Ребенок левша: особенности развития мальчика, девочки – нужно ли переучивать?

Почему ребенок – левша?

Всеми процессами в организме управляет головной мозг, левое полушарие – правой стороной тела, правое полушарие – левой. У большинства людей ведущую руку определяет главенствующее левое полушарие головного мозга, поэтому они пишут правой рукой. Причина леворукости в том, что у таких людей преобладает правое полушарие, поэтому они в основном действуют левой рукой.

Ведущая рука у ребенка определяется примерно к 5 годам, поскольку головной мозг продолжает формироваться после периода новорожденности. Ребенок-левша – это не патология, это один из вариантов нормы. Такой малыш требует особого подхода в обучении, он может иметь некие особенности в общении, но в целом – это обычный ребенок с очень развитыми фантазией и креативностью, нежный, ранимый, музыкальный, но плохо усидчивый и спонтанный.

Теории происхождения леворукости

Существуют несколько теорий происхождения леворукости. Прежде чем ответить на вопросы передается ли леворукость по наследству и существует ли ген леворукости, следует упомянуть, что в природе левшество – очень распространенное явление. К примеру, оно встречается у собак (такие экземпляры легче поддаются дрессировке и очень любят трюки), у горилл в популяции равное количество левшей и правшей, а у какаду – леворукими являются 100% популяции.

У людей преобладание правого полушария по разным данным встречается от 1 до 10 процентов популяции. По статистике, леворукими чаще бывают мужчины.

Причины возникновения леворукости у ребенка:

  • генетическая – преобладание правого полушария заложена в ДНК, ребенок – левша уже на момент зачатия;
  • компенсация травм головного мозга – в процессе вынашивания или при рождении ребенок может получить травму левого полушария головного мозга, вследствие чего развивается правополушарность;
  • компенсация травм правой руки – при серьезной травме ведущей правой руки может развиться леворукость, это же может произойти в случае подражания взрослому-левше.

Следует различать такие термины как левшество и леворукость. Истинный левша – это ребенок, у которого левшество заложено генетически. У него не только ведущая левая рука, у него и правое полушарие является ведущим. При компенсации травмы левого полушария более активным также становится правое, но это вынужденная активность. При переучивании на левую руку вследствие травмы или подражания кому-то, активным все же остается левое полушарие, в таких случаях более уместен термин леворукость.

Особенности подготовки левшей к школе

В чем заключается их суть? Переучивать ребенка левшу или же нет? Леворукость надо принять, как данность, но учесть некоторые особенности в развитии.

Рекомендации специалистов следующие:

  1. Левши быстро утомляются, поэтому надо больше времени уделять отдыху, прогулкам.
  2. Поставьте в известность учителя, что переучивать ребенка не следует.
  3. Приобретите прописи для левшей, кладите их (а также тетради) под таким углом, чтобы правый угол прописи немного свисал со стола.
  4. Проблемы с речью можно решить, посещая нейропсихолога и логопеда (желательно до обучения в школе, чтобы было комфортнее осваивать школьную программу).
  5. Не ругайте чадо за неловкость и неуклюжесть – это связано со слабой моторикой.
  6. Провоцируйте его заниматься творчеством: лепкой, вышивкой, плетением бус, бисероплетением, складывайте вместе пазлы, складывайте оригами, пойте, рисуйте.

Кроме всего, перечисленного выше, всегда хвалите свое сокровище и чаще напоминайте, что среди левшей много знаменитых людей. А если захотите приучить ребенка к спорту, читайте статью.

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком

Подготовьте несколько коробков. В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Последствия переучивания

Ребенок-левша, которого заставляют писать « пассивной» рукой, справляется с заданием труднее и дольше своих одноклассников, у него больше исправлений, хуже успеваемость. Разве этого хотят любящие родители?

Осознайте, что нет в леворукости ничего необычного. Не спешите переучивать, усложнять жизнь ребенка. Это запутывает сознание, занижать его самооценку. У здорового и благополучного ребенка может появиться страх перед неудачами, снизится самооценка и, как следствие, будет отсутствовать интерес к учебе, появится закомплексованность. Стрессы и неврозы могут вызвать психическое развитие и отразиться во взрослой жизни (на общении с противоположным полом).

Почему ребенок бывает левшой

Мозг человека делится на две половины, которые управляют противоположной стороной тела. У большей части людей доминирует левое полушарие мозга, а у левши правое полушарие мозга отвечает за взаимодействие со средой. Правое полушарие у истинных левшей от природы более активно. Не только левая рука, но и левая часть тела испытывает большую нагрузку.

Леворукость – врожденная особенность человека. Основными причинами доминирования правого полушария и определения ведущей руки могут быть:

  1. наследственность в роду;
  2. особенности развития плода;
  3. травма при рождении;
  4. подражание, когда малыш копирует кого-то из близкого окружения;
  5. травма правой руки, когда ребенок вынужден «приспособиться» к левой руке.

В любом случае леворукость не требует исправления, самое главное для родителей – помочь малышу уверенно чувствовать себя в обществе. Для этого надо понять психологию леворуких детей.

Психологические особенности ребёнка левши

Отличие левши не только в том, что он хорошо владеет левой рукой. У них более активно правое полушарие. Эти дети обладают музыкальными способностями, абсолютным слухом. Они эмоциональные и творческие натуры.

Левши более подвижны, чем правши. Но от того, что эти дети впечатлительны, они часто бывают раздражительными. В детских коллективах именно левшам чаще требуется психологическая помощь и поддержка взрослых.

От природы левши обладают повышенной впечатлительностью, они очень ранимы, поэтому не следует в их присутствии повышать голос. Криком от такого ребенка добиться ничего не возможно: он просто замкнется в себе.

Левшам хорошо дается изучение геометрии, сложнее овладеть чтением, грамотным письмом, арифметикой. Это происходит от того, что за логику и последовательность мышления отвечает левое полушарие мозга. А правое полушарие воспринимает информацию, как целостный образ.

Вот чем отличается леворукость человека – это индивидуальная особенность устройства его мозга. И внимательные родители могут и должны определить эту особенность ребенка в самом раннем возрасте.

Как определить леворукость ребенка. Тесты для детей с 3 лет

Предложите ребенку:

  • постучать молоточком;
  • сложить из кубиков домик;
  • взять ножницы в ручки;
  • расчесаться;
  • провести линию карандашом;
  • перемешать ложкой чай;
  • показать на картинке названный предмет;
  • бросить мячик;
  • выбрать из фигурок кружочки.

Малыш вероятнее всего левша, если для выполнения 8 или 9 заданий будет использовать левую руку, а правой рукой воспользуется не более 1 раза. Возможно, малыш возьмет ручку в левую руку, а карандаш или ножницы в правую.

Специалисты отмечают, что правополушарные люди могут писать как левой, так и правой рукой. А для других действий выберут именно левую руку.

Доктор Комаровский советует родителям левши обращаться к специалистам для тестирования слуха, зрения ребенка, а также выявления признаков левоногости, что очень важно для понимания принципов воспитания правополушарного малыша. Чтобы понять малыша, попробуйте порисовать с ним двумя руками поочередно

Предложите нарисовать квадрат, кружочек сначала одной, потом другой рукой. Рисунок, выполненный доминирующей рукой, будет более аккуратным

Чтобы понять малыша, попробуйте порисовать с ним двумя руками поочередно. Предложите нарисовать квадрат, кружочек сначала одной, потом другой рукой. Рисунок, выполненный доминирующей рукой, будет более аккуратным.

При домашнем тестировании и последующем наблюдении за ребенком следует учесть, что малыш до 4-х лет способен с успехом использовать обе руки.

Почему нельзя переучивать левшу

Очень важно понять, что переучивание левши могут вызвать серьезные расстройства здоровья малыша, а также может затормозить его развитие. Может нарушиться и психологическое равновесие ребенка

Переучивание может привести к появлению навязчивых состояний, тиков, неврозов, заикания. У малыша могут нарушиться сон, аппетит. Он может начать жаловаться на частые головные боли.

Леворукость малыша нужно принять и не пытаться перестроить особенность его организма

Важно учитывать эту особенность в воспитании и общении с ребенком

Нельзя придавать особое значение его леворукости и заострять на этом внимание

Особенности развития ребенка левши, его характера, способа мышления и восприятия окружающего мира

Сравнительно недавно британский психологический журнал Laterality опубликовал данные обследования около 1,5 млн. человек. Оказалось, что вопреки популярным заблуждениям, леворукие не чаще попадают в происшествия и не умирают в более молодом возрасте, чем правши. Выяснились и другие особенности, к примеру, левши реже болеют язвой желудка.

Но главные различия – это «зона ответственности» больших полушарий и характер нервно-психической деятельности. Кора левой половины головного мозга после поступления информации начинает ее «раскладывать по полочкам». Благодаря логическим построениям в левом полушарии мы понимаем связную речь, способны анализировать явления окружающего мира и абстрагироваться от них.

Правая часть головного мозга «схватывает» информацию на лету, мгновенно создавая целостный образ. Нейрофизиологи и психологи выяснили, как думает ребенок левша и особенности его мышления. Кратко вывод исследователей формулируется так: больше интуиции и прозрения, чем логики. Не все возможности правого полушария досконально изучены, есть немало белых пятен.

Большой разницы между интеллектуальными способностями право-и леворуких людей нет, но левши более склонны к творчеству.

Подытожим отличия ребенка левши от правши:

  • преобладание образного мышления;
  • мгновенное «схватывание» сути;
  • склонность к творчеству;
  • развитая интуиция;
  • эмоциональность;
  • импульсивность.

У левшей чаще, чем у правшей, встречаются заболевания, связанные с развитием мозга, в частности шизофрения, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

По данным многочисленных исследований психологов, леворукие люди чаще склонны к инновациям. Они способны к дивергентному мышлению, генерируют новые идеи и могут одновременно «прокручивать» в мозгу множество возможных решений. Левша, скорее всего, выберет своей будущей профессией деятельность в сфере изобразительного искусства, музыки, информационных технологий, спорта.

Многие выдающиеся личности, чьи имена у всех на слуху, были левшами:

  • полководцы Македонский, Цезарь, Наполеон;
  • художник, изобретатель Леонардо да Винчи;
  • скульптор и художник Микеланджело;
  • музыканты Бетховен, Бах, Маккартни;
  • гениальный ученый Эйнштейн;
  • великий комик Чаплин;
  • писатели Кэролл, Даль.

Хорошо подготовленный к школе ребенок левша, особенности в плане творческого потенциала обязательно проявит на уроках. Скорее всего, это будут занятия по ознакомлению с окружающим миром, технологии, изобразительной деятельности. Сложнее приходится левше на уроках русского языка и математики.

К сожалению, способности леворуких, позволяющие делать выдающиеся открытия, управлять народами и создавать потрясающие произведения искусства, затрудняют их детские годы. Отличия от сверстников приносят ребенку душевные переживания. Результатом часто становятся конфликты, девиантное поведение, что не добавляет радости учителям и родителям.

Теоретические основы понятия левшества

Семенович А.В. так определяет левшество и леворукость: «Левшество – это проявление устойчивой, неизменной, психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, это левшество истинное, генетически заданное». И там же Леворукость – это термин, «отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека».

Благодаря проведенным исследованиям, было установлено, что ребенок «правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Некоторые дети начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенческого возраста, в то время, как другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку около трех лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые “тянут” с выбором до шести лет. И приблизительно 20 процентов детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей:

  • “Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • Обычно — это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда — плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но в то же время специалисты подчеркивают: леворукость – индивидуальный вариант нормы. Ведь и среди детей-правшей упрямых, капризных и возбудимых ничуть не меньше, чем среди левшей.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

Левое полушарие:

  1. Конкретное мышление
  2. Математические вычисления
  3. Сознательное запоминание
  4. Правая рука
  5. Речь
  6. Правый глаз
  7. Чтение и письмо
  8. Двигательная сфера

Правое полушарие:

  1. Абстрактное мышление
  2. Образная память
  3. Бессознательное запоминание
  4. Левая рука
  5. Ритм, восприятие музыки, интонации
  6. Левый глаз
  7. Ориентировка в пространстве
  8. Чувственная сфера

При этом важно отметить, что тип мозговой организации (соответственно правшество и левшество) и предпочтение той или иной руки (соответственно праворукость и леворукость) не всегда совпадают. Очень часто, особенно у детей, леворукость оказывается временным признаком

Он отражает лишь факт задержки формирования межполушарных взаимоотношений и закрепления доминантности левого полушария (правой руки), в таких случаях происходит «превращение» левши в правшу.

Быть левшой: плюсы и минусы

Выделяют общие особенности, которые часто свойственны левшам. Это великолепная ориентация в пространстве и подвижность, хорошая координация. Левши успешны в науках, где требуется пространственное мышление и обобщение, схватывание общего образа. Они прекрасно умеют жить в изменяющихся обстоятельствах и обладают довольно быстрой реакцией, воображением, креативностью.

Хуже левшам дается деятельность, которая требует жесткого самоконтроля, последовательного логического мышления, могут быть проблемы с грамотностью. К тому же, с детства нужно приучиться жить в мире, который заточен под правшей.

Помогите ребёнку-левше полноценно познать мир, и он удивит вас своими успехами. Левшей в мире всего 10 % и многие из них – знаменитые и необычные люди.

Ребенок левша: Особенности развития

Развитие ребенка левши практически не отличается от развития праворукого малыша. Но несмотря на это, есть некоторые особенности преобладания правого творческого полушария мозга. Эти особенности не носят негатива, но родители должны их учитывать.

Дети левши в большинстве случаев являются творческими личностями. Они отличаются ранимостью, креативом, мечтательностью, изобретательностью, забывчивостью и обидчивостью. В младенчестве они начинают проявлять свою одаренность в тех или иных моментах, делая что-то раньше и лучше своих сверстников.

Некоторые психологи утверждают, что у таких детей имеются или могут возникнуть проблемы с запоминанием и усваиванием информации. Не у всех детей левшей есть подобные особенности, но среди них такая тенденция наблюдается. Чтобы улучшить детскую память, с карапузом нужно заниматься, позволяя ему запоминать информацию образно. При изучении алфавита, показывая крохе буквы, их обязательно нужно с чем-нибудь ассоциировать. При заучивании стиха с ребенком можно нарисовать картинку того, что происходит в повествовании.

Кроме этого, у леворуких малышей могут наблюдаться проблемы с изучением точных наук. Малышам нелегко дается счет в уме, решение арифметических задач и черчение. Такие проблемы наблюдаются хоть и часто, но не у всех. К примеру, Эйнштейна в юном возрасте хотели исключить из школы за его неуспеваемость по точным предметам. К тому же он так и не получил школьный аттестат, хотя был выдающимся человеком.

Как бы там ни было, не нужно превращать леворукость в трагедию, поскольку эта особенность абсолютно нормальна. Просто при изучении школьной программы нужно делать упор не только на гуманитарные и творческие дисциплины, но и на точные науки. Поощрять нужно те действия, которые у малыша получаются лучше всего.

Леворукие малыши немного отличаются от своих праворуких сверстников. Они обладают нетривиальными особенностями или даже гениальностью

Таким детям необходимо пристальное внимание родителей, так как их воспитание – это большой труд и громадная ответственность

Воспитание и образование левшей в детском саду

Педагоги ДОУ обязаны обратить внимание и помочь леворукому ребенку и его родителям

Здесь важно правильно квалифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные, временные представления, речевые и двигательные процессы

Но у левшат эти знаки отклоняющегося развития могут иметь более комплексный характер, обусловленный качественным своеобразием мозговой организации их психики. Именно поэтому необходимо знать ее основные характеристики, уметь выявить их и учитывать

Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные, временные представления, речевые и двигательные процессы. Но у левшат эти знаки отклоняющегося развития могут иметь более комплексный характер, обусловленный качественным своеобразием мозговой организации их психики. Именно поэтому необходимо знать ее основные характеристики, уметь выявить их и учитывать.

Дети-левши требуют тщательного наблюдения и особым образом организованного психолого-педагогического сопровождения с безусловным участием родителей. Поскольку у левшей преобладает образное мышление, то в процессе обучения и воспитания леворуких детей необходимо учитывать следующие их особенности:

  1. Для левшей характерно лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении же часто используются схемы, модели, которые могут быть трудны для этих детей, так как левши часто путают правую и левую сторону, иногда верх и низ.
  2. Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия характерны для многих леворуких детей. Особенно трудны для них задания мысленного манипулирования фигурами.
  3. По данным М.М. Безруких, леворукие дети с отмеченной задержкой речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга), будут испытывать трудности в формировании навыков не только письменной, но и устной речи, чтения. У них неизбежны трудность восприятия речи.

Дислексия, как частичное расстройство процесса овладения чтением проявляется у леворуких детей в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены.

Особенностью письма леворуких детей является зеркальность. У большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может проявиться зеркальное письмо. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти – одиннадцати лет.

Существует также ряд рекомендаций для педагогов ДОУ, реализуя которые можно облегчить жизнь леворукому ребенку:

  • Помочь организовать рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, что бы свет падал справа.
  • Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, что требуется выполнить.
  • Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  • Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына или дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
  • Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в группе для привития детям уважения к индивидуальным особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, нехарактерных большинству.

Последствия переучивания леворуких детей

До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.

Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:

  • искажение формирования личности ребенка;
  • невроз;
  • речевые нарушения;
  • подавление творческого развития;
  • повышенная раздражительность;
  • упрямство;
  • повышение невнимательности.

По статистике,  сейчас на Земле почти 500 млн леворуких людей. Левшами в Европе рождается около 10% детей.

Типичный случай

Ко мне обратилась мама пятилетнего Кости, леворукость которого она замечает с 2 лет. Мальчик держит чашку, рисует, складывает пирамидку, заводит игрушечную машинку, в основном манипулируя левой рукой. Предложенные мною задания (о них речь ниже) подтверждают, что у Кости ведущей является левая рука. Как это часто бывает, состояние Кости определяется и другими заметными изменениями: он необычайно двигательно беспокоен, расторможен, неусидчив, отвлекаем, повышенно возбудим. Мальчика нужно буквально держать за руку, иначе он бегает по кабинету, сметает различные предметы со стола, сопротивляется осмотру. Речь у Кости – “развернутой фразой”, с богатым словарем и редкими выражениями, но нечетким произношением ряда звуков. Роды протекали осложненно: позже срока, со стимуляцией, удалением слизи из дыхательных путей ребенка. Несомненно, что умственные способности ребенка не пострадали. Маме Кости я разъяснил, что по поводу леворукости беспокоиться не следует

Гораздо большее внимание следует уделить свойственным ему гиперактивности и неустойчивости внимания

Советы родителям

Воспитание левшей практически ничем не отличается от деток-правшей. Они одинаковы практически во всем, за исключением преобладания разных половин тела. И то, и другое – варианты нормы. Но все же некоторые рекомендации стоит дать:
 

✓  развивайте творческие особенности ребенка, поощряйте занятие, которые ему нравятся

Он обязательно в этом преуспеет;
 

✓  не акцентируйте внимание на левшестве. Это не зачем, это порождает в голове малыша сомнения («со мной что-то не так», «я не такой, как все», «я неправильный»);

✓ не ругайте ребенка и не старайтесь насильно заставить использовать неудобную для него руку

Детки волнуются и сильно устают от этого, могут жаловаться на усталость в правой ручке и рассеянность;

✓ впрочем, вы можете попытаться стимулировать развитие правой руки и поощрять за желание манипулировать обеими конечностями. Это очень полезное и универсальное качество пригодится в жизни. Но никогда не заставляйте, если ребенок не хочет этого сам;

✓ занимаясь дома, организуйте рабочее место правильно: свет должен быть справа от ребенка, стол ровный, стул со спинкой. Научите держать ручку, покажите, как правильно наклонить тетрадь;

✓ предупредите педагогов об особенностях ребенка. Они грамотно организуют его рабочее пространство. Обязательно скажите, что вы категорически против порицания левшества;

✓ научите малыша приспосабливаться в праворуком мире: купите ему ножницы, компьютерную мышку и другие предметы, ориентированные на левшей;

✓ поддержите ребенка во всех начинаниях и примите его таким, какой он есть. Он уникальный и самый лучший для вас, пускай немного рассеянный и мечтательный, но это же здорово!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий