Кризис 1 года жизни

Что необходимо делать родителям

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать

Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение

Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Что такое кризис 1 года?

По мере взросления малыш должен учиться менять свое поведение и привычки. Делается это, как правило, в определенных отрезках времени. Именно в этот момент у него и возникает психологический кризис. В течение жизни человека такие кризисы постоянно повторятся. Возрастная психология выделяет целый ряд этих периодов. Первый кризис обычно бывает по достижении 10-12 месяцев, затем в 3 года, 6 лет и в 12-13 лет. Со временем у ребенка появляются новые потребности, а то, что его удовлетворяло раньше, просто перестает интересовать. В этом и заключается вся проблема. Наиболее часто дети именно в возрасте 1 года начинают ходить и изучать все то, что их окружает. Но при этом они достаточно часто слышат родительские запреты. Все это обычно заканчивается слезами, капризами и истериками. В этот момент родители должны осознать, что их кроха взрослеет и начать относиться к нему более снисходительно.

Кризисные и стабильные периоды развития

Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.

Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.

Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.

Общие признаки кризиса:

  • Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
  • Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
  • Все, что работало раньше, перестает действовать;
  • Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот — разрушает.

Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:

  • Кризис новорожденности (0 — 2 месяца) — сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
  • Кризис одного года — переход от младенчества к раннему детству;
  • Кризис трех лет — шаг к дошкольному развитию;
  • Кризис 7 лет — трудный путь в школьники;
  • Подростковый кризис — начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
  • Кризис ранней юности — 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.

Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.

Причины

В основном кризис 17 лет связан с самоопределением. Юноши и девушки этого возраста постоянно попадают в ситуацию выбора: какие экзамены сдавать, куда поступать, с кем дружить, кем быть и т. д. Это накаляет обстановку и обостряет стресс.

Экзамены

Для всех учащихся 11 класса большим стрессом становятся выпускные экзамены. ЕГЭ подчас сравним с русской рулеткой. Кому-то достаётся простой вариант, кому-то — нерешаемый. Кто-то может взять себя в руки, сконцентрироваться и всё сделать, а кто-то теряется и, несмотря на то, что всё знает, набирает ничтожное количество баллов. Напряжение начинается с подготовки к экзаменам, достигает максимального пика во время сдачи и держится на нём вплоть до объявления результатов.

Ситуация выбора

Каждый подросток стоит перед определённым выбором: продолжить обучение или искать работу, куда поступать дальше, куда устроиться, учиться очно или заочно, надо ли подрабатывать, уходить от родителей или продолжать жить с ними и т. д. Практически каждый день требует принятия ответственных решений, от которых зависит судьба.

Ожидания окружающих

Учителя, родители, друзья, родственники, знакомые — все чего-то ждут от 17-летних и постоянно засыпают вопросами. «Куда поступаешь?», «Работаешь уже или нет?», «Кем хочешь стать?», «Чем увлекаешься?», «А девушка/парень есть?». Общество диктует свои нормы. И в этом возрасте невероятно трудно соответствовать его стандартам. Тем более, что мнение окружающих становится для них слишком важным.

Новая жизненная ситуация

Поступление после школы в другое учебное заведение — это смена обстановки и режима дня, включение в новые виды деятельности, знакомства с массой людей, иногда — переезд от родителей и необходимость жить самостоятельно. Адаптация тоже вызывает стресс.

Все эти жизненные ситуации становятся причиной обострения юношеского кризиса в 17 лет.

Диада «мать-дитя»

С физическим разделением матери и ребенка их психологическое единство еще не заканчивается. В психологии такое явление называется диада «мать-дитя», также этот период можно назвать четвертым триместром беременности.

Многие мамы с интересом замечают, что у них с малышом действительно создается какая-то неуловимая связь. Например, они различают разные оттенки плача и капризов, когда каждый означает свою причину, или просыпаются среди ночи ровно за пару секунд до пробуждения ребенка, как будто их кто-то специально разбудил.

Пока малыш беспомощен, он воспринимает и изучает все через значимого взрослого: удовлетворяет потребности, знакомится с собой и своими эмоциями, формирует отношение к окружающему миру. Если с мамой у него хороший контакт: она носит его на ручках, ласково обращается, улыбается и поглаживает, то ребенок улавливает сигнал «Все хорошо». А если от общения у него остаются негативные эмоции, то формируется установка: «Мир не безопасен, это очень плохо». Если такая ситуация повторяется из раза в раз, то установка «Я плохой» идет с ребенком и дальше во взрослую жизнь.

Ослабевает диада «мать-дитя» к 3 месяцам жизни малыша: он уже адаптировался к новым условиям жизни, понял, что мама всегда придет на помощь, и научился некоторым самостоятельным действиям. Психика к этому времени тоже претерпела изменения: ребенок стал крепче спать ночью, реже просить есть и лучше контролировать свои движения.

О полном разделении матери и малыша можно говорить к 10-14 месяцам его жизни. Теперь он полностью готов самостоятельно исследовать окружающую среду, выражать эмоции и доносить требования.

Родители, которые знают о явлении диады «мать-дитя», не только помогают младенцу мягче пройти кризис новорожденности, но и сами более спокойно адаптируются и воспринимают этот период.

Скачки развития у детей до года: подробный календарь

Если рассматривать скачки роста по месяцам, календарь будет выглядеть примерно следующим образом.

Месяц
Что происходит в этот период
I
С одной стороны, младенец все еще испытывает сильный дискомфорт вне маминой утробы, но с другой, с интересом начинает познавать окружающий мир. Карапуз внимательно рассматривает окружающий мир, любит слушать голос мамы, наслаждается тактильным контактом, прислушивается к музыке и другим посторонним звукам.
II
Стремление маленького человечка на этом этапе развития быть постоянно с мамой вполне объяснимо. Так он чувствует себя под защитой, может расслабиться. Сейчас кроха начинает осознавать, что он является отдельной частью мира

Внимание грудничка привлекают самые разнообразные объекты, игрушки, картинки, посторонние люди, животные. Непоседа издает различные звуки, прислушивается к ним
III
Ребенок проявляет интерес к игрушкам, старается взять их ручками, рассмотреть

Движения крохи уже не такие хаотичные и, если дать ему в руки погремушку, он крепко схватит ее. Кроха начинает отчетливо понимать, что он может управлять своим телом
VI
Этот скачок развития сопровождается частыми сменами настроения. Карапуз не переносит одиночества, постоянно требует внимания со стороны родителей, часто просыпается ночью. Заметно совершенствуются физические навыки. Грудничок может взять игрушку ручками, потрясти ее, попробовать на вкус. Кроме этого, малыш издает более сложные звуки
V
Координация движений становится все более уверенной. Ребенок понимает, что он лишь малая часть огромного пространства. Если мама покидает комнату, это пугает младенца, он начинает нервничать. При незнакомых людях появляется стеснение, замкнутость
VI
На этом скачке развития приходит время новых открытий. Карапуз активно развеивает речевые навыки, может долго рассматривать свои ручки, ножки или посторонние предметы. Сейчас маленький человечек четко разделяет «чужих» и «своих». Младенец пытается всяческими способами удержать маму возле себя. Во время кризисного периода у крохи может пропасть аппетит, появиться апатия к окружающим событиям
VII
В возрасте 7 месяцев у детей появляется желание разбрасывать все вещи
VIII
Скачок развития на этом этапе сопровождается такими симптомами, как апатия, капризность, частые смены настроения, повышенный или, наоборот, плохой аппетит, тревожный сон
IX
Карапуз начинает активно ползать, умеет самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно
X
Некоторые карапузы уже умеют стоять, держась за опору, передвигаться в ходунках. Дети в этом возрасте активно вступают в контакт со взрослыми, лепечут, произносят разнообразные звуки
XI
Ребенок различает формы предметов и цвета. Некоторые дети делают первые шаги. Огромный интерес карапузы проявляют к своим сверстникам
XII
Годовалый малыш испытывает интерес ко всем окружающим предметам и людям. Младенец с легкостью может сломать хрупкую вещь, открыть шкаф, стянуть скатерть со стола. Сейчас родители должны быть максимально внимательными, оберегать свое чадо

В возрасте один год малыш уже понимает слово «нельзя». Если маленький непоседа желает получить запретную вещь, он может закатывать истерику, плакать, падать на пол. Маме и папе следует запастись терпением и четко придерживаться своей позиции.

Что происходит

Примерно с 9 месяцев и до 1,5 лет все дети переживают кризис, но у каждого он проходит по-разному. Первый год считается одним из самых сложных, ведь за короткий промежуток времени малыш начинает ползать, изучать окружающие предметы и явления, знакомиться с миром и людьми, которых он видит.

Ребенку все становится интересно: он должен все попробовать, потрогать, досконально изучить. Каждая вещь является предметом наблюдения, и ничего удивительного, если ваш малыш будет пробовать игрушки или хвост кота на зуб. Совсем скоро ребенок начнет чувствовать себя самостоятельной личностью и отстаивать собственные желания и потребности. Он будет выплевывать полезную морковку, требуя что-то более вкусное, или устроит истерику с громким плачем, если мама будет одевать его на прогулку в неудобный (хоть и очень теплый) комбинезон.

Проявления кризиса раннего возраста в 1 год: причины возникновения и особенности

Два важных изменения, которые происходят в возрасте около 1 года, — это появление речи и способность передвигаться вертикально, то есть ходить. Речь и прямохождение. Эти две «новости» в жизни ребенка и являются причиной возникновения кризиса 1-го года, определяют его сущность.

Ребенок приблизительно к 1 году передвигается более свободно и начинает активно осваивать пространство вокруг себя. Предмет его жгучего интереса — окружающий мир. Долгое время он был лишен возможности изучать предметы, добраться до них, манипулировать ими. Это было лишь привилегией взрослых. И теперь неожиданно для себя он получает гигантские для его мира возможности. Взрослому трудно воссоздать это ощущение, поэтому мы не понимаем, какой восторг для ребенка — возможность добраться туда, куда раньше нельзя было и мечтать попасть. Ребенок «опьянен» новыми возможностями. В младенчестве все связи с миром у малыша проходят через взрослого, а в период кризиса первого года жизни ребенка его психология жаждет убрать посредничество взрослого, хочет добраться до предметов сам. Внешне его поведение «неудобно»: ребенок начинает везде лезть, все тянуть, ломать и пробовать. Он может не только, как раньше, наблюдать и играть с тем, что ему дали, но и открывать шкафы, манипулировать выключателем, передвигать вещи. Эта метаморфоза меняет его представление об окружающей среде, о самом себе, показывает совершенно новые возможности, которые ребенок стремится использовать. Благодаря этим открытиям малыши становятся чрезвычайно активными. Фокус их интересов — мир предметов. Причем предметы для детей еще не имеют того же значения, функциональной наполненности, что и для взрослых. Малыша интересуют их свойства, возможности. Функциональное предназначение предметов его мало беспокоит.

10-14 лет

Пик — 10 лет (оловянная свадьба).

Краткая характеристика

Данный кризис семейных отношений психологи называют вторым по сложности после трёхлетнего. Здесь накладываются друг на друга сразу несколько проблемных ситуаций.

Во-первых, оба супруга переживают кризис среднего возраста. Он характеризуется депрессивным состоянием, связанным с тем, что мечты юности не достигнуты, возможности добиться чего-то упущены, а старость уже на пороге. Переоценка собственного опыта может закончиться не только антидепрессантами и сменой работы, но и разводом. Ведь первым, кто помешал в достижении поставленных целей, оказывается вторая половинка, которая всё это время тянула вниз.

Во-вторых, у ребёнка начинается подростковый период (12-13 лет), в большинстве случаев он выходит из-под контроля взрослых и становится трудно управляемым. На фоне конфликтов с ним родители вступают в противоборство между собой. Всё чаще слышатся фразы: «Это ты его так воспитала», «Нет, он такой, потому что ты его не воспитывал» и т. д.

Причины:

  • затяжная депрессия, опустошённость, эмоциональное выгорание;
  • потеря интереса к семье, работе, увлечениям;
  • смена окружения, новые связи;
  • смена работы;
  • начало старения (лишний вес, появление морщин, седина);
  • сравнение с другими, более успешными людьми этого возраста.

Всё это усугубляется подростковым возрастом ребёнка, который требует усиленного внимания к себе и не получает его, потому что родители переживают свои проблемы. В семье складывается обстановка, когда каждый сидит в своей комнате при запертых дверях и занимается своими делами. Никаких совместных ужинов и походов в кино, никаких разговоров. В конце концов один из супругов не выдерживает и подаёт на развод.

Как преодолеть

  1. Не зацикливаться на своём внутреннем состоянии. Постараться помочь второй половинке.
  2. Больше внимания уделять подростку, разговаривать с ним, принимать участие в его жизни, поддерживать здоровые увлечения и интересы (обоим родителям).
  3. Расширить круг общих знакомств.
  4. Не увлекаться соцсетями и компьютерными играми.
  5. Не замалчивать проблемы, решать их по мере поступления.
  6. Записаться на приём к семейному психологу.
  7. Завести ещё одного ребёнка.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

КризисПризнаки периодаЧто делать
1 годаУвеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых.Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 летРебенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения.Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 летДети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы.Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет)Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе.Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
ПубертатныйВсе чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности.Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 летВ этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким.Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 летПроисходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности.Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 летЧеловек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает.Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
ПредпенсионныйОсобенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического).Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий

Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис

Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Что делать, чтобы быстрее и легче прожить кризис 1 года?

Подробней познакомившись с «прелестями» переломного возраста, можно определить действия, которые помогут сгладить его капризные проявления:

  1. Помогать ребенку познавать мир.

Родителю нужно постараться перевоплотиться из человека, который удовлетворяет потребности ребенка, в помощника для познания нового мира.

  1. Минимизировать запреты, дать больше возможностей для познания нового.

Важно! Необходимо заранее обезопасить все углы дома, в которые он может попасть. Он хочет побывать во всех досягаемых шкафчиках, нужно дать ему такую возможность

Читайте полезную статью о безопасности детей дома>>>

  1. Действовать совместно с ребенком.

Это означает помогать преодолевать ему трудности, помогать и переориентировать в нужном направлении, быть ему социальным ориентиром.

  1. Не пытаться заставить слушаться, лучше отвлечь, пошутить, переиграть.

В таком возрасте хорошо помогает прием замены. Можно попробовать заменить запретный предмет на равносильный разрешенный.

Например, требуемый с криком телефон на не менее выразительный предмет — звенящие ложки в кастрюльке.

  1. Помнить, что кризис — это временное явление, не расстраиваться, а оказать малышу помощь, ему так же нелегко в этот период.
  2. Очень важен режим дня, такой постоянный распорядок дисциплинирует, помогает родителям справиться с трудностями и ребенку успокоить свои порывы.

Подробнее смотрите в интернет-курс по налаживанию сна ребенка Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Родителям важно быть последовательными в своих требованиях, нельзя сегодня разрешать то, что вчера было нельзя.
Смягчит кризис предоставление определенной самостоятельности.
Пусть детские руки будут заняты: под присмотром давать карандаши, кубики, пирамидки.

Можно сказать, что в возрасте, когда ребенку исполняется один год, он становится на первую ступень становления личности, задача родителей помочь и направить сознание ребенка на познание окружающего мира и себя самого.

Кризис длится недолго и проходит самостоятельно, но нужно понимать, что в течение этого сложного этапа могут закладываться определенные привычки, негативное или позитивное отношение к каким-либо действиям, процедурам.

Они могут сохраниться вплоть до школьного возраста, а иногда и на всю жизнь.

Больше способов справиться со сложным поведением, непослушанием или капризами найдете в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

Счастливого материнства!

  • Сколько должен спать ребенок в 1 год?
  • Ребенок холерик: как правильно воспитывать?
  • Безопасность ребенка на улице

Кризис первого года жизни

Младенцами дети считаются до того момента, когда начинают ходить и говорить. Эти новообразования, как психолог Выготский назвал все приобретаемые детворой умения и навыки, появляются в возрастном промежутке от 9-ти месяцев до полутора лет. Данный период называется кризисом первого года жизни.

Речевая деятельность и ходьба – отличительные признаки развития годовалого ребенка. Способности ходить и говорить возникают у каждого малыша в разное время. Кто-то произносит первые слова в 10 месяцев, кто-то позже. Так же и с ходьбой. Все индивидуально.

Первые шаги и первые слова делают ребенка более самостоятельным. Происходит некий разрыв между ним и опекой взрослых. Он хочет все делать сам. Родители порой пугаются такой самостоятельности и напрасно тормозят развитие ребенка. Он все равно будет пробовать все «на вкус», такого природа познания мира. Взрослым необходимо проявить терпимость и обеспечить безопасность своего чада. Он будет топать, не держась за руку мамы, будет брать в рот все, что попадется на глаза и заинтересует, попробует и «отдавать команды» с помощью указания пальчиком или начав истерику.

Родителям же необходимо следить, чтобы не задел острые углы или не упал возле твердых предметов, убирать мелкие детали, лекарства и пр., учиться договариваться. Кстати, именно на этом этапе можно заложить основу для хороших взаимоотношений с малышом.

Симптомы кризиса первого года жизни

Кризис одного года у детей легко определить по его характерным симптомам.

  • Прежде всего, ребенок становится беспокойным, упрямым, настырным, непослушным, требующим повышенного внимания.
  • Может ухудшаться его сон, общее состояние в течение дня.
  • Малыш может слишком много плакать («расстраивается по любому поводу»).
  • Ребенок отказывается делать то, что уже хорошо делал (например, держать ложку во время еды, ходить, садиться на горшок).
  • Резко увеличиваются новые формы поведения, появляются попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур.
  • Появляется повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следует обида, недовольство, агрессия.
  • Наблюдается противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик», боясь отпустить маму даже на пару минут.

Кроме того, ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот

Малыш осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер, видя, что взрослым разрешено больше, чем ему.  Ребенок самостоятельно хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду, и что очень важно –  он хочет общаться

Однако, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу. Времени для этого будет достаточно, ведь кризисный период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего – нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Стоит ли бояться кризиса первого года жизни?

Родителям важно понять, что этот этап переживает каждый ребенок. Он необходим для полноценного физического и психического развития, но маленькому человеку нужна помощь родителей

В этом возрасте дети часто становятся капризными, потому что требуют повышенного внимания от мамы с папой. Им очень важно, чтобы близкие оценили их действия, похвалили, пожалели. Будьте рядом с малышом, поддерживайте, старайтесь не ругать и, тем более, не наказывать. Если решили поругать, то критикуйте не личность ребенка, а его поступок, и делайте это сразу после того, как малыш набедокурит.

Чтобы пережить кризис с наименьшими потерями, родители не должны действовать с позиции силы. Малыш должен осознать, что мама и папа его любят, поддерживают, принимают и помогут в любой ситуации. Только так можно помочь полноценному развитию детей, а также завоевать их уважение и доверительное отношение.

Как поступать родителям

Ведущая деятельность взрослых направлена на развитие любознательности разными способами без ограничений. Чтобы удовлетворить любопытство малыша, наденьте на него резиновые боты и дайте возможность пройтись по лужам. Не запрещайте собирать цветочки, камешки, возиться в земле. Руки можно помыть или вытереть антибактериальной салфеткой. Тем активнее малыш познает мир через тактильные, вкусовые ощущения, тем быстрее он набирается опыта. Если вы переживаете, что у вас много дел, а тут еще и макароны размазаны по полу, то советую статью как маме все успеть.

На прощанье хочу добавить, что здесь приведены общие советы, упрощающие жизнь маме и малышу.

Они помогут преодолеть первый возрастной кризис и заложить фундамент для нормального развития. Как показала жизнь, ничто так не влияет на здоровье психики как проявление любви родителей и спокойная обстановка в семье.

И самое главное, понимать, что ребенок это делает не со зла, не из какого то расчета, он просто не умеет еще разговаривать, не знает что такое брезгливость, им движут пока только инстинкты — поесть, потрогать, узнать, поковыряться в салате пальцами или разлить воду и посмотреть что будет.  Ваша задача уберечь его от опасных вещей, о розеток, ножей и прочего. Он учится, а вы постарайтесь не мешать ему развиваться. И как раз, наличие признаков кризиса 1 года — означает, что ребенок не отстает, что развивается, так сказать, по графику.

Как говорит китайская мудрость: «до 5 лет ребенок — царь». Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Приучите подчиняться тем, кто сильнее.

На сегодня это все, до свидания.
P.S. При желании больше узнать о психологии своих детей, подписывайтесь на рассылки блога. Не забудьте поделиться информацией в соцсетях с другими мамам.

Опыт позитивной мамы — признаки кризиса 1 года

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector