Как определить, левша или правша ребенок: тест на леворукость и праворукость

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Как воспитывать ребенка левшу? На что обращать внимание?

До сих пор никто из ученых не может ответить однозначно, почему правшей больше, чем левшей. Наши ближайшие родственники – шимпанзе одинаково справляются при необходимости и правой и левой руками. Это говорит о том, что наши действия и предпочтения в движениях напрямую зависят от нашего мозга.

Люди левши и правши одновременно, одинаково владеют предметами и очень быстро приспосабливаются, перестраиваясь, если это необходимо. Но если малыш левша, то позаботиться о его комфорте придется вам. Прежде всего, необходимо обзавестись предметами для этой категории людей, посетив специализированный магазин и приобретя все самое необходимое. Самым неудобным в обиходе ребенка вещью станут для него ножницы, но карандаши, ручки или фломастеры тоже могут стать предметом преткновения в пользовании.

Родители левшей обязательно должны обратить внимание на то, как их ребенок ориентируется в пространстве, и, заметив проблемы с этим, немедленно обратиться за консультацией к врачу. Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития. Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития

Психология правши и левши отличается, а поэтому только специалист определить, какие условия и как вы должны создать для дальнейшего нормального развития.

Врачи не рекомендуют таким детям больших физических нагрузок, хотя, по статистике, именно левши достигают в игровых видах спорта значительных успехов и результатов, поскольку являются «неудобными» для противника. Так же отмечено, что люди с доминирующим правым полушарием, обладают невероятными данными в области точных наук. Именно из таких детей выросли знаменитые гениальные математики, известные физики – Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Джеймс Максвелл.

Левша или правша ребенок – это не важно, если вы вовремя и правильно смогли подойти к этой проблеме. Самое главное – не давайте малышу понимать, что он не такой, как все, и с ним что-то ненормально

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком

Подготовьте несколько коробков. В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Особенности леворуких детей

Ребенок-левша обычно имеет особенности развития. Особенности леворуких детей состоят в том, что они – творчески одаренные, активные, способные усваивать большие объемы информации. Но, ввиду нестандартного развития полушарий, не могут эту информацию сполна обработать. Сегодня есть методики, позволяющие развивать полушария специально, что обеспечит улучшенное восприятие информации, способствует ее запоминанию, обработке. Для ребенка-левши это возможность достичь хороших успехов в учебе. Ментальная арифметика – один из способов стимуляции развития полушарий. Он показан детям в возрасте пяти лет и старше. Особенность занятий состоит в том, что проводятся они в игровой форме, а значит, не вызывают отрицательных эмоций и усталости, но отличаются невероятными результатами.

Леворукость и генетика

Многие животные отдают предпочтение той или иной стороне тела: семь из десяти шимпанзе — правши, но почти все кенгуру — левши. Что касается человека, то предпочтения в смысле правой или левой руки закладываются уже к восьмой неделе беременности, а с тринадцатой недели плод предпочитает сосать либо правый, либо левый большой палец. Окончательно дети определяются с ведущей рукой примерно в то же время, когда учатся говорить — в возрасте около четырёх лет. Кстати, научное название леворукости — синистральность. Хотя его, будем справедливы, никто особенно не использует.

Гены могут влиять на праворукость и леворукость, но не то чтобы сильно. Так, учёные выделили как минимум ген PCSK6, связанный с превращением шара из одинаково ориентированных клеток в эмбрион с различимыми правой и левой стороной. Но тот факт, что только 25 % детей, у которых оба родителя левши, будут действовать в основном левой рукой, позволяет говорить о значительном влиянии воспитания, среды и прочих негенетических факторов.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться

Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем

В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если в подростковом возрасте не можешь выбрать профессию?

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Как определить ребёнок левша или правша?

Пучеглазова Елена Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ № 46 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой. Чтобы вашему ребёнку было легче овладеть навыками письма, проведите тест для определения преобладающей руки у ребёнка, ответив на простые вопросы.

1. Ваш ребёнок рисует:

а) правой рукой;

б) левой;

в) обеими руками.

2. Ложку он держит обычно в:

а) правой;

б) левой;

в) любой руке.

3. Работать с ножницами в левой руке:

а) абсолютно не может;

б) у него замечательно получается;

в) ему всё равно, в какой руке ножницы.

4. Играя в мяч, Ваш ребёнок будет ловить его:

а) правой;

б) левой;

в) попеременно обеими руками,

5. Обычно телефонную трубку он поднимает:

а) правой;

б) левой;

в) каждый раз разными руками.

6. Ваш ребёнок рисует или пишет зеркальным образом, переворачивая изображение в другую сторону:

а) никогда;

б) часто;

в) редко.

7. В игре с кубиками, конструктором чаще использует:

а) правую руку;

б) левую руку;

в) обе руки в равной степени.

8. При аплодисментах более активна:

а) правая;

б) левая;

в) обе руки.

9. Переплетая пальцы в замок, большой палец правой руки у него оказывается:

а) всегда сверху;

б) всегда снизу;

в) каждый раз по-разному.

10. Ваш ребёнок раскручивает пузырёк:

а) правой;

б) левой;

в) обеими руками

Если количество «+» преобладает в строке (а), то Вашего ребенка можно назвать «правшой». Впоследствии его правая рука будет, как и сейчас доминирующей.

Если количество «+» преобладает в строке (б), то Ваш ребенок – левша.

Если количество «+» одинаково в строках (а) и (б) или преобладает в строке (в), то это свидетельствует о наличии двурукости (амбидекстрии). Ваш ребенок одинаково хорошо владеет как правой рукой, так и левой. Советуем не переучивать ребенка ни в каком из трех случаев.

Как заниматься с ребёнком левшой

Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное  владение рукой зависит от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям.

Переучивание ребенка влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость, невротические реакции, заикание).

У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

Развить мелкую моторику левой руки помогут следующие упражнения:

– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

– запускать пальцами мелкие «волчки»;

– разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

– сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»;

– делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

– барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

– махать в воздухе только пальцами;

– собирать все пальцы в щепотку;

– нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

– завязывать узелки на шнурке, веревке;

– застегивать (расстегивать) пуговицы;

– играть с конструктором, мозаикой;

– складывать матрешки;

– рисовать в воздухе;

– мять руками поролоновые шарики, губки;

– рисовать, раскрашивать, штриховать;

– резать (вырезать) ножницами;

– плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

– шить, вышивать, вязать;

Как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений

Родителям такого ребенка важно не подчеркивать его особенности и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить

Литература

1. Бачина  О. В,  Самородова  Л. Н.  Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи – Москва,  «ТЦ Сфера», 2009.

2. Хасанов А. Е.  Тесты для родителей – Минск, Харвест, 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Какая мама нужна ребёнку?

Если ребенок чего-то боится. Что делать?

Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Восприятие информации детьми

Как понять, что ребенок левша: тест

Для более точных результатов теста положите предмет на середину стола, а сами садитесь напротив ребенка.

  • Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

  • В какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования?

  • Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

  • Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

  • Попросите смастерить цепочку из скрепок. Какая рука будет активнее?

  • Попросите построить колодец из спичек. Какой рукой он выполняет преимущественно все действия?

  • Предложите несколько раз бросить мяч в намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?

  • Пусть ребенок вырежет ножницами какой-то предмет. В какой руке он держит ножницы?

  • Попросите малыша открыть и закрыть пузырьки с закручивающимися крышками. Какой рукой он будет крутить крышку? 

  • Положите в стакан мелкие пуговицы и попросите ребенка ложкой доставать их по одной. В какой руке он будет держать ложку?

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он — от природы левша.

Плюсы, минусы, подводные камни

В 1996 году исследователи из Гарвардской медицинской школы обнаружили, что хирурги-ортопеды, библиотекари и математики были в основном правшами, в то время как адвокаты и архитекторы — скорее левшами. И, кстати, четверть астронавтов космической программы «Аполлон» в основном действовали левой рукой, так что, возможно, у левшей есть необъяснимая тяга к космосу. Очень может быть, что левши лучше боксируют. Или, что вероятнее, находятся в более выигрышном положении на ринге, потому что правши привыкли драться с правшами: лёгкая дезориентация противника, связанная с заторможенностью реакции, обеспечивает левшам в боксе конкурентное преимущество.

Левши менее склонны к артриту и язве и, возможно, способны быстрее восстанавливаться после инсультов за счёт меньшей восприимчивости мозга к типичным для состояния повреждениям. Левши реже попадают в аварии на дорогах и в целом ездят более аккуратно. А ещё они лучше приспособлены к условиям высокой конкуренции. Наконец, левши пишут более разборчиво правой рукой, чем правши левой.

Есть и более тревожные данные: когда исследователи из Йельского университета опрашивали пациентов психиатрической клиники, 40 % из тех, у кого была диагностирована шизофрения или шизоаффективное расстройство, признались, что пишут левой рукой. А исследование 2007 года показало, что у левшей выше риск рака молочной железы, особенно в период после менопаузы. А ещё у них, по всей видимости, чаще диагностируют синдром беспокойных ног и другие двигательные нарушения сна. При этом зарплаты левшей на 10–20 % ниже, чем у правшей на тех же позициях.

Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.

ФОТОГРАФИИ: Ofakind

Миф о гениальности

Склонность левшей к творчеству — миф, основанный на исследовании 1995 года, которое показало, что левши прокручивают в голове больше вариантов решения проблемы. К творчеству это, впрочем, не имеет никакого отношения. Что касается скорости обработки информации, то новые исследования показывают, что между левшами и правшами не такая уж большая разница — когнитивные способности и языковое развитие и у тех и у других оказываются сопоставимы. А вот если доминантной руки нет, то с этим могут быть небольшие трудности.

Кстати, история о том, что у левшей и правшей разные доминирующие полушария мозга, тоже миф. Хотя это правда, что правое полушарие контролирует левую сторону тела, а левое полушарие — правую сторону тела (как верно и то, что полушария имеют специфические функции), мозг левшей не перевёрнут. Просто потому, что две половинки, соединённые сплетением нервных волокон (мозолистым телом), не работают изолированно. На самом деле 70 % левшей обрабатывают речь в левом полушарии, как и правши.

Тест — Как определить ребенка левшу

Оказывается, леворукость и левшество — не одно и то же.

Леворукость — это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки.

Если говорить языком нейропсихологов, леворукость — внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (навсегда или временно) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Левшество — проявление неизменного, устойчивого типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека.

Очень часто у детей леворукость оказывается временным признаком, который отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимоотношений. Со временем доминантность того или иного полушария мозга закрепиться, и ребенок окончательно определиться с рабочей рукой.

Родители наслышаны об особенностях развития левшей, об их талантливости в различных областях человеческой деятельности. И, пока ребенок мал, с волнением присматриваются, какой рукой ребенок действует чаще, кто же он — левша или правша? Как определить ребенка левшу?

Практические советы (левши делятся опытом):

Компьютер

Конечно, проще всего приобрести специальную мышку и клавиатуру с “левым” расположением клавиш. Но такие клавиатуры очень трудно найти. В Россию они привозятся только последних моделей и стоят естественно не дешево. Поэтому на самой обыкновенной двух или трех кнопочной мышке достаточно изменить функции клавиш. Делается это элементарно при подключении. А вот клавиатуру самостоятельно изменить практически невозможно. Единственное, что вы можете сделать для ускорения работы – это перенести некоторые функциональные клавиши и цифры под правую руку.

Автомобиль

Для левшей гораздо удобнее автомобиль с левым расположением руля или с автоматической коробкой передач. Но в принципе и к обычному автомобилю с правым расположением руля легко привыкнуть. Конечно на первых порах, пока вы за рулем ученик, могут возникнуть некоторые трудности. Ведь вы привыкли всю основную работу делать левой рукой. А тут вам придется правой рукой одновременно и без заминок выполнять целый ряд операций. Именно поэтому считается, что у левшей за рулем несколько замедленная реакция.

Письменный стол

Основное правило расположения рабочего места – “чтобы свет падал слева”, для левшей не подходит. Им письменный стол необходимо размещать таким образом, чтобы источник света располагался с правой стороны. Кстати, письменный стол левши по расположению всех предметов – это зеркальное отражение стола правши.

Кухня

У хорошей хозяйки все необходимое всегда располагается под рукой. Только у вас это должно находиться не как у всех, а с противоположной стороны. Так, например, разделочные доски лучше приобретать симметричные или двухсторонние. Стандартные деревянные доски с ручкой и рисунком с одной стороны очень неудобны в обращении. У вас ручка будет располагаться не с боку, а на рабочей поверхности. Ведь вы режете не слева на право. Нежелательно приобретать всевозможные ручные миксеры, мясорубки и измельчители. С их помощью вы не только не ускорите, а, наоборот, существенно замедлите процесс готовки.

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Что делать, если ребенок – левша?

Ученые давно не считают леворукость и праворукость факторами, которые следует пытаться поменять. Не имеет значения правша или левша ребенок – это его личная особенность, а не недостаток.

Важно:

  1. Левшу нужно воспитывать в доброжелательной и спокойной атмосфере, чтобы не провоцировать развитие неврозов из-за повышенной чувствительности и впечатлительности ребенка.
  2. При поступлении в школу желательно найти педагога, который знаком с методиками обучения левшей.
  3. Для облегчения жизни малыша сейчас можно приобретать ручки, ножницы и другие инструменты для леворуких.

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Канули в лету те времена, когда ответ на вопрос стоит ли переучивать ребенка-левшу был положительным. Можно вынудить ребенка-левшу писать и есть правой рукой, но никакие ухищрения не сделают ведущим другое полушарие мозга. Переучивание левши может привести к нарушению психологического равновесия у ребенка – он станет нервным, плаксивым, капризным. Другие возможные негативные последствия переучивания левши – появление навязчивых движений, тиков, энуреза, заикания, нарушения сна, памяти, аппетита.

У левшества есть некоторые недостатки, но они с лихвой компенсируются положительными моментами. К примеру, ребенок-левша часто осваивает речь позднее правши, зато он говорит сразу развернутыми осознанными предложениями. Читать левши тоже начинают несколько позднее – навык развивается только тогда, когда ребенок осваивает чтение слова целиком, а не по слогам. Развитие левши идет не линейно, а скачками – после застоя наблюдается резкий скачок.

Как учить писать ребенка левшу?

Ответ на вопрос как научить ребенка левшу писать должен давать педагог, который будет его обучать

Поэтому очень важно выбрать для ребенка-левши такого первого учителя, который отнесется к этой нестандартности спокойно, не будет как-то выделять малыша, и при этом будет обладать навыками работы с леворукими детьми. Левшу очень важно правильно посадить за партой, выставить ему свет, научить держать ручку и писать так, чтобы не свозились уже написанные буквы. Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо

Ребенок-левша долго путает написание похожих букв, отображает буквы зеркально – к этому нужно относиться терпеливо.

Основная задача родителей при подготовке к письму – заниматься развитием мелкой моторики ребенка, тогда ему будет легче научиться этому навыку

Крайне важно поддерживать маленького левшу, которому часто умение писать дается труднее, чем правше. При выполнении домашних заданий нельзя проявлять нетерпение из-за медлительности ребенка – он не способен физически писать быстро. Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач

Зато через 2-3 года, когда первые трудности будут позади, ребенок начнет радовать своих родителей и учителей необычным подходом к решению школьных и жизненных задач.

Найдите описание своего типа ниже:

ПППП – Человек ориентируется на определенные стереотипы поведения, общепринятые нормы. Он скорее всего консервативен, стабилен, с устойчивым поведением.

ПППЛ – Человек – консерватор, но со слабым темпераментом, нерешительный.

ППЛП – Решительный, активный, темпераментный человек, обладающий артистизмом и некоторым кокетством. В общении с ним необходимы юмор и решительность, т.к. он не воспринимает слабые типы.

ППЛЛ – Редко встречающийся тип характера: самостоятелен, артистичен, мягог, с чувством юмора и некоторым кокетством в поведении. Обладает противоречивостью: нерешительность – твердость; контактность – медленность привыкания.

ПЛПП – Тип характера – деловой, сочетающий в себе аналитический склад и мягкость. Характерен для «»деловых женщин»

Им характерна: избегание конфликтов «в лоб», расчет, осторожность, холодность, терпимость, «вязкость в отношениях» (медленное привыкание и замедленность в развитии отношений)

ПЛПЛ – Очень редко встречающийся и самый слабый тип характера женщин. Беззащитность, слабость, подверженность влиянию.

ПЛЛП – Чаще встречается у женщин: любит новые впечатления, непостоянна, не любит конфликты, эмоционально медлительна и томна. В общенни проста и смела, легко меняет тип поведения.

ПЛЛЛ – Непостоянный и независимый тип характера. Аналитик. Встречается нечасто.

ЛППП – Хорошо адаптирующийся тип к самым разным обстоятельствам. Эмоционален (у мужчин скорее — флегматичен), но недостаточно настойчив (проявляется в важных вопросах жизни – брак, образование ит.п.), подвержен влиянию других. Легко сходится с другими типами характеров.

ЛППЛ – Тип «маленькой королевы» (короля)

Мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность, требует тщательного к себе отношения

ЛПЛП – Сильный тип характера. Его трудно убедить в чем либо. Настойчивость иногда бывает излишней – человек «зацикливается» на второстепенных целях. Индивидуальность ярко выражена, энергичность, способность преодолевать трудности

Не всегда принимает во внимание чужую точку зрения, некоторый консерватизм. Не любит инфантильности в других. ЛПЛЛ – Человек, обладающий сильным, но ненавязчивым характером

Убеждению поддается с трудом. Внутренне может быть агрессивным, но внешне прикрыт мягкостью и эмоциональностью. Быстро вступает во взаимодействие, но медленно приходит к взаимопониманию

ЛПЛЛ – Человек, обладающий сильным, но ненавязчивым характером. Убеждению поддается с трудом. Внутренне может быть агрессивным, но внешне прикрыт мягкостью и эмоциональностью. Быстро вступает во взаимодействие, но медленно приходит к взаимопониманию.

ЛЛПП – Для человека данного типа характерна дружелюбность и простота. Но присутствует некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – Этот редкий тип встречается лишь у 1% женщин, для мужчин практически не характерен. Основные черты: мягкость, доверчивость, простодушие.

ЛЛЛП – Основная черта: решительность в сочетании с эмоциональностью. Энергичность, но некоторая разбросанность приводит к принятию непродуманных, эмоционально окрашенных решений. Поэтому общаясь с таким типом людей неплохо включать дополнительные «тормозные механизмы».

ЛЛЛЛ – Тип, не приемлющий консерватизма, способен по новому смотреть на вещи. Высокая эмоциональность. Не чужд эгоизма, индивидуализма и упрямства, иногда проявляет замкнутость.

Подводим итоги

Итак, воспитание, обучение ребенка левши требуют от родителей и педагогов терпения. В любом случае, леворукий ребенок не должен становится изгоем, он болезненнее, чем правши, переживает негативное отношение. Неудачные ситуации надо меньше драматизировать, а успехам радоваться эмоциональнее.

Ребенок левша – особенности воспитания (советы взрослым):

Чаще хвалите за успехи, не позволяйте чувствовать себя обделенным вниманием.
Помогайте развивать левую руку для успешного овладения письмом, занятий спортом.
Предлагайте пользоваться специальной ручкой, ножницами, линейкой для левшей.
Ребенку с музыкальными способностями можно приобрести гитару для леворуких.

Левше надо организовать несколько иной ритм подготовки к школе. Предлагаем видео, подготовленное Союзом педиатров России. Профессиональный медицинский психолог рассказывает об особенностях леворуких и предлагает упражнения для развития навыков, делающих обучение таких детей более успешным.

Еще раз подчеркнем важность для левши развития мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, лепки, конструирования, аппликации. Занятия, доставляющие радость, становятся отличным стимулом для благожелательного отношения ребенка к будущему обучению

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий