Раннее развитие ребенка ????: методики для детей от 0 до 3 лет в домашних условиях

Полезные дополнения к авторским методикам

10.Досочки Э. Сегена стали основой для появления большого количества развивающих игрушек, завоевавших огромную популярность среди мам и детей.

Доска с отверстиями разной формы, в которые малышу предлагается вставлять кубики или фигуры (геометрические, изображения животных, овощей, фруктов и др.)

В момент использование задействована логика, внимательность и моторика. Действия сопровождаются объяснением взрослого, что стимулирует речь. Сами доски имеют разную степень сложности и форму.

11.Создатель увлекательных игр В. Воскобович считал, что обучение должно проходить непринуждённо и интересно. Сказочный сюжет помогает усваивать знания, при выполнении различных заданий.

 Предложены многоуровневые игры для детей разного возраста. Во время занятий раскрывается творческий потенциал, интеллектуальные возможности.

12.Блоки Дьенеша — ещё один способ занять ребят с пользой. Разная форма и цвет даёт «раздолье» воображению, логике и аналитическим способностям.

В приложении к игре подробно описываются возможные варианты занятий, но фантазия понятие безграничное, поэтому и родители могут вносить свои предложения.

Рассмотрев несколько методик, попытавшись разобрать их суть можно отметить, что следовать одной из них возможно затруднительно и, собственно, не к чему. Каждая помимо неоспоримых плюсов имеет ряд минусов.

Обращаясь к индивидуальности ребенка, совмещайте занятия из разных систем. Использование развивающих игрушек и приёмов будет веселым и полезным способом проведения досуга.

Развивайтесь с толком!

Всего доброго! До новых встреч!

Подписывайтесь на обновления и не забывайте про комментарии!

Популярные методики раннего развития детей

Раннее развитие детей очень важно. Отличные результаты в развитии речи и обучении чтению демонстрирует методика Зайцева

Ребенку нужно предлагать складывать из кубиков с буквами уже известные ему слова. Каждое новое слово автор методики советует записывать в специальную тетрадь и включать в игру с кубиками. Далее в альбом вместе с ребенком крупными буквами записываются короткие рассказы.

Авторы многих разработок связывают должный уровень физического развития с ростом нижних отделов головного мозга. В теории Домана есть специальный раздел, посвященный физическому развитию. Автор полагал, что стоит укреплять врожденный инстинкт ползания, и этого будет достаточно для активного развития.

Все авторские разработки включают в систему раннего развития занятия математикой. В системе Зайцева обучение счету основано на образном представлении числа, а не на его цифровой записи. Отличные результаты дают занятия ментальной арифметикой. После прохождения курса дети очень быстро считают в уме, а благодаря нагрузке на правое полушарие развивают личностные качества, остающиеся в тени при классическом образовании.

Огромную роль в развитии детей играет накопление различной полезной информации, приобретение энциклопедических знаний. Источники их получения – сказки, детские спектакли, экскурсии, творческие занятия, – все, что расширяет кругозор малыша.

Минусы систем

Доводы, которые приводят против концепций раннего воспитания:

  • преждевременное развитие вредит здоровью крохи,
  • концепции преждевременного развития не дают ребенку беззаботно проводить его детские годы (рекомендуем прочитать: правильное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц),
  • методики требуют больших затрат времени, денег и сил.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: календарь развития ребенка до 1 года по месяцам

Первое утверждение в корне неверно, потому что причинить вред крохе достаточно трудно. Если ему стало сложно воспринимать информацию и он плохо себя почувствовал, то сразу начнет капризничать, постарается уйти или устроит истерику.

Второе утверждение верно в случае, если ребенка водят по многим кружкам и группам, которые слишком нагружают малыша. Если же процесс происходит в игровой форме, ребенок получает от него удовольствие, то это не только не вредит беззаботному детству крохи, но делает его более насыщенным и интересным.

С третьим трудно поспорить – любой метод требует от родителей финансовых затрат, если вы водите кроху в группы, или времени, если занимаетесь с ребенком сами. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой методики, практика.

Системы раннего развития будут полезны для ваших деток, если вы не будете относиться к ним слишком фанатично

Помните, что главное для гармоничного развития крохи – ваша любовь и внимание. Не старайтесь заменить себя профессиональным педагогом

Ни одна из методик не заменит ребенку мамину любовь. Раннее развитие вашего ребенка – это не попытка вырастить основные позитивные качества малыша в домашних условиях наносным путем. Это естественные внимание и любовь, желание привить уважение к труду и учебе, исходящие от сердца.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!. Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме

Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Еще по теме “Раннее развитие: педагоги и их методики”:

Сад или развивающие занятия?

Раннее развитие : педагоги и их методики. Раннее развитие : педагоги и их методики. Предлагаю Вам познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими Английский язык для детей: курсы или репетитор ?

35 методик раннего развития

Раннее развитие – свобода для раба: – продолжение ответа: 3. Вот как думает нынешний “Традиционный педагог “: – Нет, это мы должны Эти методики – переложение методик Моцарта, Никитина, Лайнуса Полинга и других европейский авторов и их адаптация в Японии.

Раннее развитие ребенка начинается с зачатия?

Конференция ” Раннее развитие “. Раздел: Методики раннего развития. виде в Ютубе и др. печатают на компьютерах слова, предложения… – www.rebenokh1.narod,ru/videoread1.htm Но что тогда делать будут педагоги начальных классов?

Краткий обзор и анализ методик раннего развития

…на препятствия, чинимые педагогами и психологами, по планете идёт и не останавливается, благодаря родителям, бум раннего развития детей. 1. Генетические методики раннего развития, в конечном счете, оказались несостоятельными. 2. Практические методики раннего …

Кто и как борется против методик настоящего раннего развития детей?

Методики раннего развития. Раннее развитие. Это, прежде всего, во-первых, традиционные педагоги, взгляды которых, как раскрыл Я. А. Коменский, соответствуют уровню до 1640 года.

Как и когда правильно научить ребенка читать?

Непонятно, почему Монтессори приписывают раннее развитие, методы, созданные другими, в частности, российскими педагогами ? уважаемые родители!!! я сама есть педагог в дошкольном направлении и поверьте очень хорошо знаю все методики перечисленные вами…

Центры раннего развития в Москве.

Педагоги удивительные. По поводу самой методики : Там не упрощают её, как в большинстве случаев – предоставят детей мамам и вот вам и всё монтессори. Мария Монтессори – женщина первооткрыватель, автор экспериментальной методики раннего развития детей Монтессори.

Сестры Князевы – субъективное мнение.

Методики раннего развития. Раннее развитие. Я считаю, что необходимо обсудить, тщательно изучить и тиражировать в России опыт сестер Князевых, результаты системы методов интеллектуального развития замечательных педагогов и родителей: Никитина, Шаталова…

Проблему 5 % позволяет преодолеть раннее развитие детей

На вопросы к педагогам, почему они в 20 раз сокращают способности и таланты детей, все они, как один отвечали: «Это делается для того, чтобы заполнить рабочими В Европе тоже имеются примеры: методики раннего развития и воспитания Моцарта, Карла Витте и другие.

25 апрельских тезисов по антикризисным методикам раннего развития детей

Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Я думаю, что в первую очередь, это те педагоги, главной целью которых было не увеличить, а сократить сроки и расходы на образование.

развивающий центр для детей

Всем добрый день! Хочу поделиться своим опытом по посещению детского развивающего центра. Мои дети (2 дочки) уже больше года ходят в детский развивающий эко-клуб “Умничка” на Можайском шоссе. Посещаем разные занятия: младшая – развивающие, старшая – танцы и развивающие. Дочкам занятия очень нравятся! И педагоги и друзья у них там отличные!!!! И, конечно же, самое главное – это уникальные авторские методики занятий в клубе. Я вижу результат этих занятий у обеих, особенно у младшей – ведь с ней…

Ешь и развивайся!

Член экспертного клуба «ФрутоНяня» Елена Соломонова Кешишян, доктор медицинских наук, детский невролог и неонатолог о раннем развитии: Какое развитие называют ранним? Это первые 3 года жизни – период “созревания”, максимальной пластичности нервной системы. В этот период формируются основные навыки и умения – в моторном, познавательном, социальном и коммуникационном смысле. В раннем детстве развитие отражает, прежде всего, правильность созревания и формирования нервной системы. Когда…

Методика Марии Монтессори

Она известна каждому педагогу. Развитие детей в данном случае направлено на то, чтобы научить их самостоятельно организовывать процесс обучения. Особенности:

  • Преподаватель пытается с первого же урока раскрыть потенциал, который обязательно заложен в каждом малыше. Требуется индивидуальный подход, чтобы развить таланты крохи. 
  • Ребенок находится в центре, а вокруг него уже выстраивается комфортная и благоприятная для усвоения новых знаний среда.
  • Развитие детей младшего дошкольного возраста проходит без вмешательства взрослых. Они выступают в роли мудрых наставников, которые помогают, но не давят.
  • Существуют классы Монтессори, где можно выбрать направление: методики речевого развития, методики творческого развития… Грубо говоря, каждый класс — отдельная зона в помещении, где расположены многочисленные вспомогательные материалы.
  • Развитие детей по этой методике начинается примерно с 3 лет, но первые шаги можно делать и в годик. Дети делятся на старшую и младшую группы.

Основные методики

Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.

Развитие ребенка

Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.

В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.

Основные принципы методики:

  1. Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
  2. Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
  3. Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
  4. Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
  5. Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
  6. Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.

Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама

Методика Марии Монтессори

Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.

Меры предосторожности по организации игровой деятельности

Нельзя забывать о правилах безопасности. Все используемые для игр предметы не должны иметь острых углов, мелких деталей, токсических веществ в составе. Лучше, если это будут специализированные игрушки для детей.

Рисование развивает воображение и моторику

Также место для игр должно отвечать основным требованиям:

  • удалённость от проводов и источника электропитания;
  • отсутствие стеклянных дверей, угловых столешниц, колющих и режущих предметов;
  • ровная поверхность для передвижения.

Если мама может утвердительно ответить на ряд вопросов, то значит организация игровой деятельности прошла максимально безопасно. Представляет ли вещь угрозу для ребёнка? Могу ли я спокойно оставить малыша с данной вещью один на один? Существует ли возможность покинуть комнату на непродолжительный период времени без опасений за состояние здоровья ребёнка?

Тесты для детей 2-3 лет

И начинать строить путь в светлую жизнь для своего ребёнка следует здесь и сейчас. Мама – это не просто обретение женского счастья, ещё это – долгий и утомительный труд, огромный запас терпения и море вложенных сил. Но в тот момент, когда придёт время пожинать плоды своих стараний, радуясь значимым успехам своего чада, ни одна мама не вспомнит о потраченном времени и бессонных ночах.

https://youtube.com/watch?v=wcLj2-Iw8nw

А нужно ли?

Предлагаем ознакомиться с аргументами за и против раннего детского развития.

Сторонники РР приводят следующие аргументы.

  • Жизнь в современном мире развивается бурными темпами, поэтому, чтобы успевать за нею, необходимо буквально с первых месяцев жизни получать знания. Специалисты уверены – если до года родители дают ребенку «отдых», то потом ему будет практически невозможно наверстать упущенное.
  • Занятия с различными дидактическими пособиями помогут ребенку определиться с тем, что ему действительно по душе. У него появятся собственные интересы, увлечения, он будет расти гармоничной личностью.
  • Чем раньше ребенок начнет получать необходимые знания, умения и навыки, тем проще ему будет учиться в начальной школе.

Однако у раннего развития есть и противники, которые уверяют, что не стоит заставлять малыша чего-то узнавать, заниматься с дидактическими пособиями. Придет время – он сам во всем разберется, интуитивно.

Аргументы против таковы:

  • большая часть методик направлена на развитие интеллекта, а творческое начало часто остается без внимания;
  • еще одна проблема – чрезмерная перегрузка малыша знаниями будет для него вредна и утомительна;
  • при неправильно построенном развитии ребенок может столкнуться с трудностями в общении и социализации.

В целом отрицательные доводы направлены не столько против самой идеи раннего развития, сколько против неправильной ее реализации.

Методика М. Монтессори

О необходимости использования методик для развития детей дошкольного возраста говорили энтузиасты еще до начала 20-го в. Они предлагали свои теории и идеи, одни из которых были успешны, а другие — нет. Первой по-настоящему продуманной системой для раннего развития детей стала методика, разработанная Марией Монтессори. Данная система не только смогла выдержать проверку временем, но и получила признание практически во всем мире. Подтверждением этому являются институты в Америке, Азии и в Западной Европе, специально созданные для изучения дидактических и педагогических идей М. Монтессори. Помимо этого, во многих государствах мира открыты и успешно функционируют школы, где по данной методике обучают миллионы детей.

На сегодняшний день эта система раннего развития ребенка является одной из самых распространенных. Она охватывает возрастные периоды от 0 до 3 лет, а также от 3 до 6.

Методика познавательного развития детей основана на наблюдении за малышом, находящимся в естественных условиях, с одновременным принятием его таким, какой он есть. Основным принципом Монтессори-педагогики является направление ребенка к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию. Девизом данного метода является фраза «Помоги мне сделать это самому».

Сама М. Монтессори указывала на то, что ее педагогическая система предусматривает развитие малыша в заранее подготовленной дидактической среде. Автор данной теории и методики развития детей считала, что все дети обладают потребностью к освоению и познанию мира вокруг себя. А для того чтобы ребенок образовывался и обучался самостоятельно, его не нужно поощрять или наказывать. Взрослым необходимо лишь вовремя создать для него необходимые условия, «подкидывая уголек в топку ума».

Согласно методике развития детей и теории Монтессори, раннее обучение предполагает собой следующее:

  • создание развивающей среды;
  • выполнение вместе с детьми нескольких простых и четких правил;
  • отсутствие вмешательства взрослого в процесс без просьбы и необходимости, а лишь его наблюдение за детьми.

На перечисленных выше пунктах и основана педагогика Монтессори. Взрослые должны установить определенный порядок, в рамках которого и будет развиваться ребенок. Но делать он это будет в своем темпе и ритме, исходя из индивидуальных потребностей.

Для того чтобы до конца понять систему Монтессори, необходимо представить себе детский сад. В обычном дошкольном учреждении воспитатель сам предложит малышу, рассматривающему игрушки, взять в руки ту или иную из них. Ребенок при этом лишается проблемы выбора. Педагоги, работающие по системе Монтессори, поступают иначе. Они ждут того момента, когда ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься. В этом случае учителя могут только показать ребенку, что ему делать с тем или иным предметом и как пользоваться пособием или игрой. От взрослого требуется лишь поддержать интерес малыша, вмешиваясь в процесс только по просьбе воспитанника. Таким образом, педагог только объясняет и показывает. Это и позволяет малышу обучаться самому, познавая мир в собственном темпе.

Судя по отзывам педагогов, применение данной методики возможно только в том случае, когда вокруг ребенка будет создана необходимая развивающая среда, попадая в которую, он сможет получать знания самостоятельно.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector