Нужен ли ребенку детский сад, отдавать ли в садик: за и против, плюсы и минусы

Как решить, отдавать ли ребенка в сад?

Я считаю, что такое решение зависит от вашего образа жизни. От того, как вы представляете себе дальнейшую жизнь. Также оно зависит от характера ребенка, но в первую очередь — от вас. Планируете ли вы выйти на работу? Справляетесь ли дома с детьми? Общительны ли вы? Любите ли заниматься чем-то с ребенком? Вопросов много, разберем все по порядку.

Детский сад: доводы «за»

1. Можно выйти на работу. Иногда это — главный довод. И все остальное уже неактуально. Но, как правило, такие женщины не изучают в интернете статьи «за» и «против» детского сада.

2. Если ребенок в садике, вы можете спокойно заниматься своим хобби. Получить водительские права, пройти какие-то курсы, посещать тренажерный зал…

3. Если у вас недавно родился еще один ребенок, и вы не справляетесь с двумя (или тремя?) сразу… Лучше отдать старшего в садик, чем психовать и погружаться в депрессию.

4. В детском саду малыш будет получать больше эмоций. Кроме того, если ваше чадо — очень подвижное и неугомонное, ему проще будет выплеснуть свою энергию в саду.

5. Воспитатели будут постоянно развивать вашего малыша. Песни, пляски, поделки… Групповые игры… Много общения… В подобных учреждениях детки быстрее осваивают что-то новое.

6. Возможно, ребенку будет проще адаптироваться к школе. Возможно, но не факт.

Почему я не отдаю своего ребенка в детский сад?

Не буду писать стандартный свод пунктов «против» детского сада. У всех разные условия. Что-то вам будет близко, а что-то — нет. Честнее будет рассказать, почему лично я приняла для себя подобное решение.

1. Лично я считаю важным, в какой атмосфере будет расти ребенок. Что будет видеть вокруг себя. Какие люди будут его окружать? До школы — очень важный этап детского развития, в котором закладываются основные принципы, основное представление о жизни. Разумеется, нет гарантий, что ребенок не свернет куда-то в сторону, не начнет пить, курить и т.д. Но почему бы не постараться сделать все, что в наших силах? Не все могут похвастаться хорошей атмосферой в доме. Но слава Богу, я за нашу семью спокойна. Мой супруг — очень духовный человек, мы оба старательно работаем над собой и стремимся быть для детей достойным примером. Обычный детский сад, если там нет никакой религиозной направленности, не может создать у себя такую мирную благостную атмосферу. Думаю, что во многих домах обстановка достаточно хорошая, просто не все придают этому значение.

2. Многие учителя и психологи говорят, что до 5 лет малышу нужно много любви. Много объятий, тепла, внимания. Воспитатель не сможет этого дать. Во-первых, в группе много детей. Во-вторых, воспитатель — не мама. А дома я могу обнимать дочку при каждой возможности. И стараюсь делать это чаще.

3. Мне не сложно с двумя детьми дома. Я потому и решила поскорее родить второго ребенка, чтоб старшей дочке было не скучно. И я готова много времени уделять детям.

4. Мы очень часто ходим в гости к нашим друзьям-единомышленникам. Там дочка играет с другими детьми. Кроме того, я активно общаюсь с другими мамами на детских площадках, нахожу своему ребенку компанию. Недостатка в общении у нас точно нет.

5. Через год начнем ходить в кружки на групповые занятия. Или позже. Но сейчас — еще рано.

6. В детском саду ребенок не видит домашней жизни. Не видит, как мама дома готовит обед, убирает. Малыш не приобщается к домашним делам. А на мой взгляд, участие в домашних делах гораздо важнее детсадовских «развивашек». Особенно, для девочки.

7. В саду ребенок получает много новых эмоций. Но в этом есть и минус: малышу потом сложно занять себя дома. Разумеется, так бывает не всегда.

8. Наши принципы здорового питания не совпадают с питанием в детских садах. Там редко дают свежие фрукты и овощи, зато часто дают мясо с простым гарниром.

9. Мне интересно заниматься воспитанием детей. Более того, я понимаю, что это — моя материнская обязанность, мое служение («Воспитание детей, как служение Богу»). Поэтому не хочу перекладывать эту ответственность на других.

Есть много материалов про детский сад, много исследований «за и против», но решение принимать только вам. Исходя из ваших условий жизни, ваших принципов и желаний. Также рекомендую прочитать заметки «Почему устают мамы?» и «Жизнь в радость». Возможно, это повлияет на ваше отношение к быту с детьми.

Минусы детского сада

1. Изначально нужно время для адаптации ребенка к новым условиям. Учтите это, если сразу же после получения извещения о приглашении в детский сад n-го числа, вы решили на следующий день выйти на работу. Каждый ребенок адаптируется по разному: кому-то хватит и месяца, а кому-то и года мало.

2. В период адаптации детский организм реагирует частыми заболеваниями. Как долго это продлиться, мы ответили выше. Иногда неделя в детском садике заканчивается двумя неделями дома в первый год, в последующие — происходит постепенное сокращение пропусков и посещаемость стабильно растет. Поэтому заранее до отправки ребенка в детсад продумайте, кто будет сидеть с ребенком во время его болезни в случае, когда вы выйдите на работу

Больной ребенок требует двойное внимание!

3. Поведение ребенка меняется, чаще всего не в лучшую сторону. Главное сохранять спокойствие и без лишних эмоций объяснять ребенку, что в семье так не принято. В чем же выражается изменения? Во-первых, малыш попадает в новую среду, поэтому его лексикон может пополниться резкими, крикливыми манерами: «Положи на место, я сказала!», «Сели все!», «Тихо!». Во-вторых, дети в посещаемой группе отличны по социальному статусу своих семей и манере воспитания, поэтому ребенок может перенять их поведение.

4. Малыши начинают пользоваться формами угрозы. К примеру, миролюбивая девочка 2-х лет на желание братика взять машинку, которой она спокойно до этого играла, заявила: «Не трогай, а то убью!». Родители были в шоке.

5. Словарь малыша пополняется нежелательным лексиконом. Для государственных детсадов характерно наличие детей разных возрастов дошкольного периода, поэтому различным словечкам, физиологическим открытиям, интимным вопросам ребенок легко научиться от своих сверстников. Чем полезным и увлекательным заняться маме во время декрета?

6. Могут применять методы запугивания. В государственных детских садиках зарплата воспитателей желает лучшего, поэтому наблюдается нехватка квалифицированного персонала. В связи с этим могут применяться в воспитании не современные методы, а давно изжившие себя архаичные методики запугивания: накричать, пристыдить или припугнуть страшным существом. Это, несомненно, может повлиять на психику ребенка. Частные же ввиду своей ценовой категории могут позволить нанять соответствующих специалистов.

7. Большое количество детей в группах ведут к малому вниманию к каждому ребенку. Об индивидуальном подходе в государственных детсадах трудно говорить, если в группу чаще всего набирают 25-30 малышей. Поэтому с ребенком необходимо будет дополнительно заниматься. Для частных характерно меньшее количество, но стоимость их услуг, увы, существенно выше, по сравнению с первыми.

8. Еда и форма ее подачи в детском садике отличается от домашней, отсюда вытекает проблема ее поедания ребенком. Особенно остро стоит вопрос с детьми-малоежками. Ведь домашний рацион многих семей мало похож на стандартный в детском саду: каша рисовая молочная, суп вермишелевый с картошкой диетический, салат из морковки, котлеты на пару и т.д. Соответственно, к новой еде и форме ее подачи детям тоже надо привыкать. Конечно, со временем, глядя на своих неприхотливых сверстников с хорошим аппетитом, и малоежки начинают уминать детсадовские «вкусности».

Жизненные примеры рано вышедших на работу мам таковы, что детей отдают в детский садик чуть ли не с года. Благо, для этого есть ясельные группы в частных, чем воспользовалась одна из наших многодетных мамочек. Она работала на двух работах: одна зарплата уходила на оплату услуг детсада.

Другая мама рассказывала, что садик им дали, когда ребенку было уже 3 года. В 6-месячном возрасте малыша ей пришлось выйти на работу. Своего карапуза на присмотр по очереди возила к бабушкам с утра до работы. Думала, в садик пойдет — полегчает, однако ребенок еще год адаптировался к нему — опять же приходилось просить родных посидеть с ним. Как успевать с 2 детьми: три совета для мам

Поэтому вопрос: «Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?» должен быть рассмотрен с точки зрения всех имеющихся плюсов и минусов детского сада и ваших возможностей.

А каковы ваши примеры по посещению детского сада или вы предпочли домашнее пребывание? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться, налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка. О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию. «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность. Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте. Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов. В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

Маленькая Полина в свои четыре года прекрасно поет, активно изучает английский язык, пишет и читает вместе с мамой у себя дома. В детский сад девочка ходить не смогла. Знакомство с ним оказалось коротким и малоприятным.

«В какой-то момент дверь распахнулась, я ей кричу: «Смотри, там игрушки!». Она увидела, побежала туда, и дверь за ней резко закрылась. Когда Полина увидела, что мамы нет, начала плакать. А воспитательница строго сказала: «Никуда ты не пойдешь», — вспоминает мама девочки София Савельева.

София в течение двух недель приводила дочку в садик и надеялась, что ребенок все же сможет адаптироваться в новых для себя условиях. Но без слез и истерик дело не обошлось. Со слов девочки, дети постоянно дрались между собой, а воспитательница покрикивала.

Детский сад как услуга

На вопрос про детский сад нет одного для всех ответа. Дети разные, ситуации в семьях разные, сами детские сады разные. Обязанность родителей — все эти факторы оценить и ответственно принять решение, взвесив плюсы и минусы.

Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет

И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось — он ничего важного для развития не потеряет. Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад. Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше.

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина — превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить — среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

ОТДАВАТЬ ИЛИ НЕТ

Большинство родителей не имеют выбора. В нашей стремительной жизни детский сад – единственный способ пристроить ребенка так, чтобы и мама и папа сохранили возможность зарабатывать на жизнь. Но, к сожалению, учреждение для малышей перестало быть безопасным местом.

Одна из самых актуальных проблем – переполненность садов. У одного педагога в группе в среднем по 25 малышей, и справиться с ними подчас бывает сложно. Там и крики, и рукоприкладство становятся привычными методами воспитания. И не каждый ребенок выдерживает это стойко.

«Родитель, который отдает ребенка в государственный сад, должен понимать две вещи. Во-первых, он добровольно отказывается от родительского права на воспитание. Во-вторых, он принудительно помещает чадо в среду, где ничто не предназначено для его комфортного и гармоничного развития. В саду ребенок не может выбирать, что ему есть, с кем общаться, когда спать», — считает воспитатель семейного детского сада Маргарита Макаревич.

Однако есть в дошкольном образовании и свои преимущества. Именно там детей с ранних лет приучают быть организованными. Это качество однозначно пригодится ребенку, когда он пойдет в первый класс. К тому же, сад – своеобразный этап социализации малыша, он учится вести себя в обществе.

Согласно принятым государственным стандартам дошкольного обучения, главная миссия детских садов – развитие личности ребенка, его самостоятельности, умения отвечать за свои поступки.

Ясли в раннем возрасте: за и против

К ясельной группе относятся детки в возрасте от 1,5 до 2 лет. Далеко не все садики принимают таких малышей, но при острой необходимости, подобное заведение можно отыскать почти в каждом городе или крупном поселке.

Хорошо или плохо это для конкретного ребенка — ответить сложно, ведь при принятии решения отдать малыша в ясли родители руководствуются интересами семьи, в целом.

Обычно такой путь избирают, если сложилось плохое материальное положение, работодатель мамы требует, чтобы женщина приступила к своим трудовым обязанностям, родился еще один кроха и справиться сразу с двумя родителям непросто и т.д. Таким образом, плюсы для каждой ячейки общества свои.

А вот минусы для всех общие:

  • почти все малыши в столь нежном возрасте крайне тяжело переживают расставание с мамой — психологи утверждают, что разлука с домом сказывается на нервном и эмоциональном состоянии ребенка плохо;
  • иммунитет полуторагодовалых детей слишком уязвим к большинству вирусов, поэтому юный воспитанник садика будет часто болеть;
  • адаптационный период для малышей этой возрастной группы, как правило, более длительный и болезненный.

Специалисты советуют не отдавать кроху в ясли — лучше доверить воспитание бабушке или другому близкому человеку. Даже если мама будет целый день отсутствовать, разлуку с ней малыш перенесет намного легче.

Плюсы современных детских садов

Если задать поклонницам методов коллективного воспитания вопрос, нужен ли ребенку детский сад, они расскажут о нескольких положительных моментах нахождения ребенка в садике.

Хорошие стороны:

  • Ребенок учится быть в коллективе. Это действительно важный навык. Мы с самого детства вращаемся в обществе, и чем старше становится человек, тем большее число людей его окружает. Учиться взаимодействовать надо, с этим не поспоришь. Другой вопрос, с какого возраста стоит начинать такое плотное общение, подразумевающее нахождение крохи вне дома целый день.
  • Малыши в саду намного быстрее, чем дома, осваивают навыки самообслуживания. Это горшок, самостоятельная еда, и умение одеваться без помощи взрослых. Домашнему ребенку нет необходимости в быстром темпе осваивать эти моменты, когда он знает, что мама все сделает за него – и мокрые штанишки поменяет, и супчиком накормит, и на прогулку оденет. В саду дети быстро понимают, что если они не сделают все это самостоятельно, то так и останутся мокрыми, голодными и холодными. Буквально через несколько недель ваш кроха будет радовать вас трепетной любовью к горшку и ложке.
  • С детьми в садах проводят развивающие занятия. Они клеят, рисуют, поют, танцуют и даже занимаются с логопедами по необходимости. Все эти занятия проводят воспитатели со специальным образованием, которые учились правильному общению с малышами всех возрастов и знают, как привить им правильные навыки.
  • У мамы появляется множество свободного времени. Женщина может после долгого перерыва выйти на работу. Это отличное подспорье к семейному бюджету в условиях вечного финансового кризиса в нашей стране. Либо высвободить время на домашние дела, которые, наконец-то, можно выполнять в спокойном ритме.

Все необходимые навыки для успешной учебы садиковский ребенок уже получил – это умение налаживать отношения, способность тихо сидеть на уроках и слушать преподавателя, четко выполнять инструкции взрослых.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая ).

О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Нужен ли детский сад для развития?

Для начала важно понимать, что сама необходимость отдавать ребенка в учреждение вызвана нашим образом жизни — жизнью в больших городах с работой далеко от дома. До эпохи урбанизации и эмансипации проблемы не возникало вовсе: дети, находящиеся на стадии развития привязанности, которую можно назвать «под присмотром» (примерно от 4 до 7 лет), действительно были просто под присмотром взрослых, занимаясь своими детскими делами или по мере сил помогая родителям по хозяйству. Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, а «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми

Все это не требовало драматического разлучения с родителем на весь день, а «социализация» — то есть умение общаться с людьми не из своей семьи — приобреталась сама собой, в процессе игр, ссор и примирений с соседскими детьми.

Сейчас у большинства людей так не получается: выпустить ребенка играть во двор одного невозможно, с ним непременно кто-то из взрослых должен «гулять» — то есть ничего другого в это время не делать. Сочетать работу, приносящую деньги, с присмотром за своим ребенком-дошкольником могут очень немногие, те, кто работает вне офиса и по свободному графику.

Поэтому искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища — чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам. Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.

Мнение специалистов – нужно ли ходить малышу в садик и зачем?

Мнение психологов и педагогов о необходимости ДОУ для дошкольника разнятся. Кто-то считает, что без посещения сада малыш останется замкнутым и ранимым, кто-то считает, что посещения государственного учреждения лучше избегать.

В одном специалисты сходятся – при выборе сада или домашнего воспитания нужно смотреть на характер и индивидуальные особенности ребенка. Активным, любознательным экстравертам с бабушкой или мамой будет невыносимо скучно, а тихий застенчивый интроверт в саду, скорее всего, будет чувствовать себя очень плохо.

Есть ли “последствия непосещения”?

Сторонники детских садов приводят в качестве основных аргументов два:

  • если малыш не посещает сад – он не научится общаться со сверстниками и ему будет скучно и одиноко со взрослыми;
  • не пройдя социализацию в раннем возрасте, карапузу будет сложно выстраивать отношения с одноклассниками в школе.

Так ли это?

Общение со сверстниками

Большой коллектив сверстников малышам двух-четырех лет не нужен. Как правило, общения с родителями и редких игр с ровесниками – братьями-сестрами и малышами на детской площадке – им вполне достаточно.

Адаптация в школе ребятишек, не посещавших ДОУ

Если ребенок рос совершенно один, не имея контактов с детьми своего возраста – без сомнения, в школе ему будет очень тяжело выстраивать взаимоотношения с одноклассниками.

Но если у малыша есть друзья, родственники или знакомые дети, с которыми он регулярно общался – влиться в школьный коллектив ему будет не сложнее, чем посещавшим ДОУ одноклассникам.

Возможные опасности

Основной психологический момент раннего посещения сада – малыш отрывается от семьи, вливается в коллектив, где всех учат быть одинаковыми.

Расставаясь на целый день с ребенком, очень легко потерять с ним связь. Для детей слишком занятых работой родителей воспитатель и сверстники становятся ближе, чем родные. Какие проблемы это может принести?

  1. Ребенок перенимает все модели поведения – в том числе и негативные. Научиться “плохому” от приятелей он сможет за несколько дней.
  2. Если в саду дети гуляют мало – это очень плохо для здоровья.
  3. Попадая в детский коллектив в раннем возрасте, малыш может “цеплять” вирусы каждые две-три недели, что, вопреки мнению многих врачей, негативно сказывается на общем состоянии.

Большую опасность представляют ситуации, когда малыша несправедливо наказывают, не разобравшись в ситуации – просто потому, что именно он попался на глаза воспитателю в группе шалящих детей. Такие моменты вызывают сильный стресс у совсем маленьких карапузов.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя — это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.

Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector