Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста: консультация

Как диагностировать и определить их причины

Реакция родителей на тревоги детей бывает разной. Одни ругают малыша, считая их манипуляцией, другие успокаивают, третьи думают, что само пройдёт. Игнорировать детские страхи нельзя, они могут нанести психологическую травму, спровоцировать невроз и остаться на долгую жизнь. Ведь все взрослые родом из детства. Правильно поступить — это пойти к психологу, который поможет решить проблему в самом начале, не запустить.

Чтобы диагностировать, какой природы страх у ребёнка, нужно установить причины его возникновения. Есть достаточно методик, тестов и анкет, разработанных детскими психологами для того, чтобы понять, откуда взялся страх и как его победить

Важно установить с ребёнком эмоциональный и доверительный контакт. Затем в процессе беседы или игры получить ответы на интересующие вопросы

Беседа с ребёнком должна быть спокойной и доверительной

Тест «Страхи в домиках»

Это тест, для детей старше трёх лет, предполагающий установление всех видов страхов, которые есть у ребёнка, для последующей их корректировки.

Нужно нарисовать два простых домика: красный и чёрный. Объяснить малышу, что в чёрный дом будем селить страшные страхи, а в красный — нестрашные. Далее, называя опасения, записывать, какие ребёнок поместил в чёрный домик.

Ты боишься:

  • когда остаёшься один;
  • нападения;
  • заболеть, заразиться;
  • умереть;
  • того, что умрут твои родители;
  • каких-то детей;
  • каких-то людей;
  • мамы или папы;
  • того, что они тебя накажут;
  • Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Чёрной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  • перед тем как заснуть;
  • страшных снов (каких именно);
  • темноты;
  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
  • бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • когда очень высоко (страх высоты);
  • когда очень глубоко (страх глубины);
  • в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  • воды, огня;
  • пожара;
  • войны;
  • больших улиц, площадей;
  • врачей (кроме зубных);
  • крови (когда идёт кровь);
  • уколов;
  • боли (когда больно);
  • неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  • сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
  • опоздать в сад (школу).

Перечисленные 30 страхов делятся на группы:

  • связанные с медициной (боль, уколы, врачи);
  • с причинением физического вреда (транспорт, война, стихии, резкие звуки);
  • смерти;
  • животных;
  • сказочных персонажей:
  • темноты и страшных снов;
  • социальные (людей, одиночества, наказания);
  • пространственные (высоты, замкнутого пространства, глубины).

Это неторопливая беседа с ребёнком, когда он отвечает: да — нет, боюсь — не боюсь. Взрослый человек, проводящий тест должен сидеть рядом с малышом, не повторять часто вопросы, чтобы невольно не внушить ребёнку страх. Спрашивать не читая по бумажке, лучше выучить список или заглядывать в него иногда. Время от времени хвалить и подбадривать тестируемого. По окончании предложить ребёнку нарисовать на чёрном доме замок, тем самым закрыв его, а ключ выбросить. Это успокоит выявленные беспокойства.

Затем подсчитывают, сколько их оказалось в чёрном домике и соотносят с возрастом малыша. Из 30 перечисленных страхов, у детей бывает от 6 до 15. Причём проживание в больших городах увеличивает количество тревог. Ответы объединяют в группы по видам страхов. Если получилось три «да» из пяти, значит, этот испуг имеется.

Таблица: количество страхов в зависимости от возраста ребёнка

ВозрастСреднее число страхов
МальчикиДевочки
3 года97
4 года79
5 лет811
6 лет911
7 лет дошкольники912
7 лет школьники69
8 лет69
9 лет710
10 лет710
11 лет811
12 лет78
13 лет89
14 лет69
15 лет67

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Методы коррекции и способы преодоления детских страхов

Дети чувствительны, впечатлительны, восприимчивы, ранимы. Многие их опасения возникают в определённом возрасте, имеют временный характер и проходят. Коррекция — это оказание психологической помощи ребёнку. Малыши редко могут чётко сформулировать, что их пугает, поэтому для того, чтобы выяснить причину и принести пользу, существует множество разработанных психологами методов и стратегий преодоления страхов.

Арт-терапия

Арт-терапия — это эффективное лечение при помощи совместного с детьми творчества, где очень важен процесс. Она имеет разные варианты:

Изотерапия

Включает в себя любое рисование (красками, карандашами, мелом, пальцами), изображения на песке, лепку из пластилина или глины. Дети любят это делать, у них такой способ самовыражения и осмысления.

Рисование своих страхов поможет от них избавится

Предложить ребёнку нарисовать или слепить из пластилина свой страх. Далее с этим злодеем можно делать всё что угодно: порвать или сломать и выбросить. Или превратить его в смешного, жалкого и нестрашного. При этом можно включить классическую музыку, это снимет психоэмоциональное напряжение и позволит достать из подсознания пугающие образы. Такие занятия-игры интересны, долго не надоедают и не утомляют, не требуют больших затрат.

Библиотерапия и имаготерапия (театрализация, перевоплощение)

Перевоплощения при помощи костюмов помогут ребёнку проассоциировать себя со смелым героем, который ничего не боится. Можно инсценировать рассказы, стихи, сказки. Вместе с ребёнком прочитать или придумать историю о страшном существе и предложить малышу закончить её смешно и весело.

Игротерапия

Игры с детьми являются профилактикой детских страхов, помогают выявить и скорректировать боязнь, помочь её преодолеть. Дома можно поиграть в обыкновенные «прятки». Сначала оговорить места, куда нельзя прятаться. Затем ребёнок закрывает глаза, а мама или папа где-нибудь затаиваются, и наоборот. Делать это можно сначала днём, а потом почти во тьме, включив маленький ночник. Это игра для преодоления страха темноты, замкнутого пространства, одиночества.

Песочная терапия

Играя в песочнице, дошкольник может при помощи формочек и фигурок воссоздать волнующую ситуацию и изменить её так, как бы ему хотелось. Кроме этого, песок «заземляет» отрицательные эмоции.

Песочная терапия поможет прогнать страхи

Сказкотерапия

Сказкотерапия — отличное средство, чтобы помочь ребёнку победить свои страхи, стать увереннее и самостоятельнее. Это именно то, что более всего понятно малышу. Мама его не учит, не читает нотаций, не ругает, а просто рассказывает. Сказок существует миллион, на все случаи жизни. Нужно только выбрать правильную.

Например, детская книжка «Тося-Бося и темнота», автор Лина Жутауте. История храброй девочки, которая боялась темноты. Однажды ей это надоело, Тося-Бося отправилась искать темноту, чтобы от неё избавиться, нашла и победила. Родители могут сами или вместе с малышом сочинить психотерапевтическую сказку, которая отобразит его страх, успокоит, поддержит эмоционально, покажет, как его прогнать. Для этого придумать главного героя (любимую игрушку, зверька или птичку, воздушный шарик) и его друзей. Затем персонажи встречаются со страхом, который испытывает ребёнок, изобретают разные способы, как его одолеть. В конце у них всё получается. Ура!

Аффирмации

Аффирмация — это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:

  • У меня всё получается.
  • Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
  • Я могу сделать это.
  • Я хороший друг (подруга).
  • Я ощущаю спокойствие.

Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.

Медитация — это психологическое упражнение, умственное действие, приводящее психику человека в состояние сосредоточенности, сопровождающееся отрешённостью, отсутствием эмоций и телесной расслабленностью. С их помощью можно научить ребят старше 5 лет снимать напряжение, развивать саморегуляцию, избавляться от страхов. Медитации с детьми должен проводить взрослый, хорошо понимающий и умеющий это делать.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Вместо заключения

Преодоление страхов у малыша – долгий и нелегкий процесс, требующий от родителей теплого участия и знания сути происходящего. Должно не просто «приглядывать» за ребенком, а буквально жить с ним одной жизнью, проникая в его сокровенный мир; и одновременно с этим, с «холодной головой», просчитывать – не проявляется ли при этом безграничная опека, или, наоборот, повышенная взыскательность.

Ребенок не виновен в том, что боится. Для него такая реакция на новый непознанный мир естественна; но эта реакция свидетельствует и о некотором недоверии малыша к родителям. Это всегда нужно учитывать и помогать ребенку находить оптимальные варианты для выстраивания доверительных взаимоотношений.

Не пытайтесь оградить ребенка от всех жизненных препятствий – в итоге он потеряет связь с настоящим миром, утратит самостоятельность и способность к адаптации. Но не воспринимайте страхи как младенческую слабость и трусость – ребенок замкнется в себе, испуг скроется в подсознании и в дальнейшем проявиться в ситуации стресса.

Детские страхи в юности требуют не менее бдительного родительского наблюдения. Тогда возможно в свое время не допустить гипертрофированных страхов ребенка при переходе в подростковый возраст и, наоборот, содействовать расширению его потенциала. Родители должны осознавать: страх нельзя победить до конца – боязнь есть удел человека, его личностное бремя. «Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего», — предупреждает Сенека. И только искусная коррекция страха у детей, учитывающая первопричину испуга, может помочь малышу в будущем правильно перераспределить свои душевные «ресурсы» так, чтобы грядущие страхи становились бы стимулом к внутреннему саморазвитию, а не провоцировали нежданные фобии.

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Определение понятия

Детские страхи — явление, обусловленное возрастными особенностями развития психики, с которым в той или иной степени приходится встречаться и работать всем родителям, воспитателям, педагогам.

Даже в совершенно различных цивилизациях у детей на определённых этапах развития проявляются некоторые общие страхи, например, боязнь разлуки с мамой, темноты, агрессивных животных, резких звуков и некоторые другие

А значит, возникновение фобий является важной частью общих закономерностей развития психики ребёнка

Страхи, возникающие в результате нормального развития ребёнка, не требуют серьёзного вмешательства со стороны специалистов и их несложно скорректировать в домашних условиях самим родителям.

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Что делать родителям?

Если страх чего-либо сохраняется у ребенка любого возраста больше месяца и становится навязчивым, необходима консультация детского психолога. Специалист подскажет, как победить детский страх ночных кошмаров, темноты и т. д.

Во время визита к врачу родители должны подробно рассказать о следующих факторах:

  • течение беременности и родов;
  • динамика физического и психомоторного развития малыша;
  • этапы социализации (как прошла адаптация к детскому саду или началу школьного обучения);
  • успеваемость в школе, развитие познавательных навыков в детском саду;
  • когда появились страхи, в чем они проявляются;
  • с чем родители связывают возникновение проблемы;
  • обстановка в семье, отношение к ребенку всех членов семьи.

Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций. На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном. Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Подробнее о влиянии телевизора на развитие и здоровье ребенка→

Классификация

Детские тревоги обычно не связаны с какой-либо реальной угрозой, это часто отображение полученной информации, которую вольно или невольно дают малышу взрослые.

Основные страхи делятся на три группы:

  • ситуационные — полученные на собственном опыте (злая собака, врач, сделавший больно);
  • внушённые — часто результат опеки взрослых (будешь реветь — отдам чужому дяде, не лезь — упадёшь, разговоры при ребёнке о том, как всё плохо);
  • фантазийные — как следствие прочитанных сказок, услышанных историй или просмотренных мультиков (боязнь темноты, теней, чудовищ под кроватью).

Каждому детскому возрасту присущи свои переживания.

Возрастные отличия

Совсем крошечные младенцы очень связаны с мамой, они боятся остаться без неё, опасаются чужих людей, громких звуков, новой обстановки — это естественно. Дальше ребята растут, развиваются, социализируются, их страхи тоже меняются.

1–3 года

В этом возрасте дети начинают ходить, говорить, понимать, что кроме семьи есть ещё много других людей. Остаётся сильная связь с мамой. Малыши боятся разлуки с близкими, им передаётся мамино настроение, вероятно появление ночных страхов.

4–7 лет

Эмоциональная составляющая жизни ребёнка увеличивается, развивается воображение, может часто меняться настроение. Дети обычно посещают детский сад, у них появляются друзья и подружки. Они начинают делить людей на хороших и плохих и бояться последних. Ребёнок в 4–7 лет опасается одиночества, болезней, смерти, наказания, замкнутого пространства, темноты. Персонажи сказок или детских фильмов ассоциируются у него с реальными людьми, малыш может начать их бояться.

Напряжённая обстановка в семье может стать причиной детских страхов, а спокойная атмосфера, наоборот, помогает преодолевать тревоги

7–10 лет

Ребёнок вовсю живёт в социуме. Он много общается с товарищами, учителями. Появляются школьные страхи: боязнь ошибки, плохой оценки, опоздания, быть не таким как все. Продолжает оставаться боязнь болезни или смерти близких. Он опасается катаклизмов (пожаров, наводнений, ураганов), физического насилия.

Большую роль у старших детей играет собственная самооценка. Родители должны помогать ей оставаться высокой, поддерживать своё дитя. Каждый ребёнок для родных ему людей самый хороший, красивый и умный.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)

При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его

Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Детская смелость и страх

Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.

Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.

Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.

Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.

С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.

Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться

Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом

Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.

Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector