Развитие ребенка по месяцам до 1 года: календарь, таблицы и этапы по ВОЗ

Месяц первый

Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.

В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным

При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).

Что малыш уже умеет в месяц:

  • Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
  • Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
  • Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.

Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:

  • Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
  • Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
  • Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
  • Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
  • Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.

Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.

Седьмой месяц

Семимесячный малыш – это любознательный шалунишка, которому нужно исследовать все, что находится в поле его зрения. Поэтому, частенько, любимые игрушки в его руках оказываются разобранными или сломанными. Для ребенка это время открытий и освоения новых навыков.

Физические преобразования

Основные изменения в анатомии и физиологии – укрепление костной и мышечной ткани, повышение силы и выносливости, замедление дыхания до 35-45 вдохов в минуту, которое, постепенно, приближается к показателям взрослого человека.

Нейро-психомоторное развитие

Малыши неплохо управляют своими ручками, могут перекладывать вещи, хватать их, притягивать к себе, бросать. Более осмысленным становится произношение слогов, у детей начинает проскальзывать понимание логических связей, но, конечно, на детском уровне.

Новые способности

Развитие ребенка в 7 месяцев происходит во всех направлениях:

  • малыши могут сидеть продолжительное время;
  • ползают не только по-пластунски, но и на четвереньках;
  • пытаются садиться сами;
  • способны отличать родных от незнакомых людей.

Детки уже начинают интересоваться книгами и с удовольствием их пролистывают, рассматривая картинки.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов

А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление»

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Трехмесячный ребенок

Если верить таблице развития ребенка по месяцам до года, то к трем месяцам кроха превращается из полностью зависимого от мамы грудничка в активного и довольно общительного карапуза. Он уже практически полностью избавился от непроизвольных рефлексов новорожденного и учится контролировать свое тело. Он становится очень любопытным, малыша интересуют новые вещи и лица вокруг него. Ответом на общение становится гуление и воркование — так ребенок вовлекается в процесс взаимодействия с родителями и другими людьми.

Трехмесячный ребенок уже умеет опираться на ручки и поднимать тело из положения лежа. Он умеет сжимать пальцы и удерживать небольшие предметы. Когда родители берут его на руки, кроха довольно хорошо держит голову. Но появляются и некоторые проблемы с животиком — у ребенка могут начаться кишечные колики. Избавиться от них довольно просто путем прикладывания нагретой пеленки на животик или простого массажа по часовой стрелке.

Ребенок уже умеет хватать и удерживать игрушки. На голос родителей он реагирует очень бурно — радуется, дергает ручками и ножками, улыбается.

К концу третьего месяца малыш умеет:

  • переворачиваться со спины на бок;
  • поворачиваться на источник света и звука;
  • пытается взять и удержать погремушку;
  • тянет в рот пальцы;
  • хватает себя за ножки и подтягивает их к себе.

Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Прибавка веса и роста у новорожденных детей

Для того чтобы держать ситуацию под контролем, рекомендуется ознакомиться с основными показателями нормы развития грудничков, включая их верхнее и нижнее значение. При этом не следует терять бдительности даже в том случае, если ребенок родился с хорошей массой тела, исправно набирая ее в первое время после рождения.

Девочки/мальчики

Считается нормой, если вес новорожденного малыша попадает в диапазон от 2,5 до 4,5 килограмма, вне зависимости от его гендерной принадлежности. В действительности же имеет место статистика, согласно которой вес новорожденных мальчиков преобладает над параметрами девочек, составляя в среднем своем показателе 3,3 кг при росте в 49,9 см против 3,2 кг/49,2 см. Казалось бы, разрыв минимален, но в дальнейшем он может стать более существенным.

К примеру, только за первый месяц своей жизни мальчик должен прибавить еще 1,2 кг в весе и целых 4,8 см в росте, тогда как для девочки актуальными остаются 1 кг/4,5 см. К шести месяцам малыш должен весить 7,9 кг, набрав 4,4 кг, и иметь рост 67,6 см, прибавив 17,7 см, тогда как для малышки нормальными будут считаться показатели в 7,3 кг (+4,1 кг) и 65,7 см (+16,5 см). Полугодие выделено отнюдь не случайно, ведь этот барьер считается во многом определяющим.

Мальчики и девочки по-разному прибавляют в весе

Подводить итоги педиатры привыкли и к 12 месяцу жизни ребенка, притом что средний вес мальчика в этом периоде должен составлять 9,7 кг (+6,4 кг) при росте 75,8 см (+25,9 см). Годовалые девочки в среднем весят 9 кг (+5,8 кг) при росте 74 см (+24,8 см).

Естественно, реальные показатели могут отличаться от прописанных норм в большую или меньшую сторону. Главное, следить за тем, чтобы они не выходили за допустимые пределы, ведь в таких случаях, как правило, нет особого повода для переживаний.

На грудном/искусственном вскармливании

Все педиатры единогласно отдают приоритет грудному вскармливанию, причем вполне обоснованно, ведь даже самые высококачественные искусственные смеси уступают уникальному в своем составе материнскому молоку, считающемуся одним из самых ценных и питательных продуктов в мире.

Тем не менее далеко не всегда грудное молоко идет на пользу младенцу, ведь ему может не доставать калорийности, в результате чего ребенок будет все время брать грудь, оставаясь голодным и плохо набирая массу тела.

Как правило, эта особенность обусловлена несколькими факторами, среди которых низкокалорийное питание матери, физиология грудной клетки и молочной железы, неправильное прикладывание и режим кормления и прием медикаментозных препаратов, ухудшающих лактацию.

Если тенденция к недобору сохраняется даже после устранения основных негативных факторов, следует докармливать ребенка готовыми смесями, ведь как показывает практика, на ИВ дети набирают массу гораздо быстрее.

По Комаровскому

Большим авторитетом для многих родителей по-прежнему остается знаменитый доктор Евгений Комаровский, который относится к любым теоретическим отклонениям с определенной долей скепсиса. По словам специалиста, все, что входит в пределы допустимой нормы, является признаком абсолютного здоровья, утверждая, что и выход за определенные строгой статистикой границы не является признаком серьезных патологий.

Единственный момент, на котором акцентирует внимание Евгений Олегович, это консультация с педиатром, являющаяся необходимой в случае серьезных отклонений от табличных данных

Рекомендации ВОЗ:

«Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев.
Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком. Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание – продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка.

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью или смесью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко или смесь должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии.

Цель прикорма – обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев!

Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой
ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит.»

Когда начинать ввод прикорма

  1. Возраст 5-6 месяцев (лучше все-таки в 6, не раньше и не позже).
  2. Удваивание веса от рождения.
  3. Ребенок умеет сидеть. Он может наклониться к ложке или отвернуться от нее, уверенно вертит головой.
  4. Ребенок крепко держит в кулачке маленькую вещь и может целенаправленно засунуть ее в рот.
  5. Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
  6. Прорезывание первых зубов.
  7. Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи. Этот рефлекс ослабевает к 6-ти месяцам. У некоторых детей он может задержаться до года и даже до трех лет.
  8. Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.

С чего начинать ввод прикорма

По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, врачи рекомендуют в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем уже овощное пюре. Думаю, в первую очередь стоит разобраться с причинами недобора веса, каши проблему вряд ли решат!
Лучше всего начинать вводит прикорм в дневное кормление, чтобы в течение дня проследить за реакцией ребенка.
Советую к 6 месяцам иметь примерный распорядок дня и кормлений, а именно определенные интервалы между кормлениями (в норме 4 часа). Вам будет проще ориентироваться с приготовлением пищи и у ребенка к следующему кормлению будет появляться чувство голода. Как вводить правильный распорядок дня детям до года.

Как понять, что грудничок отстает в развитии, и что делать в этом случае?

В соответствии с планом развития и обозначенными в нем возрастными сроками малыш до года должен иметь определенные навыки. Определить уровень психомоторного развития можно, только понаблюдав за слуховой и зрительной реакцией малыша. При этом учитывается и его характер. Если маму беспокоят вопросы развития ребенка, лучше проконсультироваться с педиатром. Незамедлительно обратиться к специалисту необходимо, если ребенок в год:

  • не ползает;
  • не пытается встать или ходить;
  • не произносит ни слов, ни слогов;
  • не удерживает игрушки в ручках;
  • не может сам есть и пить;
  • не реагирует на звуки.

Конец первого года

В этом возрасте ребёнок становится очень любознательным. Он интересуется всем, что его окружает. Каждым новым предметом кроха стучит, гремит или подбрасывает его. Малыш с удовольствием играет и ищет спрятанные игрушки. Если назвать предмет на картинке — он его найдет. У ребёнка уже хорошо развито логическое мышление.

В 11 месяцев он любит двигаться под музыку, танцевать и играть с другими детьми. Умеет показывать части своего тела и знает как они называются.

Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 11 месяцев

К году перед родителями предстает маленькая личность, которая активно требует удовлетворения его желаний. Кроха перестает волноваться в присутствии посторонних людей и начинает проявлять собственническое отношение к родителям и вещам. Его словарный запас существенно увеличивается и он учится говорить. На заданные вопросы старается отвечать.

Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 1 год: полная проверка способностей на соответствие возрасту

Все эти параметры являются индивидуальными и нельзя каждого ребенка подогнать под стандарты. Дети растут и развиваются по-разному, но общие характеристики выделены в таблицу, которой и придерживаются педиатры.

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц)Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Нормы для проверки зрения у детей

Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

Возраст детейСредняя острота зрения
1 неделя0,002–0,02 (до 2 %)
1 месяц0,008–0,03 (до 3 %)
3 месяца0,05–0,1 (5–10 %)
6 месяцев0,1–0,3 (10–30 %)
1 год0,3–0,6 (30–60 %)

Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

Что должен уметь делать ребенок

Возраст ребенка (месяц)
Что умеет малыш
1

Может сфокусировать глазки на лице мамы

Понимает, что с ним общается и прислушивается.

2
Может улыбнуться, агукает.
3
Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.
На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

4
Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется

Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
5
Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
6
Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
7
С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой ,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
8
Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
9
Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
10
Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
11
Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
12

Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

Таблица роста и веса малышей

Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

Возраст, месяцевМальчикиДевочки
Рост, смВес, кг  Рост, см
0 (новорожденный)49,93,30 (новорожденный)49,9
154,74,5154,7
258,45,6258,4
361,46,4361,4
463,97,0463,9
565,97,5565,9
667,67,9667,6
769,28,3769,2
870,68,6870,6
972,08,9972,0
1073,39,21073,3
1174,59,41174,5

Зубы у детей до года таблица

Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления)Зубы в порядке появленияСредний срок появления (месяцы)
1. Нижние центральные резцы6–10
2. Верхние центральные резцы7–12
3. Верхние боковые резцы9–12
4. Нижние боковые резцы7–16
5. Первые моляры (верхние)13–19
6. Первые моляры (нижние)12–18
7. Клыки16–23
8. Вторые моляры (нижние)20–31
9. Вторые моляры (верхние)25–33

Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

Речь

Речевое развитие от рождения до года делится на 4 основных этапа:

  1. Рефлекторный крик. Этот этап длится от рождения до двух месяцев. Короткий вдох и длинный выдох сопровождает громкий крик «в нос».
  2. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Издаваемые ребёнком звуки обретают интонацию, которая меняется в зависимости от эмоционального состояния. В этом возрасте малыш начинает по-настоящему смеяться, и его смех похож на радостное вскрикивание, повизгивание.
  3. Лепет. Самая длинная стадия, которая продолжается до 11 месяцев. Малыш издаёт лепечущие звуки, (ма, па, ба, ля). и экспериментирует с интонациями и произношением.
  4. Первые слова. Длится от 11 месяцев до конца первого года жизни. Ребёнок начинает составлять лепетные слова из двух парных слогов (ма-ма, па-па, ля-ля) и соотносить их с конкретными людьми и предметами. Активно накапливается пассивный словарный запас.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector