Все дети рождаются гениями, но 9 из 10 лишаются дара по неосторожности взрослых

Почему нельзя наказывать ребенка

  • Потеря эффективности. Применяя такой способ влияния на детей, будьте готовы к тому, что со временем никакие другие разговоры и просьбы не будут выполняться. Обычно они игнорируют слова родителей, так как знают, что конечной точкой являются вовсе не они.
  • Озлобленность. Неприятность такой процедуры невозможно не понимать. Даже если на ребенка просто постоянно громко кричать, то рано или поздно у него появится чувство обиды на маму или папу. Ощущение стыда при таковых случаях в окружении каких-либо людей или сверстников заставляет его ненавидеть эти моменты и родителей, которые их создают.
  • Ухудшение поведения. Если ребенку не объясняют правила, а сразу же наказывают за их нарушение, то это будет повторяться ещё много раз, в силу того что он не понимает пока, как делать по-другому. Или же потому, что знает, как сильно это будет злить его родных. Этот ход часто отмечают как маленькую месть со стороны ребенка. И чем больше его будут наказывать, тем больше проступков будет им совершено.
  • Психическая травма. Для того чтобы нарушить эмоциональное состояние маленького дитя, не нужно прикладывать много усилий. В некоторых случаях достаточно будет лишь один раз громко накричать или же вспылить и наказать, не делая этого ранее. Стресс, который испытает при этом ребенок в виде страха, непонимания, неожиданности и обиды, может наложить непоправимый отпечаток на его психическое здоровье.
  • Потеря авторитетности. Использование подобных мер воспитания говорит о том, что повлиять на своего ребенка каким-либо другим образом его родные не могут. Это понимают не только окружающие, но и он сам приходит к такому выводу. В результате этого возникает мнение о безнаказанности мелких проступков. То есть можно делать то, что хочется, ведь мама не может предотвратить это желание. Она в состоянии отругать за действие только уже после его свершения.

Мнение Карпачева, Комаровского

Такого же мнения придерживается в своей книге «Как воспитывать детей без наказания» известный психолог Дмитрий Карпачев. С ним солидарен и известный педиатр Комаровский. Он считает, что кричать, а тем более бить ребятню в процессе воспитания недопустимо. Таким поведением взрослые развивают у детки неуверенность в себе, агрессию по отношению к окружающим, стрессы и детские страхи.

Конечно, легче бить ребенка, чем уделять формированию его личности достаточно сил и времени. Но подобные подходы к воспитанию личности могут нанести непоправимый вред психике малыша.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Это качество, которое во взрослой жизни будет одним из самых важных. С неуверенными людьми жизнь и наше общество обычно обходится жестко. И задача родителей научить ребенка быть не наглым, не упертым, не самоуверенным, а правильно уверенным в себе. Как?

Самое важное – уважайте его и его мнение. Даже если оно неправильное, уважайте его, а потом уже объясняйте, что не так и как надо;
Помогайте адаптироваться среди других детей

Но только помогайте;
Приучайте решать проблемы самостоятельно;
Пусть он не боится совершать ошибки: сам ошибается и сам исправляется. Объясняйте, как и что, но не ругайте. Лучше поддержите;
Всегда замечайте старания;
Никогда ни с кем не сравнивайте. Это самая распространенная и страшная ошибка: «А Ваня может, знает, умеет. А ты нет!» Вы пытаетесь манипулировать им, таким образом, но чаще всего слышите в ответ обиженное: «Ну и что!»

Никогда не стройте ему идеалов: «Ты должен быть как Гагарин и не должен быть, как сосед с третьего этажа». Дети очень боятся не оправдать ваших надежд, хоть и не показывают этого. Если вести правильную воспитательную политику, он добьется большего.

Физик-ядерщик Тейлор Рамон Уилсон

Юный физик родился в 1994 году в Америке в обычной семье и прославился тем, что в свои 10 лет смастерил ядерную бомбу, а к 14 годам создал специальное устройство для ядерных реакций.

Когда ему было 5, от отца Тей потребовал пригнать на день рождения настоящий подъёмный кран. В его 9 на стене в детской появилась таблица Менделеева, которую гений выучил наизусть за неделю, после чего в бабушкином гараже была устроена лаборатория для генетических экспериментов.

Однажды он твёрдо заявил о намерении построить в гараже термоядерный реактор, вызвав ужас у семьи – никто не хотел погибнуть «смертью храбрых».

В 17 лет его изобретение в области ядерной физики – детектор для поиска ядерного оружия – привлекло внимание Министерства безопасности Америки и было представлено самому Президенту США Бараку Обаме. Когда ему исполнилось 19, в числе изобретений юного гения появился компактный ядерный реактор, способный обеспечивать теплом 25-100 тысяч домов и работать без подзаправки до 30 лет

Когда ему исполнилось 19, в числе изобретений юного гения появился компактный ядерный реактор, способный обеспечивать теплом 25-100 тысяч домов и работать без подзаправки до 30 лет.

Начиная с 13 лет, Тейлор активно выступает с докладами, рассказывая простым языком о сложных вещах из области радиоактивности и ядерной физики, продолжая свои исследования и по сей день.

9 общих принципов «правильного» наказания

Ребенок – это тонкий и чувствительный организм. Его стоит не только правильно воспитывать, но и наказывать.

Конструктивные методы наказания ребёнка.

В этом помогут основные принципы:

За одни и те же поступки должно быть одно и то же наказание.
Поверьте, уже через несколько проступков малыш будет знать, что будет за совершенное деяние.

Создайте своеобразную градацию наказаний.
Самые легкие за проступки, а уже потяжелее за действительно серьезные нарушения.

В том случае, если вы решили забрать у ребенка гаджет или игрушку, то обязательно оговаривайте время.
Именно это будет означать прямую взаимосвязь между проступком и ограничением.

Обязательно успокойтесь и действуйте без лишней ярости, агрессии.
Спокойствие – вот ваш главный друг в этом деле.

Решение об ограничениях для малыша должны быть приняты вместе с супругом.
Не должно быть такого, что мама всегда наказывает, а папа добрый даже не участвует в конфликтных ситуациях

Папа и мама должны быть заодно.

Выбирая меру дисциплинарного взыскания, обращайте внимание на темперамент ребенка и на его возраст. Безусловно, что в 3 года и в 9 лет меры ограничений будут абсолютно разными.

Ругать малыша стоит лишь наедине

Хвалить можно и при посторонних, но вот ругать лишь строго, когда вы оказываетесь вдвоем или только с близкими родственниками.

В окончании ссоры следует помириться.
Нередко родители придумывают смешные ритуалы, чтобы дети не злились. Например, помириться на мизинцах или рассказать забавное стихотворение.

Всегда и во всем будьте примером для своего малыша.
Требуя от дочери или сына идеального поведения, ведите себя также. Если вы ругаете за нецензурную брань, то её никогда не должны услышать из ваших уст дети. В противном случае, все ваши слова будут иметь пустой звук, ведь на деле вы показываете совершенно иное поведение, которому и будут подражать маленькие непоседы.

Важно не только ругать и ограничивать малышей, но и хвалить их. Во время похвалы, мы не только превозносим своего сына или дочь, но и показываем значимость таких качеств как доброта, искренность, терпение, вежливость

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме

Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых

Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех

Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано

И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее

Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Как ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА с рождения. Как правильно ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА с рождения: возрастные особенности

Воспитание детей того или иного возраста существенно отличается: то ли вы требуете самостоятельности от годовалого младенца, то ли сюсюкаетесь с почти совершеннолетней девицей – и что же правильно? Давайте подробнее разберемся с возрастными особенностями.

Как воспитывать малыша до года: больше любви и ласки

Важно понимать, насколько важна любовь матери в этом возрасте. Казалось бы, существо совсем маленькое, что оно может осознавать? Психологи утверждают, что до года у маленького человечка закладывается очень значимый в дальнейшем фундамент доверия

Причем не столько к родителям, сколько к окружающему миру и людям в принципе.

Не переживайте, когда станете для малыша «ведьмой»: это произойдет в любом случае, так как это естественный момент. Когда Вы не сможете помочь малышу и почувствуете себя полностью беспомощной, не кричите, не вымещайте злость, просто смиритесь. Вспомните, что тяжело не только Вам. Единственное, чем Вы сможете помочь, – оттянуть этот момент настолько, насколько можно. И, конечно же, простите себя: нет всемогущих людей.

Кортизол – гормон, вырабатывающийся при стрессе для адаптации к изменившимся условиям, он очень вреден младенцам. А потому единственная стратегия воспитания из возможных в этом возрасте – просто любить свое чадо и оберегать от различных болезней.

Как надо воспитывать детей от года до трех: не поддавайтесь на провокации

Поведение ребенка в этом возрасте несколько меняется: многим кажется, что он старается сделать все, чтобы довести до ручки своих родителей. Очень часто дитя капризничает, ломает вещи, требует, закатывает истерики. И здесь многие родители совершают главную ошибку: они стараются буквально вбить в этого маленького человека, что делать исключительно нельзя, а что можно.

Еще одним важным кирпичиком в психическом здоровье малыша является воля, которая формируется в этом возрасте

Важно не подавлять полностью инициативу маленькой личности – это способствует его самостоятельности в принятии решений. Поэтому правильным решением в этом возрасте будет давать ему проявлять себя, но в рамках такого контроля, о котором ребенок бы никак не догадывался

Не ведитесь на его истерики, но и не шлепайте в случае очередной сцены. Наблюдайте и сохраняйте спокойствие.

Как правильно воспитывать детей от трех до пяти: оберегаем, но не мешаем развитию

В этом возрасте у детей формируется коммуникабельность: надо общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. А потому Вам стоит позаботиться о том, чтобы сына или дочки появилась маленькая компания друзей, это можно также организовать, отправив свое чадо в детский сад или ясли.Помните, что именно сверстники помогут научиться подчиняться понятию «нельзя»: различные игры вводят правила, нарушение которых исключает малыша из действа. Такие роли помогут Вашему чаду научиться соблюдать нормы, по которым живет все общество.

Ваша важная задача на этом этапе развития: привить навыки общения, чтобы малыш смог осознать и принять социальные правила и нормы. И последнему он должен научиться самостоятельно: очень тяжело навязать это маленькому человеку.

Как нужно правильно воспитывать ребенка-школьника: простая психология и ласка

Этот раздел очень важен, так как затрагивает аспекты воспитания и подростка, с которым достаточно бывает справиться. И если первые 6-7 классов это чудо следует всем Вашим советам, радуется каждой отличной оценке, то внезапная перемена настроения и привычек не должна пугать родителей – хотя пугает и очень часто. Ребенок взрослеет и пытается понять, что такое настоящий мир и как ему в нем выживать.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний

Если взрослый поощряет активность ребенка, то неминуема ситуация, когда инициатива приведет к погрешностям и неправильным поступкам

Важно разъяснить, в чем заключается ошибка и как правильно следует поступить. Важно, чтобы ребенку стал понять алгоритм правильных действий и последствия ошибочных поступков

Отец, воспитывающий сына ремнем, должен ожидать агрессии от него в любой сложной жизненной ситуации. Если же нервная система слабая, то комплексы и страхи будут преследовать ребенка не только в детстве и на протяжении периода взросления, но и во взрослой жизни.

Воспитание с раннего детского возраста чувства ответственности за свои поступки помогает вырастить самостоятельную личность, которая понимает четкую связь между своим поведением и возникшими проблемами из-за неправильных действий.

Как объяснить, что ребенок поступает неправильно

Важно, чтобы малыш осознал пагубность своих неразумных поступков. Если он сломал или испортил дорогую игрушку, родители должны объяснить ему, что теперь ему придется обходиться без нее

И замены не будет, так как семейный бюджет исчерпан. Чтобы в следующий раз получить новую, придется подождать знаменательного события вроде дня рождения или новогоднего праздника.

Агрессивное поведение со сверстниками должно подвергаться тщательному анализу. Хороший результат можно получить, если прочитать малышу сказку или рассказ о том, что грубые и злые люди обычно остаются без друзей и не пользуются уважением.

Приучить к уборке своей комнаты сложно с помощью нотаций и каждодневных напоминаний. Гораздо эффективнее будет провоцирование ситуации, когда ребенок не сможет отыскать нужной вещи или любимой игрушки. Повторение такого сценария пробудит желание навести порядок.

Для психики ребенка будет полезно, если он самостоятельно осознает, что его плохое поведение вызывает огорчение родителей и привносит в его жизнь немало проблем. Личность в этом случае приобретает необходимый опыт без психологического давления и травм.

Когда нельзя наказывать и ругать детей

Родители должны знать, что есть определенные моменты, когда нельзя наказать ребенка без ущерба для его психики. Следующие ситуации требуют особого внимания:

  • получение психологической или психической травмы;
  • состояние после перенесенного заболевания, когда нарушение поведения связано с ослаблением организма;
  • возраст до двух лет.

На родителях лежит ответственность определить, связаны ли капризы с болезнью или обусловлены нежеланием подчиняться правилам.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

Чтобы воспитание дало положительный результат, нужно придерживаться таких правил:

  • показывать своему чаду пример правильного поведения;
  • избегать оскорблений и унижения достоинства маленького человека;
  • отказаться от крика и спокойно реагировать на любые шалости;
  • не сравнивать своего ребенка с более успешными детьми;
  • не применять силу и физическое воздействие, также ограничение свободы.

Ошибки в воспитании можно свести к минимуму, если периодически получается примерить на себя поведение ребенка и попытаться осознать мотивы его плохих поступков.

С непослушанием нужно бороться

Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.

Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Третий уровень послушания (как правило, после 7 лет)

В отличии от предыдущего механического послушания, ребенок делает правильный выбор и контролирует свое поведение, потому что начинает созревать неокортекс и импульс, посылаемый в «думающую часть мозга» уже настолько силен, что способен активировать волю к послушанию. Т.е. побуждение слушаться и делать правильный выбор идет изнутри и приносит удовольствие. Развиваются более «продвинутые» зоны мозга, отвечающие за творческое мышление, интеллект, сочувствие, любовь, эмпатию.

Ребенок сам знает, что нужно делать, его не нужно просить и уговаривать. И главная идея позитивного воспитания состоит в том, чтобы достаточно развить именно этот уровень. Таким образом, повзрослевший человек, стоящий перед соблазном ассоциального поведения, сделает правильный выбор, руководствуясь своими внутренними импульсами, а не из-за страха наказания. Ведь если бы наказание было эффективным методом, преступности в нашем обществе уже бы не было

Но увы… Именно поэтому каждому родителю важно прочувствовать эту разницу в подходах

Искусство запрещать

Чтобы исполнить все предыдущие пожелания, очень важно научиться правильно, говорить «нет» ребенку. Так как говорить это слово все равно придется, делайте это, соблюдая некоторые правила:

  • Старайтесь реже озвучивать это слово, иначе оно перестанет иметь свою силу;
  • Это не ругательное слово, произносите его с нейтральной интонацией;
  • Всегда поддерживайте его следование вашему «нет». Откажитесь от привычного сценария, когда ребенок делает необходимое только чтобы унять ваш гнев. Он идет вам на встречу, и вы сразу же идите ему.
  • Делитесь с ним опытом из своего детства, расскажите, какие с вами случались неприятности, когда вы не слушались и как потом жалели об этом.
  • Старайтесь не возвышать себя над ним. Дайте понять, что вы опытнее, потому что старше, именно поэтому родителей надо слушать. Они подскажут, предостерегут от ошибки. Пусть дети приходят к вам за этим опытом, а не боятся вашего крика.

Советовать здесь можно бесконечно. Однако каждый случай индивидуален, и как воспитать ребенка без криков и наказаний большинство из нас узнает только на собственном опыте, которым потом можно поделиться с другими.

Видео: как вырастить ребенка, не наказывая его

В данном ролике детский психолог Надежда Фомина расскажет, как нужно воспитывать детей, не применяя к ним телесные и другие виды наказаний:

Паша Коноплёв

В 80-х годах все восхищались талантами Паши. Будучи в трёхлетнем возрасте, мальчик уже умел хорошо читать и делать математические вычисления. Без чьей-либо помощи научился игре на пианино в 5 лет. А в 8 лет отлично умел разбираться в физике.

Юноша начал обучение в университет в возрасте 15 лет, а в 19 в аспирантуру, ведь все знания давались ему очень легко и его ожидало большое будущее. Но успеха он так и не добился. Все умственные нагрузки стали сказываться на психическом здоровье Паши. У него было эмоциональные срывы, агрессия и попытки свести счёты с жизнью. Родными было принято решение поместить его в психиатрическую больницу. Врачи старались заглушить лекарствами все страдания Паши. Но из больницы он так и не вышел. Умер в 29 лет от тромба в легочной артерии.

Болезненный дар

Есть еще один момент, который вряд ли обрадует родителей, мнящих своих отпрысков гениями. И из-за которого специалисты настоятельно рекомендуют следить за здоровьем потенциальных «сверхлюдей». Не всегда, но довольно часто гениальность проявляется в человеке как бы в качестве «компенсации» за определенные нарушения в функционировании мозга, психические или физические недуги. Например, больные аутизмом могут рисовать потрясающие картины, страдающие синдромом Туретта (расстройство центральной нервной системы) — совершать некоторые действия чуть ли не со скоростью света, шизофреники — писать глубокие психологические романы и т. д. Существуют болезни, которые обобщаются в группу под названием «маниакально-депрессивные психозы». Они характеризуются периодическими повышениями активности до критической отметки (гипоманиакальность). В таком состоянии человека подхватывает прямо-таки тайфун творческой активности, хотя перед этим он пребывал в депрессивной меланхолии. Александр Пушкин, Джонатан Свифт, Николай Гоголь, композитор Шуман, художник Ван Гог, психиатр Зигмунд Фрейд, политик Уинстон Черчилль — далеко не полный список знаменитостей, подверженных циклотимии (резким перепадам настроения, когда апатия и тоска сменяется радужным настроением и творческим подъемом). Многие из них страдали также алкоголизмом.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Вундеркиндом становятся, или рождаются?

Психологи до сих пор так и не смогли выяснить точную причину возникновения такого феномена, как ребенок вундеркинд. На данный момент, существует 2 версии:

  1. Каждый ребенок одарен по-своему, и каждый может стать вундеркиндом. Необходимо лишь найти одаренность ребенка и подобрать правильный «ключик» для ее развития. Версия, которую отрицают многие психологи ввиду ее малой логичности. К тому же, многие дети вундеркинды, вырастая, не сохраняют свои удивительные способности, что делает версию еще более нелогичной.
  2. Одаренность – дар «свыше», которым ребенок наделяется случайно, без каких-то видимых на то причин. Вундеркиндом нужно родиться, воспитать его, как ни старайся, не получится.

Таким образом, прямо сейчас сложно говорить о природе возникновения вундеркидов. Они просто есть, они невероятно одарены, и только время, а также дальнейшие изучения позволят точно определить, откуда же берется эта одаренность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector