Игры с крупами (манкой, рисом, фасолью) для развития мелкой моторики

Как играть с крупами?

Игры с крупой идеально подходят для возраста 4-7 лет. Дети 2-3 лет и младше могут из любопытства засунуть мелкие крупинки в нос, уши, проглотить их и поперхнутся. Поэтому во время занятия с малышами обязательно должен находиться взрослый.

Рекомендации по организации развивающих занятий с крупами:

  • Зона для игр. В процессе выполнения задания ребенок будет неизбежно рассыпать часть крупы. Поэтому пространство лучше застелить клеенкой, а саму игру проводить на кухне. Так взрослому потом будет проще сделать уборку.
  • Емкости. Для игры хорошо подготовить длинный и широкий лоток с невысокими стенками или поднос. Малышу будет удобнее играть, и крупа будет рассыпаться меньше. Разные маленькие баночки, бутылочки, тарелочки для сортировки служат дополнением и подбираются согласно условиям игры.
  • Задания. Должны быть как можно интереснее. Хорошо рассказать сказку или придумать историю. Например, вместо простого указания «перебери крупу» попросить девочку представить себя Золушкой, которая должна выполнить задание, чтобы пойти на бал.
  • Сенсорные коробки. Для развития детей полезны игры с тематическими коробками, наполненными крупой. Например, из манки можно сделать песочный пляж, окрашенного в голубой цвет риса – море. Дальше из спичечных коробков делается шезлонг и киоск с мороженым. Взрослый предлагает поиграть маленькими фигурками человечков в семейных отдых: поплавать, позагорать, поесть мороженое.

Ход мероприятия :

Здравствуйте уважаемые родители, я очень рада вас видеть. Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Цель этого мастер-класса – знакомство с приемами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики.

Мастер-класс будет проходить в 3 этапа.

1 этап.Доклад на тему: «Развиваем мелкую моторику рук» (приложение №1)

2 этап. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр (некоторые из них мы с вами разучим)

3 этап. Изготовление массажера для рук «Мякиш»

В конце я раздам вам памятки по использованию пальчиковых игр (приложение №2)

А сейчас я зачитаю вам небольшой доклад на тему: «Развиваем мелкую моторику рук» (приложение №1)

Существует много способов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Есть еще один способ интересный и доступный, как воспитателям, так и родителям – пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития. Сейчас я познакомлю вас с разновидностями пальчиковых игр.

— игры с пальчиком, сопровождаемые чтением стихотворений («лошадка», «кошечка», «этот пальчик», «кораблик», «улитка»).

— массаж (самомассаж). Прокатывание карандаша между ладонями.

— игры со счетными палочками. (Предложить ребенку счетные палочки двух цветов разложить на две кучки по цветам).

— гречишные или фасолевые ванны. (Насыпать крупы в блюдо, на дно спрятать маленькие игрушки. Предложить ребенку найти сюрприз)

— игры с крупами (смешать крупы двух видов, предложить ребенку разложить крупы на две тарелочки) В таких играх за малышом нужен присмотр, во избежания попадания крупы в дыхательные пути.

— игры с прищепками: («гусь», «хитрая плутовка», «две собаки», «интересный разговор».)

В японских детских садах ведется целенаправленная работа по развитию мелкой моторики, начиная с двухлетнего возраста. А в наших детских садах не предусмотрено. Поэтому я рекомендую вам, чтобы вы приобретали литературу по развитию мелкой моторики рук и занимались с детьми дома. Тем более, что это очень интересно и увлекательно как для ребенка, так и для взрослого. Если у вас есть какие-нибудь вопросы, рекомендации, спрашивайте, не стесняйтесь.

Ну а теперь мы с вами изготовим массажер «Мякиш».Для этого нам понадобится : воздушный шарик, мука, нитки мулене, маркеры, воронка.

Спасибо, что вы пришли сегодня. Я надеюсь, что вы узнали для себя много интересного.В заключении хотела бы добавить : играйте больше с детьми, не ругайте их, если у них что-то не получается. Любите их! Они у вас такие хорошие!

1. Играть с крупами, с песком, с водой.

Прогуливаясь на детской площадке в теплое время года, не проходите мимо песочницы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики руки, а также знакомят ребенка с основными физическими свойствами веществ.

Дома тоже можно организовать много интересных  игр с сыпучими веществами, можно сделать мини-песочницу или сенсорную коробку (особенно это актуально в холодное время года). В своих домашних занятиях вместо песка вы можете играть с крупами: горохом, пшеном, гречкой, манкой. Для разнообразия тактильных ощущений старайтесь использовать несколько видов круп.

Конечно, строить куличики в 1 год еще рановато, малыш вряд ли сочтет это занятие интересным. Чем же тогда заниматься в песочнице? Вот несколько интересных вариантов игр:

  • Показывайте ребенку, как пересыпать песок/крупу из одной тары в другую. С этой целью подойдут небольшие стаканчики, детская посудка, формочки для песка. Главное, чтобы малышу удобно было ухватиться за посуду одной рукой. Ребенок, повторяя за вами, будет учиться координировать свои движения.
  • Если вы будете использовать в своей игре еще и небольшой кувшинчик, то вы поможете малышу отработать еще один очень полезный тип захвата (ребенок держится только за ручку, а не за всю тару), что разнообразит сенсорный опыт малыша.
  • Учите ребенка «солить» песком ваш игрушечный суп (пальчики складываем щепоткой и трем друг об друга), так вы побуждаете пальчики к мелкой работе.
  • Набирайте вместе с малышом крупу/песок в ладонь, затем, разжимая ладонь, высыпайте – получается гимнастика для ладошки.

Предложите ребенку пересыпать крупу/песок ложкой из одной тары в другую

Важно: поставьте посуду перед малышом так, чтобы ему пришлось пересыпать крупу слева направо. Таким образом, мы постепенно готовим руку к правильному положению во время письма

Опыт взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными сенсорными коробками. Вот пример одной из тех коробок (другие варианты вы найдете здесь), которую вы можете предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насыпьте любой крупы и спрячьте туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки. Предложите малышу найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице.

Ну и, конечно, продолжайте отрабатывать владение совком, вместе с ребенком наполняйте ведерки и формочки песком/крупой.

Как играть с водой? С 1 года мы только учимся переливать воду из одной посуды в другую. Требования к таре здесь такие же, как и в игре с сыпучими (читайте выше).

Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных (Ozon, My-shop, KoroBoom), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.

На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.

Искренне ваша, Яна Разначенко

РАЗВИВАЮЩИЙ КОВРИК СВОИМИ РУКАМИ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЧТО ПОДАРИТЬ РЕБЕНКУ НА 1 ГОД? ЛУЧШИЕ ИДЕИ ПОДАРКОВ

            Весна понемногу вступает в свои права. Все больше греет солнышко, тают сосульки, бегут ручьи по асфальту… Весной столько всего интересного! Совсем скоро садоводы-огородники примутся за работу: копать, сажать, поливать.… Почему бы и нам с детками не заняться семенами? Безусловно, можно и вырастить что-нибудь. Однако самым маленьким будет интересно с ними поиграть! Тем более, что это будут игры на развитие мелкой моторики!

Как играть с крупой

Польза игр с крупами и фасолью огромная. Есть много способов развивать мелкую моторику малыша, но игры со всякой опасной мелочью делают это лучше всего.

Во время игр можно рассказывать свойства крупы: сыпучая, шероховатая или гладкая, мокрая или сухая. Комментируйте действия ребенка или свои, и развивайте таким образом его речь.

Используйте макароны или фасоль в качестве счетного материала.

Позаботьтесь о безопасности. Самое главное в играх с сыпучими материалами – это безопасность ребенка. Ни на секунду нельзя отвлекаться. Стоило мне отвернуться на мгновение, как Антошка тянул все в рот, но я быстро отвлекала его на более полезное занятие.

Опасность не только в проглатывании крупы. Скорее всего, она выйдет естественным образом (но я не рекомендую экспериментировать!). Ребенок может засунуть крупу или фасоль в нос или ухо. Поэтому, как я уже говорила, безопасность прежде всего.

Будьте готовы к беспорядку. Ребенок будет все рассыпать. Нечаянно или специально, но хоть несколько крупинок, а может быть и килограмм обязательно окажется на полу. Поэтому мы первое время на полу и играли.

Если вы морально не готовы к такому повороту событий, можно ограничиться маленькой горстью — пусть малыш перекладывает по одной крупинке. Не обязательно высыпать на поднос весь пакет.

Как быстро убрать крупы. Периодически мы играем в масштабные игры -используем фасоль, пшено, макароны одновременно и в больших количествах. Чтобы облегчить уборку я подставляю тазик под тот угол стола, куда чаще все просыпается. А по окончании игры выбираю из общей кучи макароны и белую фасоль, т.к.она более крупная, остальное просеиваю. Пшено отлично просеивается через игрушечное сито или дуршлаг, а манка — через обычное сито.

Храню я крупы для игры в пластиковых контейнерах.

Творчество

Рисование

Возьмите поднос и крупу на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликации

Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия!

Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово. Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова!

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики-шумелки , а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дата освоиться и предложить найти такой же.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку — погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно — два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны «Мальчик — пальчик», «Сорока — белобока», «Этот пальчик — дедушка…».

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Очки

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Игры с пластилином

Вдавливаем макароны в форме транспорта на полоски из пластилина. Зеленая полоска – наземный транспорт, синие – водный и воздушный. Заодно, конечно же, считаем машинки, самолеты и т.д.

Складываем семечки в мешок. По наблону размазываем коричневый пластилин и вдавливаем в него семечки.

Делаем начинку из фасоли для пирога.

Выкладываем узор. Вдавливаем фасоль или макароны в слой пластилина, делая дорожку, буквы, узоры. Так можно изучать буквы и цифры.

Делаем ежику колючки из спагетти. Самым маленьким можно предложить вытаскивать вставленные вами спагетти.

Начинайте с простых игр, которые потребуют от вас минимум подготовки. Постепенно к вам будут приходить новые идеи. Вы и не заметите, как игры с фасолью и крупами станут частью вашей жизни.

Как покрасить рис

Вы можете использовать несколько различных вариантов, как сделать крупы цветными для игр с ребенком: Воспользоваться пищевыми красителями, зеленкой, йодом, мелом и пастелью. В отношении к ребенку, в первую очередь, должна быть безопасность, вы можете выбрать для себя наиболее приемлемый способ окраски крупы в зависимости от возраста ребенка. Для самых маленьких рекомендуется использовать натуральные красители или пищевые красители, для детей постарше можно проводить эксперименты с остальными способами покраски.

Материалы для окраски риса:

Пищевые красители Как покрасить рис дома?Для окраски риса можно применить пищевые красители, например,  пасхальные наборы для окраски яиц. Рис окраситься яркими, насыщенными цветами. Также крупа долго не потускнеет, не будет окрашивать руки.

Натуральные красители: шелуха лука окрасит рис в коричневый цвет, для этого отварите шелуху и подержите рис в отваре. Для получения розового цвета отожмите свекольный сок,  добавьте уксус и покрасьте рис. Красный рис можно получить, подержав его в крепком отваре каркаде. Желтый рис получится с помощью куркумы, красивый кофейный цвет получите с помощью кофе, шоколада или какао. Также вы добьетесь оранжевой окраски, если подержите крупу в морковном соке.  Окраска риса с помощью естественных красителей подойдет тем, у кого нет пищевых красителей под рукой или вы не хотите их использовать из соображений безопасности,  недостаток этого метода в том, что крупа получается не таких насыщенных оттенков и краска тускнеет со временем.

  • Медикаментозные препараты: Зеленка, йод, марганцовка
  • Гуашь, акварель, пальчиковые краски. Распределите рис по нескольким емкостям, лучше возьмите пластиковые стаканчики. Добавьте к ним гуашь и немного воды, перемешайте и оставьте на час. После этого крупу высыпьте на бумагу и дайте просохнуть сутки. Если рис просох, вы можете делать аппликации из него.  Таким рисом лучше не играть, он пачкает ручки. На ощупь рис получается слегка шероховатым.

Фасоль, горох – раскладываем, выкладываем, сортируем, считаем

C фасолью и горохом можно придумать множество мини-игр. Фасоль крупнее, чем пшено и рис, поэтому использовать ее для развития мелкой моторики удобнее. Вот несколько примеров ее применения.

1. Самодельные сортеры

Проделайте отверстие в крышке молочной бутылки. Или в боковой стенке коробки из-под каши. Пусть малыш запихивает туда фасолинки. Тренируется пинцетный захват, координация движений.

2. Проложи дорожку, выложи узор

Нарисуйте двух персонажей в разных концах листа бумаги (например, зебру и жирафика). Между ними проведите дорожку. Попросите ребенка помочь выложить дорожку фасолинками. Объясните, что тропинка идет через топкое болото, надо замостить ее, чтобы друзья могли ходить друг к другу в гости.

3. Сортировка

Как в сказке про Золушку: смешайте фасоль и горох, поставьте перед ребенком две чашечки – пусть раскладывает. Не забывайте про «цель»! Цель – пусть придуманная и самая примитивная, но увлекательная – должна быть в каждой игре.

Как играть с манкой

Подготовьте рабочее место. Чтобы подобные игры не нанесли ущерб комнате и маминым нервам, лучше заранее настройтесь на то, что будет не очень чисто. Старайтесь играть там, где проще подметать. Также можно заранее запастись тазиком и поставить его под стол на случай, если ребенку приспичит горстями сыпать манку на пол.

Мы играем на подносе, который ставим на детский столик. Удобно также использовать противень с высокими бортиками, тазик или короб.

Для начала познакомьте ребенка с манкой, трогайте ее, пересыпайте, зарывайте в нее руки, приглашая малыша присоединиться к вам. Начинайте с простейших игр, постепенно усложняя их, и в какой-то момент ребенок возьмет инициативу в свои руки и вам останется лишь иногда подавать ему новые идеи.

Антошка очень брезгливый и не любит касаться руками ни песка, ни манки. Поэтому мне приходилось приучать его к этим материалам. Немного терпения, но это того стоит.

Игры для возраста 4-7 лет

Сенсорные игры с крупами не теряют актуальности и в старшем дошкольном возрасте. Теперь задания усложняются и требуют проявления смекалки, логики, воображения.

  • Бусы из макарон. Макароны с отверстием нужно нанизать на нитку или ленту – сделать бусы для мамы. Хорошо использовать несколько видов макарон. По желанию их можно раскрасить гуашью.
  • Аппликация «зимняя сказка». На плотной бумаге (картоне) темного цвета нужно нарисовать клеем ПВА снеговика, облако, точки (снег), елку. После каждой нарисованной фигуры сверху необходимо сыпать манную крупу, а остатки стряхивать.
  • Составь пару. 5-7 видов круп следует отварить – буквально по 2 столовые ложки. Дальше в чашки насыпаются крупы, а рядом в тарелочки – каши. Ребенок должен найти пары, опираясь на внешний вид, запах, вкус.
  • Изучаем цифры и буквы. Из фасоли, макарон, гречи на распечатанном контуре нужно выложить цифры: 1, 2, 3 и т. д. То же самое ребенок проделывает с буквами.
  • В поисках сокровищ. В большое количество манной крупы следует спрятать драгоценности – монетки, стразы, бусины, маленькие машинки, колечки. Нужно отыскать все сокровища. Хорошо в нее играть вместе с другими детьми.
  • Угадай крупу на ощупь. Ребенку завязывают глаза и ставят перед ним разные крупы в чашках. Он должен верно определить, где какая, и произнести названия.
  • Сенсорная коробка «Огород и ферма». Вместе с малышом в большом пластиковом контейнере можно сделать огород из гречки, пастбище из зеленой чечевицы или окрашенного риса, поставить забор, фигурки зверей, насыпать им корм (из разных круп). Играть можно по-разному: сажать в огород овощи из пластилина, кормить животных, выгонять на пастбище, находить лишний предмет (дикое животное, фрукт), считать предметы и т. д.

У игр с крупой есть масса достоинств. Они увлекательные, не требуют вложения денег, подходят для коллективных занятий, например, в детском саду. Работа с крупинками способствует развитию мелкой моторики, воображения, речи и многого другого. Выберете игру по возрасту или придумайте свою – и получите вместе с малышом и пользу, и удовольствие!

Как покрасить крупы

Риси макароны мы красим гуашью, т.к. пищевых красителей у нас нет. В рис просто добавляю немного гуаши (если гуашь сухая, можно капнуть немного воды), Антошка перемешивает все руками. Покраска — это отдельная игра с крупами, не менее интересная, чем все остальные. Мы красим рис небольшими партиями для конкретных творческих работ.

Что касается макарон, то я крашу каждую макаронину отдельно. Антошка предпочитает красить макароны сразу в миске, смешав несколько красок. Получается грязно-серый цвет, но ребенку нравится процесс!

Манка отлично прокрашивается гуашью, получается приятный, не слишком яркий цвет. А вот кукурузная крупа покраске поддается плохо, да и нет в этом особого смысла. Но, как я уже говорила — покраска — прекрасная игра.

Играем с малышами 1-2 лет

Знакомство с крупой для самых маленьких обычно проходит легко, ведь большинству детей нравится все новое. Если же кроха отнесся к новому занятию с опаской, взрослому также следует включиться в игру, продемонстрировав ее возможности. Дети до трех лет учатся через подражание близким людям. Они видят, насколько интересно перекладывать мелкие предметы, и постепенно учатся делать это самостоятельно.

На первых порах ребенку достаточно перекладывать крупу с коробочки в коробочку, стараться удержать пальчиками зернышки. Постепенно задача усложняется, и ребенок учится:

  • перекладывать сыпучие в емкости или детскую посуду с помощью ложки или кружки;
  • брать пинцетом фасоль, макаронные изделия или горох;
  • бросать крупинки через узкое отверстие в банке, слушая звуки;
  • искать ручками в лотке с сыпучими маленький «клад» (игрушку, конфету);
  • искать в манке более крупные сыпучие (макароны, фасоль) просеивая ситечком;
  • выкладывать из крупы цветные буквы, дорожки, орнаменты;
  • самостоятельно зарывать и откапывать мелкие игрушки;
  • сыпать мелкую крупу, манку или соль щепоткой;
  • топтаться ногами по крупе, рассыпанной в тазике.

Занять кроху на кухне, пока мама готовит еду, позволит сенсорная коробка. Для ее создания нужен крупный контейнер из пластика, который следует заполнить наполовину разными по размеру и цвету крупами. В крышке нужно проделать два отверстия для маленьких ручек, чтобы малыш мог перебирать сыпучие, но не сорить при этом.

Аппликации из круп

Для аппликаций я заранее рисую шаблоны или использую готовые. Вот несколько примеров наших работ:

Листва из цветного риса. Мы делали несколько деревьев — с осенним нарядом, зимним (снег из белого риса), весенним, летним.

Заготавливаем сено для коровы. В нужном месте Антошка намазывает заготовку клеем и обильно посыпает вермишелью. Стряхиваем и получаем стог сена.

Нагружаем грузовик пшеном. Здесь аналогично — клей-карандаш или обычный ПВА + пшено.

Ракраска из круп. Можно взять раскраску для самых маленьких, покрыть слоем клея или пластилина и «раскрашивать» крупами. К примеру, этого цыпленка мы делали из кукурузной крупы, а глазик — из пластилина.

Сажаем бабочек на цветок. Раскрашиваем вместе с Антошкой макароны в форме бантиков и приклеиваем их на нарисованный цветок с помощью пластилина или ПВА.

Также можно делать дорожку из пшена, снег из риса, узоры из фасоли и т.д.

Польза игр с крупами

Многие родители из соображений безопасности не спешат знакомить годовалых детей с мелкими предметами

Важно не прятать их от малютки, а научить правильному обращению. Первые месяцы упражнений с крупами, так или иначе, будут проходить под пристальным наблюдением взрослых

Мама сможет понаблюдать, как ведет себя ребенок и предотвратить опасные ситуации.

Польза дидактических игр с крупами доказана психологами, логопедами и другими детскими специалистами. Занятия стимулируют и развивают:

мелкую моторику, важную для рисования и письма;
воображение и внимание;
чувственное восприятие;
сенсорное познание веществ и предметов;
речевое развитие.

На многих детей развивающие упражнения с крупой в спокойной, доверительной обстановке оказывают успокоительный эффект. Практиковать их можно с детьми, которые научились сидеть.

Первоначально довольно сложно сосредоточить внимание крохи на этом занятии. Однако со временем ребенок научится концентрироваться и будет играть с крупами все дольше

Игры для детей 2-3 лет

В этом возрасте на первый план выходит развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, влияет на речевой запас, интеллектуальные способности малышей, разные полезные умения и навыки.

  • Сортировка. В большой миске смешивается по пригоршне белой и темной фасоли или гречки и риса. Рядом ставятся две маленькие тарелочки. Ребенок с помощью взрослого перебирает и раскладывает крупы по отдельным емкостям.
  • Сенсорная коробка «Дорожные приключения». На широком подносе рассыпается манка или гречка, после чего освобождаются полосы – дороги. По ним могут ходить пешеходы-пальцы или ездить машины. Полезно также установить картинки с дорожными знаками и пешеходным переходом и потихоньку учить правила дорожного движения.
  • Сито. В чашку с мукой или манкой добавляются крупные макароны или фасоль. Сначала малыш пробует отсортировать крупы руками. Затем взрослый предлагает воспользоваться ситом.
  • Маленький помощник. Разные крупы очень удобно хранить в пластиковых бутылках. Малыш может помочь их пересыпать при помощи воронки (лейки). Такое задание не только развивающее, но и полезное для хозяйства. Затем бутылки можно потрясти и на слух определить, где какая крупа.
  • Рисуем пальчиками. На темном подносе рассыпается манка. Затем взрослый пальцем рисует простые рисунки или геометрические фигуры и просит ребенка повторить.
  • Раскопки. На дно лотка помещается красочная картинка, а сверху присыпается слоем любой крупы. Вооружившись ложкой, граблями или просто руками, ребенок раскапывает заветный рисунок и называет, что на нем изображено.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector