичным желтком, мясом;
  • Первые мясные пюре – это кролик и индейка (гипоаллергенные);
  • Курицу и говядину начинать давать следует ближе к году.
  • Также, прочитайте статью по теме: Мясо для первого прикорма>>>.

Правила введения яичного желтка и мяса

  1. В первое время, в желток, сваренный вкрутую и размятый, добавляют немного грудного молока;
  2. Можно давать через день ½ желтка куриного яйца или 2 желтка перепелиного яйца (после недели знакомства с ним и при отсутствии аллергической реакции);
  3. Желток предпочтительнее давать ребёнку на завтрак, а мясное пюре – на обед;
  4. В 8 месяцев суточная норма мяса составляет 30-40 г, в 9 месяцев объём порции можно увеличить до 50 г, к 1 году – до 60 г.

Правила введения фруктов в рацион

  • С фруктами малыша начинают знакомить в возрасте 7-8 месяцев. Первым вводят зелёное яблоко, затем – грушу, чернослив;
  • Сначала фрукты следует давать в отваренном или запечённом виде. Спустя некоторое время можно предлагать ребёнку свежие яблоки или груши (в тёртом виде, кусочками или в баночном пюре);
  • Помните о том, что соки не должны заменять фруктовое пюре, поскольку пользы в них немного, но есть сахар. А фрукты ценны содержанием в них клетчатки (даже в виде пюре);
  • До 10 месяцев объём фруктов в день – 50 г, после – можно увеличить его до 100 г.

Прикорм с 9 месяцев до 1 года

В этот период вводят рыбу и кисломолочные продукты.

  1. Рыба – продукт полезный, но нередко вызывает аллергию, поэтому в первое время (до 1 года) её дают 1 раз в неделю. Начинать нужно с морской рыбы;
  2. Из кисломолочных продуктов первыми вводят творог (не более 50 г в сутки), ближе к году – кефир (до 150-200 г);
  3. Сначала следует давать их ребёнку в первой половине дня, чтобы отследить возможную негативную реакцию организма. Со временем можно будет предлагать творог и кефир как на завтрак, так и на ужин или перед сном (смотрите статью Творог в прикорме>>>);
  4. Цельное молоко начинают давать только после года, поскольку это — довольно аллергенный продукт.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Если вам повезло, и вы кормите ребенка грудью – низкий поклон. Сейчас все больше мам переходят на добавки в виде смесей и искусственного питания с самого раннего возраста. Ситуации у всех разные, как и состояние здоровья, поэтому нельзя винить матерей в том, что они хотят удобства и выбирают кормление из бутылочки вместо естественного вскармливания.

Если же вы даете ребенку грудь и эта система уже отлажена и работает, вот как можно подойти к вопросу прикорма.

  1. Во-первых, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание до возраста шести месяцев. Исключите воду или любые другие добавки и кормите ребенка грудью, если у вас налажен этот процесс. Педприкорм начинаем от шести месяцев жизни вашего чада.
  2. Во-вторых, прикорм не заменяет грудное молоко. Даете ли вы грудь по требованию или по часам, прикорм из других продуктов питания не должен повлиять на количество раз грудного кормления. Давать ребенку микродозы новых продуктов по его интересу можно тогда, когда вы кушаете сами или между его кормлениями. Так, чтобы ознакомление с пищей взрослых не пересекалось с обычным режимом вскармливания грудью. Некоторые педиатры даже советуют, если был режим кормления по часам, перейти на естественное кормление по требованию, так вы сможете быстрее реагировать на потребности вашего крохи.
  3. В-третьих, скорость введения прикорма по рекомендациям ВОЗ должна быть таковой, что к году другая, немолочная, пища составляет 25 % питания малыша, к полутора – до 50 %, затем постепенно увеличиваем дальше.

Спешить с введением педприкорма не нужно, ведь его основная цель – ознакомительная. Ребенку продукты показать и дать попробовать, ест он во многом молоко, питательные вещества и микроэлементы получает из маминой же груди.

Правила введения прикорма

Если кроха, на ваш взгляд, готов  к введению педагогического прикорма при грудном вскармливании и будет рад познакомиться со взрослой пищей, вы можете начать прикорм. Всякий раз, приступая к еде, усаживайте малыша к себе на колени. Если ребенок проявляет явный интерес к содержимому тарелки, тянет к ней руки, обязательно предложите ему кусочек. За один раз вы можете дать малышу 1-3 микродозы определенного блюда.

Предлагать малышу можно любую еду, в т.ч. и супы. Как измерить микродозу супа или другой жидкой еды? Для этого достаточно набрать в ложечку суп и сразу ее опорожнить. Оставшиеся на ложке следы и являются микродозой. После вы аккуратно проводите выпуклой стороной ложки ложкой по нёбу малыша. Кроме самого бульона малыш может попробовать и другие продукты, входящие в состав супа: морковь, картофель, макаронные изделия, рис и т.п.

Похожим образом дается ребенку и пюреобразная пища. Микропорцию такой еды надо распределить по поверхности ложки и аккуратно ввести ее ребенку в ротик, словно вытирая ее о нёбо. С едой мягкой пюреобразной консистенции проще управляться, но не стоит ею злоупотреблять. Обилие такой еды может затруднить перистальтику кишечника и привести к сбоям в работе ЖКТ малыша. Как минимум 80% прикорма должно состоять из твердых кусочков.

Напитки

В понятие педприкорма входит и постепенное приучение малыша к различным напиткам. Разрешены домашние компоты и морсы из любых ягод и фруктов, а также черный чай. Предварительно необходимо разбавить напитки водой в пропорции 1:6. Такого питья малыш может выпить до 5-6 чайных ложек за один прием.

Свежие овощи и фрукты

При введении педагогического прикорма при грудном вскармливании разрешены практически любые овощи, фрукты и ягоды в свежем виде. Микропорции не могут оказать негативного влияния на ЖКТ малыша в силу своего малого объема, поэтому давать их можно без опаски, при условии, что они произрастают в стране вашего проживания. Так, апельсины или киви больше подходят для прикорма малыша из Эквадора, а маленькому россиянину лучше предложить местные яблоки или груши.

Сладости, выпечка, десерты

Мало кто может отказаться от десертов, а, значит, рано или поздно, но ребенок заинтересуется сладкой выпечкой, шоколадом, конфетами и другими сладостями

Тут важно руководствоваться здравым смыслом. Продукты, которые мы даем, должны быть безопасны, а, значит, вы должны быть уверенны в ингредиентах, входящих в их состав

С этой точки зрения можно давать ребенку микродозы домашней выпечки и десертов, приготовленных самостоятельно. Так вы будете уверенны в свежести продукта и отсутствии в нем различных добавок: красителей, ароматизаторов, загустителей и т.п.

Из промышленных сладостей можно вводить в педагогический прикорма продукты, которые состоят из малого количества натуральных ингредиентов и не содержат искусственных компонентов:

  • халва (за исключением арахисовой);
  • белый неглазированный зефир и пастила без красителей и ароматизаторов;
  • мягкие конфеты на основе патоки.

Что касается шоколадных конфет, покупных пирожных и тортов, лучше избегать их как минимум до 2,5-3 лет. Во-первых, дети быстро привыкают к этим продуктам и начинают постоянно их требовать. Во-вторых, не любая шоколадка приготовлена из качественного сырья, не говоря уже о тортах, обильно украшенных кремами.

Этапы педагогического прикорма

В целом, процесс предприкорма состоит из трех этапов:

  1. Адаптационный период – с первого по восьмой месяц прикорма.
  2. Энергетический период – с восьмого по четырнадцатый месяц прикорма.
  3. Переходной период – с четырнадцатого месяца до 3-хлетнего возраста ребенка.

На первом, адаптационном этапе, происходят только первые знакомства ребенка с новой едой: сначала ему даются микродозы величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю – микродоза увеличивается и уже может составлять 1-2 горошины и т.д. По такому принципу малыша знакомят с каждым отдельным блюдом. Как правило, за месяц ребенку удается попробовать практически все продукты из маминого меню. Начиная со второго месяца прикорма, те продукты, которые успешно прошли стадию микропроб, можно предлагать ребенку в увеличенной дозе – до 1-2 чайных ложек. Что касается новых продуктов (например, сезонных овощей или фруктов), то с ними проделываем всю адаптационную работу. В день следует давать малышу не более одного нового продукта, при этом любую “пробу” даем запивать грудным молоком. Только в том случае, если в течение недели организм малыша не дал никаких отрицательных реакций – увеличиваем объем предлагаемого продукта до 1-2 чайных ложек.

Очень важно, чтобы на первом этапе ребенок во время трапезы находился на руках у мамы, а не на отдельном месте. Это обусловлено рядом причин:

  1. На первом этапе у ребенка должен быть постоянный доступ к грудному молоку, которое способствует полноценному усвоению новой еды.
  2. Поведение малыша во время трапезы происходит под пристальным маминым контролем: когда нужно мама вытрет ребенка, даст новую порцию, поможет и обучит технике приема пищи и т.д.
  3. У малыша прекрасное обозрение: он имеет возможность наблюдать за тем, как ведут себя за столом взрослые члены семьи, как аппетитно они едят, и пытается им подражать, тем самым обучаясь пищевым правилам.
  4. На ручках у мамы ребенок чувствует себя полноценным участником семейной трапезы, что придает ему уверенность в действиях и прекрасно стимулирует пищевой интерес.

Начиная со второго, энергетического этапа, ребенок начинает относиться к еде, как к энергетическому источнику и способу удовлетворить чувство голода. В данный период объем потребляемого одного продукта может составлять 2 столовые ложки. Если ребенок не наелся ему предлагаются другие блюда в том же объеме, а малыш уже сам выбирает, чем он будет утолять голод. На данном этапе ребенок уже не запивает еду грудным молоком, а его стул имеет более оформленный характер.

В энергетический период родители малыша:

  • должны стараться поддерживать пищевой интерес крохи, и не пытаться накормить ребенка, если он сам не просит;
  • не должны кормить его из ложечки;
  • не должны предлагать ему еду сами, а можно просто сообщить о том, что собираетесь садиться ко столу на трапезу. Ребенок должен сам определить свое самочувствие, и понять голоден ли он.

На втором этапе введения педагогического прикорма ребенку следует уже выделить отдельное место за общим столом. Проверить его готовность к самостоятельности можно по следующим признакам:

  1. Ребенок освоил навыки обращения с повседневными столовыми предметами (тарелка, чашка, ложка и вилка).
  2. Не играется с едой и не выплевывает ее.
  3. Не опрокидывает и не сбрасывает со стола тарелку с чашкой.
  4. Старается аккуратно кушать ложкой.

Как правило, дети готовы пересаживаться на отдельное место за столом уже ближе к первому дню рождения.

Однако следует помнить, что годовалым малышам свойственна неусидчивость. Поэтому в этот период от родителей требуется особое понимание и терпение. Ребенок может поесть минут пять, а затем потерять интерес к еде и убежать по своим делам; через время вернуться и снова просить поесть. С этим не нужно бороться, со временем все пройдет и ребенок усвоит все правила поведения за столом, но все же не стоит разрешать ребенку покидать границы кухни с куском еды в руках.

На третьем этапе предприкорма ребенок полностью переходит на питание за общим столом. Кроме того, малыш:

  • отлично орудует столовыми приборами;
  • сам следит за чистотой во время еды;
  • справляется с питьем и приемом пищи без посторонней помощи;
  • по-прежнему активно интересуется едой;
  • имеет собственное место за столом.

Максимальная длительность трапезы может составлять от 10 до 15 минут.

К трехлетнему возрасту ребенок должен научиться всему, что делают взрослые члены его семьи во время потребления пищи. Подражая их поведению и движениям, малыш учится:

  • питаться той едой, которую едят все в его семье;
  • правильно использовать столовые приборы и салфетки;
  • благодарить за еду и при необходимости просить о добавке;
  • убирать за собой грязную посуду и т.д.

Прикорм и его виды

Начиная с 6 месяцев грудное молоко не способно обеспечить кроху всеми необходимыми витаминами, поэтому ВОЗ и педиатры советуют с этого возраста начать вводить в рацион ребенка новые продукты. Это нужно для того, чтобы в будущем полностью заменить грудное вскармливание взрослой пищей. Эта ступенька поможет малышу преодолеть трудности легче, без риска развития аллергии.

Виды прикорма:

  • педиатрический;
  • педагогический.

Педиатрический прикорм является общепринятым. Именно на него ориентируется большинство педиатров, давая рекомендации молодым родителям по питанию. Этому же способствуют многочисленные баночки с детским пюре на полках магазинов. Для удобства на каждой из них указан точный возраст малыша, с которого необходимо начинать давать продукт.

Смысл педиатрического прикорма в том, чтобы знакомить кроху с определенным продуктом в конкретном возрасте. Методика считается общепринятой и даже традиционной. Новые вкусы вводятся постепенно, что помогает исключить аллергены. Кроме того, если использовать педиатрический прикорм, можно пользоваться таблицами, которые найдутся у любого детского врача. Родителям не придется думать о том, в какой очередности давать малышу овощи, фрукты, мясо.

Совсем иное дело — педагогический прикорм. Его суть заключается в том, чтобы подросший карапуз получал все те же продукты и блюда из них, что употребляет мама. Разумеется, такую трапезу необходимо строго дозировать, однако других ограничений почти нет.

Маргарита Штанова, консультант по уходу за ребенком:

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама. Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама.

Почему нельзя начинать прикорм с соков? Сок — это очень тяжелый продукт, в котором много кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше вообще пить компотик. Представьте, у человека проблемы с желудком, с печенью, почками… Какая у него диета? Кашки! Хорошо проваренные, иногда — на воде, без молока. А не соки. Ребенок ест молочко грудное, которое усваивается почти полностью…

Когда вводить прикорм

Вопреки традициям прикорма, популярного во время существования СССР, сроки первого знакомства ребенка с новой пищей существенно изменены. Раннее введение соков, каш, овощных пюре несколько десятилетий назад было несколько оправдано только для детей, находившихся на искусственном вскармливании, из-за неполноценного состава смесей-заменителей. Необходимость выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком способствовала переводу детей на заменители грудного молока, не насыщенные необходимыми витаминами и минералами, и раннее введение прикорма помогало несколько скомпенсировать недостаточность микроэлементов у детей. Популярно было применение фруктовых соков (по каплям) в 2 месяца, овощные пюре и каши с трех месяцев.

Современные специалисты категорично утверждают: подобный прикорм в возрасте физиологической незрелости организма приносит ребенку только вред. Состав грудного молока настолько полон и богат, что обеспечивает здорового ребенка всеми необходимыми веществами до 6 месяцев, а смеси-заменители не требуют дополнений. Концепция раннего введения прикорма признана ошибочной и неактуальной.

Соответствующим физиологическим потребностям и возможностям грудничков признан прикорм ребенку в возрасте не ранее 6 месяцев, при этом пища не заменяет, а только дополняет питание грудным молоком (или молочными смесями) в следующие полгода. В некоторых случаях оправдан первый прикорм в 4-5 месяцев по назначению педиатра. Как правило, такие рекомендации основываются на динамике прибавки показателей роста и веса и аллергических реакциях на смеси-заменители. В таком случае возможно раннее начало прикорма, но для него должны существовать медицинские показания, а не желание родителей или иных родственников.

Введение дополнительной пищи в рацион ребенка в возрасте полугода обусловлено возрастающей потребностью в белке, витаминах и минералах. Природой предусмотрен своеобразный маркер готовности детей к пище, отличающейся от грудного молока: появление зубов. Однако условия жизни матери и ребенка, изменившийся общий рацион, экологическая обстановка и заболевания могут приводить как к излишне раннему, так и к достаточно позднему прорезыванию зубов у малыша, поэтому специалисты советуют не ориентироваться на этот фактор, а следовать общим рекомендациям или назначениям педиатра.

Чем опасно введение новой пищи ребенку в возрасте до 6 месяцев?

Фото: Es75/Shutterstock.com

До полугода после рождения пищеварительная система только начинает функционировать. Желудочно-кишечный тракт малыша способен перерабатывать грудное молоко или близкие по составу ему жидкости, любые другие продукты требуют выработки ферментов для переваривания, на что пищеварительные органы грудничка еще не способны, и незнакомые организму составы в лучшем случае выходят из кишечника непереваренными. В худшем новая пища может навредить ребенку, особенно младенцам и новорожденным.
Более того, состав новой пищи способен раздражать слизистую желудка и кишечника, создавая благоприятные условия для развития заболеваний ЖКТ. Новые компоненты, попадающие в незрелый организм, воспринимаются в качестве чужеродных агентов и повышают восприимчивость иммунной системы, вызывают аллергические реакции в виде кожных дерматитов, нарушают микрофлору кишечника. При этом развитию негативных реакций могут способствовать даже микродозы новой еды.

Каши в качестве раннего прикорма, особенно изготавливаемые по «бабушкиным» рецептам – на молоке, с солью и сахаром, также наносят значительный вред грудным детям. Белок коровьего молока – сильный аллерген, и в рацион молоко вводят не раньше года. Соль и сахар не нужны грудному ребенку, ну а каши как прикорм, введенный до овощных пюре, даже в возрасте 6 месяцев показаны только детям с несоответствием индекса веса и возраста. Обилие углеводов, потребляемых без медицинских показаний, способствует развитию склонности к детскому ожирению и накоплению лишней массы тела во взрослом возрасте.

Минусы

Не существует научной базы, обосновывающей пользу педагогического прикорма. Для некоторых мам это может стать причиной недоверия и отказа от методики.

Недостатки естественного прикорма:

  • тяжело понять, какой продукт вызвал аллергическую реакцию или расстройство кишечника, если это случилось;
  • нет норм и сроков введения новых продуктов;
  • всей семье придется перейти на здоровое питание, отказавшись от любимых, но вредных блюд;
  • в начале прикорма ребенок будет давиться кусочками пищи, а мама беспокоиться.

Зачастую отсутствие ограничений (ребенок пробует, что хочет) пугает родителей больше всего. Привыкнув к рекомендациям ВОЗ и знаменитых докторов, они не представляют, как малыш сам будет решать, что ему съесть. Некоторые мамы считают часы приема пищи личным временем и отдыхом от ребенка, поэтому для них такой прикорм неприемлем.

Применяем на практике

Данный способ введения прикорма достаточно прост и его может использовать любая мама, однако, перед тем, как начинать его вводить желательно проконсультироваться со специалистом, владеющим этим методом введения прикорма для уточнения деталей.
Как вы понимаете, такое прикармливание не требует особых ухищрений. Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям. Не забывайте, что введение естественного или педагогического прикорма идет на фоне грудного вскармливания. Малыш продолжает получать грудь так же, как и раньше, т.е. по требованию. Кроха в возрасте 6-8 месяцев пока не нуждается в основательных прикормах, заменяющих ему какое-то из кормлений грудью — ему вполне хватает материнского молока, ведь там есть все необходимые витамины, микроэлементы, антитела и многое другое. Энергетически значимым прикорм может становиться примерно в 9-10 месяцев, а иногда и позже. До этого главная пища ребенка — мамино молоко.

Маме не следует волноваться и принимать активный интерес ребенка к новой пище за нехватку молока: даже при наличии такого интереса любовь к грудному молоку и прикладываниям к груди не исчезает.

Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

  • Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.
  • Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты

Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector