Невроз у детей

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать  проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей.  Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и  5-6 лет для девочек.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я».  Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения.  Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?

Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.

Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.

К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.

Профилактика

Главное в профилактике неврозов — создание благоприятного психологического климата в семье. Спокойная доброжелательная обстановка, уважительное отношение к интересам и проблемам ребенка значительно снижают риск возникновения неврологических расстройств, а в случае их появления ускоряют процесс выздоровления

Важно с рождения формировать доверительные отношения с сыном или дочерью, создавать безопасную атмосферу в доме

По возможности, проводить с ребенком больше времени, поскольку основное, в чем нуждается ребенок любого возраста — родительское тепло и внимание

Следует уделять внимание физическому и психологическому здоровью малыша:

  • избегать переутомления ребенка и стрессов;
  • соблюдать режим дня;
  • обеспечить полноценный сон, длительные прогулки на свежем воздухе;
  • ограничить время перед телевизором или за компьютером;
  • укреплять иммунитет, избегать простудных заболеваний;
  • обеспечить разнообразный досуг, занятия творчеством;
  • общаться с друзьями и другими членами семьи.

Знание родителями возрастной психологии и стадий психоневрологического развития детей помогают скорректировать воспитательный процесс и избежать критических ошибок в воспитании

Родителям важно уделять внимание собственной психогигиене, в случае возникновения личных трудностей психологического характера — обращаться к специалистам

Профилактика и лечение истерического невроза

Истерики у подростков и детей носят временный характер и обусловлены особенностями развития психики в этом возрасте. Поэтому специфическая терапия невроза в данном случае не проводится. Дети перестают быть истеричными, когда проходит возрастной кризис.

Чтобы избежать очередного приступа, рекомендуется:

  • сбалансировать режим отдыха и нормализовать сон;
  • общаться с детьми, прислушиваясь к переживаниям;
  • предоставлять возможность выбора действий;
  • объяснять причины запретов.

Важно также не уступать требованиям детей при истерике, так как проявление слабости у одного из родителей, бабушек или дедушек станет сигналом для ребенка, что таким образом он может получить требуемое. Поняв, что взрослые твердо стоят на своем, дети, как правило, становятся более спокойными и количество истерик значительно сокращается

Патогенез

Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:

  • гипер- и гипоопеку;
  • жестокость;
  • неприятие;
  • гиперсоциализацию ребенка.

Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:

  • ощущения неполноценности;
  • фобических нарушений;
  • тревожности;
  • неадекватному восприятию окружающей действительности.

Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.

Классификаци

Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы:Невроз навязчивых состояний;

  • Истерия;
  • Неврастения.

В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей. Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков. В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.

Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.

В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.

Особенности

Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.

Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.

Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.

Клиника

Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей. Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем. Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.

Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).

При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.

Особенности разных видов неврозов

Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Неврозы у детей бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности:

  1. Тревожный тип заболевания чаще всего проявляет себя перед засыпанием в одиночестве. Патология может быть вызвана видениями. Наиболее часто эта разновидность возникает у дошкольников, когда из-за незрелости психики ребенка мучают страхи темноты, боязнь героев сказок или ранее просмотренных фильмов. Аккумулируют опасения малыша взрослые, пугая неслуха Бабой Ягой, Лешим и другой нечистью. Младшие школьники чаще всего подвергаются тревожными отклонениями из-за боязни не соответствовать требованиям. Они пугаются плохих оценок, проблем с обучением. Часто невроз становится причиной пропусков учебы. Симптомы этого типа реакции: изменение поведения, нежелание оставаться в одиночестве, недержание мочи. Подвержены этой патологии чувствительные дети, которые до школы не посещали детские коллективы.
  2. Невроз навязчивых состояний у детей характеризуется стрессовыми патологическими действиями. Это очень устойчивая форма, которая может давать о себе знать во взрослом возрасте при помощи нервных тиков и навязчивых действий. Чаще всего в основе лежат фобии: замкнутого пространства, грозы, публичных выступлений и прочие. Человек в момент стресса начинает кусать ногти, накручивать волосы на пальцы, притопывать ногой, моргать, шмыгать носом, раскачивать туловище или производить другие действия. Также первопричиной может стать болезнь. Например, при близорукости дети начинают щуриться в момент стресса, при частых простудах покашливать или шмыгать носом. Запустить процесс навязчивого состояния могут мысли противоречащие нормам морали или воспитания. Не редко симптомы компульсивной патологии проявляются в подростковом возрасте. 
  3. Ипохондрия характерна для часто болеющих детей. Они постоянно выискивают у себя симптомы заболеваний и жалуются взрослым.
  4. В период полового созревания может проявить себя депрессивная невротическая реакция. Ребенок начинает сторониться сверстников, плачет, худеет, тихо и невыразительно говорит, редко улыбается. Это очень опасный вид, который требует обязательно корректировки. Причиной обычно становится низкая самооценка, неудачи.
  5. Истерический невроз у детей случается в моменты расхождения желаемого с действительным. Не редко таких малышей называют избалованными. В момент приступов они могут нанести себе вред, так как перестают чувствовать боль и бьются об твердые поверхности.
  6. Логоневроз или заикание не редко обнаруживается у мальчиков до 5 лет. Причиной его является острая психотравма, испуг, страх, чрезмерно активное занятие родителями развитием речи, учебные перегрузки.
  7. Неврастения у детей также становится следствием учебных перегрузок. При ней школьник начинает плохо спать и есть, становится вялым. Главный принцип лечения – сокращение дополнительных занятий.
  8. Нервная анорексия встречается не только у взрослых. В жизни практически каждого ребенка наступает период избирательности к пище. Он случается по многим причинам: совпадение момента кормления с семейными ссорами, насильное кормление, слишком большие порции. При этом дети начинают избирательно относится к пище, плохо пережевывают ее, капризничают за столом, плачут, устраивают истерики, резко меняют свое настроение. У подростков анорексия более устойчива, она подстегивается желанием походить на похудевшего кумира или стать привлекательнее. В возрасте 14-15 лет к ней склонны девочки.
  9. Лунатизм или сомнамбулизм связаны с особенностями работы нервной системы. Обычно возникают при эмоциональных или физических перегрузках. Чаще всего их можно заметить у дошкольников в возрасте 4-5 лет. На утро кроха не будет помнить, что говорили или ходил во вне. Во взрослом возрасте эта патология даже после лечения может проявляться в моменты стресса.

Недержание мочи и кала выделяют в отдельные виды невротических реакций. Они требуют более тщательного лечения, так как могут стать причиной новых страхов, стеснения и заболеваний. Обычно к недержаниям разного вида приводят наследственные предрасположенности и хронические заболевания. Иногда они сами становятся симптомами фобий и страхов.

Диагностика и Лечение

Действия при диагностике схожи для любого возраста:

  1. выявление в анамнезе родителей психологических заболеваний;
  2. определение психологической обстановки в семье и наличия стрессовых ситуаций;
  3. беседа с ребенком напрямую либо в игровой форме;
  4. просьба выполнить различные задания и наблюдение за ребенком.

Неврозы у детей имеют различные причины происхождения, поэтому можно выделить следующие виды неврозов, проявляющихся в психологической плоскости:

  1. неврастения проявляется как хроническая психологическая и физическая слабость;
  2. депрессивный невроз характеризуется наличием постоянного угнетенного состояния;
  3. истерический невроз у детей проявляется в демонстративных эмоциональных реакциях, применяемых зачастую для привлечения внимания;
  4. невроз беспочвенного страха / тревожный невроз, который может перерастать в невроз навязчивых состояний, часто проявляющий симптомы даже у самых маленьких детей;
  5. невроз навязчивых состояний у детей подразумевает наличие глубоких фобий и повторяющихся успокаивающих действий. Именно поэтому невроз навязчивых состояний у детей предполагает лечение с избавлением в первую очередь от устойчивых страхов. Может быть тесно связан с ипохондрическим неврозом;
  6. ипохондрический невроз характеризуется чрезмерной заботой о своем здоровье и наличием необоснованных страхов по этому поводу;
  7. невроз навязчивых движений или не вполне логичных повторяющихся движений у детей может повлечь за собой более сложное лечение из-за возможных травмоопасных действий;
  8. пищевой поведенческий невроз у детей в крайней степени выражающийся в виде анорексии, также предполагающей более серьезное лечение.

Чем помочь ребенку?

Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.

Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.

  1. Не выпускать из-под контроля школьную жизнь ребенка — быть в курсе его отношений с одноклассниками, учителями. При возникновении любых конфликтов стараться выяснить их причину. В любой ситуации быть на стороне ребенка, чтобы он постоянно чувствовал родительскую защиту.
  2. Всегда учитывать особенности физического и психического развития ребенка, не выдвигать к нему слишком высоких требований. Если к чему-то у ребенка нет склонностей или способностей, не ждать от него больших успехов в этой области.
  3. Если в школе, или в классе есть постоянный стрессовый фактор, который невозможно исключить, подумать о переводе ребенка в другую школу или класс. При принятии решения обязательно учесть мнение самого ребенка.
  4. У ребенка всегда должны оставаться время и силы на интересную жизнь вне школы. Пусть он сам выберет, чем бы он хотел заниматься в свободное время. Желательно, чтобы это предполагало какую-то регулярную физическую активность.
  5. Если есть правильная мотивация, «пережить» школу будет проще. Ребенок должен понимать, для чего он учится и к какому результату через несколько лет приведут его усилия.

Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.

Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.

Также можно предложить ребенку вместе сочинить сказку, где у главного героя будут такие же проблемы, а затем помочь этому персонажу постепенно решить их, и тем самым, преодолеть собственный невроз».

Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.

Эксперты:

Татьяна Владимировна Дунаева

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Невроз у детей симптомы и проявления физиологического спектра:

  1. логоневроз характеризуется наличием дефектов речи, чаще всего заикания;
  2. невротический энурез и энкопрез – непроизвольное мочеиспускание или испражнение;
  3. невроз ЖКТ в комплексном варианте, а также такие отдельные проявления как невроз желудка и невроз кишечника характеризуется болью неясной локализации, расстройством стула и т.д.;
  4. дыхательный невроз у детей это ничто иное как респираторный невроз, который заключается в дыхательной дисфункции;
  5. двигательный невроз характеризуется нарушением моторных функций, тиками и тремором из-за непроизвольных мышечных сокращений;
  6. невроз глотки у ребенка это нечастое явление, поэтому необходимо тщательно выявлять симптомы и подбирать лечение;
  7. невроз сердца со множеством симптомов, требующих особо внимания и др.

Рассмотрев, что представляет из себя невроз у детей, а также его симптомы, необходимо обсудить и лечение данного состояния.

Распространенное лечение неврозов у детей это психотерапия. При этом она разделяется на семейную, индивидуальную и групповую. Медикаментозная терапия направлена на невроз у детей симптомы и признаки вторичного характера или применяется в комплексной терапии. При этом она работает в основном на стабилизацию общего психологического состояния.

Чем еще можно лечить невроз у ребенка:

  • физиотерапия: электрофорез, электросон, душ Шарко и т.д.;
  • фитованны;
  • лечебный массаж;
  • чаи и настои также с общеукрепляющим и успокаивающим эффектом.

Чтобы вылечить или избежать невроз у детей симптомы и проявления можно обратиться к следующим советам.

Топ 11 советов невроза у детей:

Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.

Методы лечения

Как лечить невроз у детей? Терапия неврозов подразумевает сочетание нескольких методик. Ребенку обязательно назначаются занятия с психологом. На основании клинической картины состояния здоровья маленького пациента, специалист подбирает определенные методы лечения.

Медикаментозная терапия в большинстве случаев подразумевает прием общеукрепляющих препаратов, но при наличии некоторых диагнозов специалисты используют сильнодействующие медикаменты.

Дополнить курс можно народной медициной.

Психотерапия

Лечение неврозов с помощью приемов психотерапии показывает хорошие результаты. Схема терапии подбирается в индивидуальном порядке. В некоторых случаях психологи проводят сеансы не только с маленькими пациентами, но и их родителями.

Такая необходимость возникает, если врач выявляется причины невроза у малыша, связанные с его воспитанием или социальными факторами. Длительность лечения зависит от индивидуальной клинической картины состояния здоровья ребенка.

Психологи используют следующие методики при лечении неврозов у детей:

  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • аутогенная тренировка;
  • арт-терапия;
  • гипноз;
  • групповые занятия для улучшения коммуникабельности ребенка.

Препараты

Медикаментозная терапия неврозов должна проводиться только под контролем специалиста. Некоторые препараты при неправильном их применении могут снизить эффективность других методов лечения, которые применяются к ребенку.

Например, антидепрессанты не назначаются при наличии возможности контролировать состояние малыша с помощью занятий с психологом.

Транквилизаторы используются только при запущенных стадиях неврозов.

При неврозах ребенку могут быть назначены следующие препараты:

  • средства из категории фитопрепаратов (настойка валерианы, добавление в ванну при купании успокаивающих масел и настоек);
  • препараты для общего укрепления детского организма (витаминные комплексы, средства на основе калия и кальция, витамины С и В);
  • средства группы антидепрессантов (Сонапакс, Элениум);
  • транквилизаторы (Седуксен, Триоксазин);
  • ноотропные препараты (Ноотропил, Пирацетам).

Народные средства

Использование народных средств при лечении неврозов у детей необходимо согласовывать с врачом

При подборе рецептов альтернативной медицины важно исключать наличие у малыша аллергии или пищевой непереносимости отдельных компонентов

В качестве основного способа лечения неврозов народные средства не используются. Главной целью их применения является дополнительное благоприятное воздействие на психическое состояние маленького пациента.

Примеры народных средств, используемых при лечении неврозов:

  1. Настой из зерен овса (500 г овса надо залить литром воды и довести до кипения, после процеживания в жидкость добавляется небольшое количество меда, принимать настой надо небольшими порциями несколько раз в день).
  2. Отвар на основе лекарственных трав (корень валерианы, листья мелиссы, пустырник и боярышник надо смешать в равных пропорциях, чайная ложка заготовки заливается кипятком и настаивается в течение пятнадцати минут, принимать отвар надо несколько раз в день небольшими порциями).
  3. Настой молодых листьев березы (100 г заготовки надо залить двумя стаканами кипятка и настоять, принимать средство в процеженном виде по одной третьей части стакана три раза в день до еды).

Дополнительная терапия

При лечении неврозов у детей хорошими результатами обладают такие приемы, как терапия с помощью животных, игротерапия и сказкотерапия. В первом случае контакт с кошками, собаками, лошадьми или дельфинами оказывает благоприятное воздействие на психику малыша.

Животные способны выработать у ребенка определенные качества, желание заботится о них и как следствие — повышение их самооценки. Методы игры и сказок обладают аналогичными свойствами.

Дополнительно при лечении неврозов могут использоваться следующие процедуры:

  • гипноз;
  • электрофорез;
  • электросон.

Общая симптоматика

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Проявления стресса и невротических отклонений могут проявляться физически:

изменение уровня артериального давления;
тахикардия;
расстройства пищеварения в моменты стрессов;
невозможность длительно концентрировать внимание;
ухудшение памяти; 

чрезмерная потливость;
нарушения дыхательной функции;
острые реакции на раздражители (вздрагивания, плач);
тревожность во сне, проблемы с пробуждением утром.

Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования

Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).

Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Старшим детям при заикании, тиках чаще всего назначаются таблетки «Фенибут». Основной компонент препарата – дериват аминофелола – аминофенилмасляная кислота.

Виды неврозов у детей

Классификация выделяет 5 видов заболевания:

  1. Истерия. У маленького пациента наблюдаются частые перепады настроения, частые жалобы на боли в животе, головокружения. Развивается у детей, подверженных чрезмерной опеке со стороны взрослых, пытающихся сделать из него кумира.
  2. Неврастения. Главным признаком является нарушение сна. Ребенок утрачивает интерес к игрушкам, для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в осознании и принятии самостоятельно поставленного диагноза (смертельной болезни, неполноценности).
  3. Навязчивые состояния. Симптомом состояния может стать беспричинный страх. Объектом, вызывающим парализующий ужас, способны стать: любое насекомое, темнота, вода, предсказанная катастрофа. Дополнительно у ребенка регистрируются неконтролируемые повторяющиеся движения. Попытки воздерживаться от подобных движений без устранения причины, их вызывавшей, могут усугубить состояние больного, спровоцировав появление заикания, нервного тика.
  4. Энурез. Развивается после перенесенной стрессовой или травмирующей ситуации. Отсутствие необходимой терапии способствует возникновению чрезмерной ранимости, замкнутости.
  5. Пищевой невроз. Является следствием глубоких внутренних переживаний или отвращения к самому ритуалу приема пищи, вызванного насильственным кормлением ребенка в дошкольном возрасте.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector