Как научить ребенка дружить с другими детьми

7 способов научить ребенка дружить

Много факторов, которые помогут научить ребёнка дружить.

  • Каждая личность хочет быть хорошим. Это заложено на генетическом уровне. Ребёнку нравится, когда его хвалят.
  • Человек в любом возрасте хочется жить в коллективе, социуме.
  • Дети зависимы от взрослых, поэтому для них правильно всё, что говорят и делают родители.

Упор делается на желание быть хорошим, жить в коллективе и на авторитет родителей. Способы, которые помогут детям наладить отношения, найти хорошего друга, научиться общаться в детском коллективе.

Первый способ. Научить знакомиться.

Чтобы подружиться, вначале надо познакомиться. Надо проводить ролевые игры, как игрушки знакомятся друг с другом. Они представляются, называют имена, приглашают в гости, делятся игрушками. Одна из игрушек отказывается играть. Создаётся ситуация, которая решается по ходу игры.

Второй способ. Стать примером для подражания.

Люди очень разные. Многие молодые родители живут уединённо, часто сидят, уткнувшись в экран компьютера или телефона. В домашних разговорах плохо отзываются об окружающих людях. Ребёнок копирует поведение родителей. О дружбе не может быть и речи. В какой-то период начнёт критиковать родителей. Напряжённое отношение в семье.

Надо изменить модель поведения. Приглашать друзей, ходить в гости. Познакомить детей и организовать совместные игры. Такая жизнь поможет научить ребёнка дружить.

Третий способ. Читать детские книги о настоящей дружбе, смотреть мультфильмы.

Домашнее чтение с последующим обсуждением – это самый эффективный способ воспитания, который применяли ещё в дореволюционной России. Воображаемый мир с интересными приключениями, где добро побеждает зло. Ради дружбы персонажи готовы на подвиги.

Просмотр мультфильмов – любимое занятие малышей. Предприимчивые производители выпускают серии игрушек по сюжету разных мультипликационных фильмов. Если просмотреть вместе с малышом фильм и поговорить о том, как надо дружить, родительский авторитет поможет ребёнку освоить урок. Можно сыграть в ролевую игру с игрушками-персонажами из мультфильма.

Четвёртый способ. Увеличить пространство для самостоятельного общения.

Ребёнок один на один окажется со своими одногодками. Ему нужна опора, защита, поддержка в такой ситуации. Малыш невольно начнёт искать такую личность среди окружающих детей. При правильном направлении и сам будет стараться оберегать своего друга, поддерживать. Научится дружить со сверстниками.

Пятый способ. Совместные игры.

Роль игры в жизни маленького человечка огромна. Детская площадка – место для начала настоящих дружеских отношений. После совместных игр каждый поймёт, что одному играть неинтересно. С друзьями весело и хорошо. Главное, помочь правильно организовать игру.

Шестой способ. Надо поддерживать общение.

Если ребёнок выбрал для себя друга, нужно помочь ему поддерживать эту дружбу. Слушать его рассказы о совместных играх, хвалить. Устраивать детские праздники с приглашением друзей в гости. В случае, когда ребёнок ни с кем не может подружиться, приглашение в гости ровесников – это хорошая идея.

Седьмой способ. Научить быть хорошим.

Это просто. Нужно всем помогать во всём, быть добрым и вежливым. Тогда дети захотят вместе играть.

Благополучие ребёнка во многом зависит от родителей.



Почему возникают проблемы при общении: правила дружбы детей

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он «отрывается» от родителей и начинает искать контакт с другими детьми. Его взаимоотношения складываются на основе тех навыков общения, которыми он владеет на данный момент, то есть тех, которые он получил, общаясь с родителями.

Движение наружу представляет собой агрессивные потребности, связанные с выходом из внутреннего мира во внешний. Они необходимы для защиты собственного личностного пространства и завоевания новых территорий, расширения возможностей, получения навыков. Человек может выражать агрессию, но в корректной форме. Если девочка бьет соседа по песочнице совком по лицу – это не лучший способ выражения потребности. 

Человек должен уметь проявлять свои агрессивные потребности. Когда этот навык у него отсутствует, энергия остается внутри и его ожидают два пути. Либо он начинает выпускать ее, проявляя гнев. Либо она накапливается и приводит к хроническим болезням, неудовлетворенности собой и судьбой.

При движении вовнутрь человек получает что-то хорошее, что ему необходимо. Что это может быть? Например, любовь. Ее нужно уметь принимать, а для этого впускать в себя и принимать другого человека.

В процессе общения ребенок учится выпускать эмоции, впускать в свой внутренний мир других людей

Или, наоборот, закрываться от них.  Для него важно научится как принимать любовь и восхищение, так и уметь постоять за себя. Со временем он должен понимать, когда открывать границы и впускать кого-то или что-то, а когда закрывать

Модели поведения детей

У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.

Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер — независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор — доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают заботиться о других. Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.

Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.

Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.

Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.

Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.

Модель «Сам себе конкурент». Такие дети — маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом

Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.

Как научить ребенка играть со сверстниками?

Как организовать игры разновозрастным детям мы рассказали, но как научить ребенка играть со своими сверстниками?

Когда младенцы начинают ползать, с интересом ползут друг к другу, протягивают ручки, угощают сосками, целуются. Конечно, это далеко не игры, но уже способы проявления коммуникативных навыков. 

Дети, которым исполнился год, вполне осознанно проявляют интерес к другим ровесникам, начинают вместе играть игрушками, возятся в песочнице. 

Такой возраст тоже сложен для игр. Психика и навыки общения у погодок находятся в состоянии развития, каждый думает о своем, воспринимает мир по-своему.

В возрасте двух лет игра становится осознанной. Дети готовы проводить время вместе, они умеют пользоваться игрушками, различными предметами, владеют игровыми навыками. 

Например, малыши могут совместно построить дом из кубиков, нагрузить машину игрушками или песком, увезти в нужное место и выгрузить, накормить мишек и кукол, поиграть в мяч, покататься на санках. 

Конфликты у двухгодовалых детей могут возникать в основном из-за игрушек. Поэтому если у вашего малыша есть игрушка, с которой он не готов расстаться даже на время, не берите ее в групповые игры. Так вы убережете психику ребенка, свою и спасете игрушку.

В три года человек уже ощущает себя личностью, в играх старается показать себя с разных сторон, выделиться. Трехлетние дети начинают осознавать место в обществе (этому способствует возрастной кризис 3-лет), поэтому в играх появляются ролевые компоненты, элементы подражания, воспроизводятся жизненные ситуации.

В этом возрасте хорошо начинать обучение через игры. Дети готовы воспринимать информацию, осознавать и применять в жизни. Помимо каких-то общих обучающих моментов желательно вводить правила этикета, поведения на дороге, в общественных местах и т.д. Учить жизни можно через придумывание историй. 

Например, расскажите детям историю «Про мальчика, который не хотел дружить со светофором», поделитесь сказкой о жадной принцессе или сердитом короле. Пусть сказочные и игровые ситуации ребята учатся переносить в жизнь. 

Детям постарше можно придумывать задания серьезнее, преподносить в игровой форме и обучать конкретным навыкам. Например, если мальчики любят играть в «войнушку» (а они всегда любят в нее играть), а девочек не берут, расскажите бойцам, что девочки могут быть санитарками и бинтовать раненых.

Игра «в магазин» помогает развивать коммуникативные навыки, мышление, учит считать деньги и рекламировать товар. Игра в кафе – придумывать рецепты, готовить и подавать блюда. 

Игра в салон красоты позволит выявить среди девочек будущих бьюти-мастеров, в больницу – ставить диагнозы и лечить, в школу – учить разным предметам. Пригласите кого-то из детей, кто сыграет блогера, осветит репортаж в социальной сети. 

Современный мир изобилует новыми профессиями. Подобные жизненные игры всегда интересны детям, со стороны же напоминают профориентацию среди малышей.

Чтобы привлечь сыну или дочери интерес к общественной жизни, совместным играм с другими детьми, практикуйте ежедневно ситуации, которые помогут сотрудничать и общаться. Например, всегда давайте малышам посильные задания, привлекайте к домашней работе, придумывайте игры и конкурсы.

Например, попросите сына составить вымытую обувь на этажерку, а дочку – повесить выстиранное белье. Устройте конкурс «кто быстрее приберется в комнате» со сладкими призами, обязательно похвалите за проделанную работу. 

Ребенок будет выполнять поручение и одновременно ощутит соревновательный, командный дух, а слова благодарности помогут поверить в то, что он приносит пользу и помогает семье.

Малыш, который не боится выполнять домашние поручения, хорошо адаптируется в социуме и устанавливает контакт с детьми. Активная деятельность дает некое преимущество перед другими: он может поделиться опытом и рассказать, чем занимается дома и как помогает маме.  

Начинайте с маленьких игровых ролей, затем поручайте детям ответственные дела: быть ведущим, распределить игроков, собрать информацию, раздать игрушки или игровые элементы, подвести итоги, вручить призы. 

Ребенок, овладевший подобными навыками, становится лидером компании, заводилой в играх. Такому не составит труда влиться в компанию детей и присоединится к их деятельности.

Вспомните себя, ведь если вам не нравится с кем-то общаться и проводить время, вы не станете этого делать. Зачем же принуждать маленьких людей? Они тоже чувствуют друг друга и со временем решат, с кем будут играть, а с кем нет. Уважайте выбор ребенка и поддерживайте его.

Признаки проблемы

Невозможно точно предугадать, возникнут ли у чада проблемы с социальной адаптацией. Но некоторые предпосылки можно заметить, если малыш:

  • Не тянется к детям. Некоторым деткам комфортно играть одним — они спокойно сидят в песочнице или весело катаются с горки, но не пытаются с кем-то познакомиться. Возможно, маленький дошкольник — интроверт по складу характера;
  • Является зачинщиком ссор. Активные дети- экстраверты нередко переводят простые недоразумения в конфликт, особенно если их балуют дома. Не зная ни в чем отказа, они отбирают игрушки у других детей, толкают их, обзывают;
  • Боится других детей. Привыкший видеться только со взрослыми малыш прячется за маму, игнорирует предложения поиграть.

Эти нюансы поведения можно скорректировать: рассказать о приятных моментах дружбы, о том, что обижать друзей нельзя, как и заискивать перед ними, буквально выпрашивая симпатию.

В детском саду информацию придется узнавать от воспитателя: сам малыш может скрывать от родителей, что его дразнят из-за полноты, картавости, других особенностей.

Что нельзя делать при обучении детей общению со сверстниками?

Мы рассмотрели полезные методики, с помощью которых вы можете помочь ребенку разобраться в отношениях с друзьями. А теперь поговорим о вредных способах разрешения конфликтов. Если у вашего малыша возникли проблемы с дружбой, никогда не делайте следующего.

Не считайте своего ребенка по умолчанию жертвой. Конечно, вы любите своего малыша больше всех на свете. Естественно, вам хочется занять его сторону в конфликтной ситуации с другими детьми. Однако помните, что ребенок рассказывает вам свою версию событий, в которой может немного приукрасить злодейства обидчиков и «забыть» упомянуть о некоторых своих словах и действиях. Задавая вопросы, постарайтесь восстановить картину целиком, чтобы принять взвешенное решение.

Не принуждайте ребенка помириться с друзьями или поменять их. Помогите малышу проанализировать особенности общения разных детей со сверстниками, взвесить плюсы и минусы дружбы с ними. Сделайте все необходимое, чтобы он смог принять самостоятельное решение, но не указывайте ему, с кем дружить.

Не пытайтесь исправить сломавшуюся дружбу самостоятельно. Часто взрослые считают, что лучше и эффективнее справятся с проблемой, ведь они гораздо мудрее и опытнее малыша. Мамы и папы идут на серьезный разговор к родителям другого ребенка или даже напрямую обращаются к нему, чтобы объяснить, как правильно дружить. Ваши решительные действия могут сделать ситуацию еще хуже. Если у вас нет весомых оснований считать, что малыш стал жертвой буллинга (физической или психологической травли со стороны сверстников), не вмешивайтесь, дайте ребенку разобраться со всем самому.

Не предлагайте ребенку морально уничтожить «обидчика». Иногда родители рекомендуют малышу жестко ответить на обиду. Вот несколько вредных советов, которые дают мамы по поводу общения детей дошкольного возраста со сверстниками: придумать унизительную кличку, высмеять перед всеми, раскрыть секрет, опорочить, сочинив некрасивую историю. Не делайте так! Вы можете нанести тяжелую психологическую травму другому ребенку, которая повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, интриганство — оружие, которое не всегда удается контролировать, и оно может больно ударить по вашему малышу.

Не предлагайте разобраться по-мужски. Если друг оказался вдруг, некоторые папы советуют ответить на обиду физически. При этом звучат правильные слова «постоять за себя», «защитить честь», «дать отпор» и другие. Утихомирьте в себе дуэлянта и учите малыша решать проблемы дипломатическими, а не силовыми методами — кулаками дружбы не построить.

Не игнорируйте жалобы малыша

Учитесь вовремя выявлять реальные проблемы, в особенности обращайте внимание на ситуации, когда постоянно возникают конфликты с одним и тем же ребенком. Чтобы во всем разобраться, поговорите с воспитателем или с другим взрослым, кто присутствовал при этом.

Как помочь тем детям, кому сложно найти друзей

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос общительным, имел хороших, надежных друзей и не был одинок. Но что делать, если сын или дочь тяжело идут на контакт?

Если ваш малыш застенчивый и стеснительный, сделайте все возможное, чтобы он почувствовал свою уверенность. Больше времени проводите вместе, хвалите за достижения, цените каждую новую идею. На своем примере показывайте, как это здорово – иметь друзей. Если у родителей есть друзья, то и ребенок будет тянуться к общению.

Существует категория назойливых детей, которые всеми способами хотят привлечь к себе внимание сверстников. Если сын навязывает другому ребенку игрушки, требует поиграть вместе, возможно, у него занижена самооценка

Проанализируйте свое отношение к ребенку: возможно, вы покупаете его внимание подарками. Постарайтесь донести, что вы любите его таким, какой он есть. Помогите почувствовать свою самодостаточность и уверенность в себе.

Если дети не могут найти общий язык со сверстниками, постоянно становятся инициаторами ссор, это может быть причиной скрытых психологических проблем. Старайтесь чаще разговаривать с сыном или дочерью, анализируйте их поступки вместе, ищите пути выхода из конфликтных ситуаций. Если ничего не помогает, стоит обратиться к детскому психологу, чтобы не запустить ситуацию.

Если ребенок не хочет делиться своими игрушками, это не означает, что вы растите жадного человека

Часто родителям важно завоевать хорошее мнение других родителей, поэтому они заставляют детей отдавать свои игрушки другим малышам. Ваш ребенок поймет, что вы не на его стороне, и это обязательно скажется негативным образом на ваших дальнейших отношениях

Малыш сам волен распоряжаться своими игрушками, и родители не имеют права командовать, как ему поступать.

В жизни каждого человека друзья играют важную роль, и с детства нужно учить налаживать межличностные отношения. Поддерживайте детей, будьте рядом, но давайте возможность им самим делать выводы и выбирать себе друзей.

Если возникают трудности

Как быть родителям, если своевременно опыт общения ребёнком не получен? Если отношения со сверстниками никак не складываются? Если индивидуальные особенности их сына или дочки – тревожность, агрессивность, замкнутость, плаксивость, обидчивость – препятствуют общению с другими людьми? В таком случае существует несколько путей решения.

Во-первых, никогда не поздно начать поощрять дружбу между детьми, разговаривать с ребёнком, расширять сферу его общения и смотреть вместе с ним фильмы о дружбе, то есть использовать те три способа, о которых шла речь выше

Важно понимать, чем старше становятся дети, тем тоньше и аккуратней приходится действовать родителям и тем больше вероятность столкнутся с сопротивлением сына или дочери. При этом важна постепенность и добровольное согласие ребёнка

Во-вторых, если у ребёнка возникают действительно серьёзные трудности в общении с другими детьми, стоит обратиться за помощью к специалистам: проконсультироваться со школьным психологом, записать чадо на занятия по развитию коммуникативных навыков. Этот вариант намного лучше и гуманней, чем надеяться на то, что он вырастет и сам во всём разберётся.

Стоит ли пояснять, что самые верные друзья сопровождают человека с детства. Совместно пережитые в отрочестве приключения, шалости, невзгоды являются тем клеем, который поддерживает отношения людей на протяжении всей жизни. Не говоря уж о том, что детская дружба между девочкой и мальчиком нередко вытекает в крепкий семейный союз. Большинство взрослых людей признаются, что обзавелись друзьями в школьные и юношеские годы. Очень мало кто устанавливает близкие товарищеские взаимоотношения в возрасте старше 30 лет, так как в эти годы человек сосредоточен на семье, карьере, воспитании детей, поддержании здоровья. И это ещё одна веская причина, чтобы как можно раньше начать развивать у ребёнка умение дружить.

Выбор друзей

Возраст подростка – это возраст познания себя, а, не познав себя, не поймешь и того, с кем тебе хочется дружить, с кем интересно. Помогайте ему в этом познании.

Общеизвестная, хоть и заезженная с древнегреческих времен, фраза: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты» актуально и точно передает принцип выбора близкого по духу человека и выстраивания с ним дружеских взаимоотношений.

Необходимо помочь ребенку освоить умение «посмотреть на ситуацию со стороны или как бы с высоты», чтобы научить его:

  • Распознавать знаковые поступки человека – отличать признаки предательства от шалостей и баловства, системные ошибки от случайных недоразумений.
  • Объективно, а не субъективно – только «от себя», оценивать человека и его поступки, с учетом всех предпосылок и последствий этих поступков.
  • Не придавать значения не знаковым, не принципиальным недостаткам в характере человека, с которыми можно мириться.

Учась отделять значимое от незначительного в характере и поступках человека, ребенок будет осваивать принципы выбора друга и науку построения дружбы:

  • Быть снисходительным к недостаткам;
  • уметь прощать случайные ошибки;
  • выделять в человеке достоинства;
  • уважать человека за то лучшее, что в нем есть.

На этом этапе ребенок должен понять, что друг не должен, да и не может быть одинаковым с ним в деталях характера, таких как темперамент, что с другом можно отличаться и при этом уживаться.

Как научить ребенка общаться со сверстниками

Умение дружить – качество, которое необходимо любому ребенку и взрослому

Важно научить ребенка понимать, что у другого человека могут быть другие взгляды и другие потребности. Различия делают отношения более яркими и интересными, и в них должны быть не только общие интересы, но и разногласия

Доброта и приветливость хороши только на первом этапе отношений. За ним могут последовать серьезные разногласия и даже конфликты. Это нормально, так как все люди разные и необходимо научиться уважать чужие потребности, и уметь отстаивать свои.

Чтобы малыш мог нормально общаться со сверстниками, родителям следует самим научиться выражать эмоции, предъявлять потребности, не игнорировать собственные желания и чувства. Только способность родителей выражать и реализовывать свои потребности, поможет ребенку научиться корректно выражать его желания и стремления. Родители становятся для своих детей своеобразным «тренажером», благодаря которому малыш учиться осуществлять защиту и просить о помощи, когда это необходимо.

Если ребенок вырос в семье, где у родителей много друзей, а в доме часто бывают гости, как правило, он растет открытым и общительным. Но никогда не будет лишним рассказать о том, что такое дружба, как вы помогаете друзьям или они помогают вам.

Ребенок любит петь, рисовать, ему нравятся танцы или футбол? Тогда стоит его записать в секцию или детскую студию, где он встретит детей с такими же интересами и ему легче будет найти друзей.

Поговорите с ребенком, узнайте все ли его устраивает в отношениях со сверстниками, что он хотел бы изменить. Подскажите ему, что друзья

  • всегда говорят правду, даже если она неприятна;
  • прощают, даже если ты виноват;
  • принимают, несмотря на недостатки.

Ребенку необходимо показать разные модели поведения, которые помогут ему приобрести друзей, сохранить дружбу и не потерять свое «я». Ведь дети не любят н тех, кто слишком заносчив, но и не уважают тех, кто не может за себя постоять. Его отношения со сверстниками будут вытекать из отношений с вами. Ведь до 4 лет дети, играя, повторяют в той или иной степени действия родителей, и лишь к 5-6 годам усложняют игры.

В этом возрасте они начинают ценить оригинальность, умение предложить что-то неординарное. Поэтому помогите найти ребенку новую игру или внести изменения в старую. Пусть он немного выделится. Дети младшего школьного возраста это ценят. Но с другой стороны не мешайте ему быть похожим на других.

За агрессией всегда стоит страх

Что говорит об агрессоре и жертве ситуация «нападения» одного ребенка на другого, будь то попытка навредить исподтишка или угроза в открытую?

– С возрастом психика человека усложняется. Про детсадовских детей можно с уверенностью сказать, что «агрессорами» являются те, у кого повышен уровень тревожности. При этом тревога может быть связана с самыми разными вещами. Например, ребенок с низкой нейродинамикой нуждается в предсказуемости мира

Ему важно заранее знать то, что его ждет, то есть предсказуемость ситуаций. Желательно, чтобы перемены были не слишком быстрыми

Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло

Представьте, в 3-4 года такой ребенок попадает в детский сад. Сидит, играет с игрушкой. Вдруг кто-то ее отнимает. Ребенку с низкой нейродинамикой в такой момент не удается справиться с эмоциями, у него наступает аффект. Такие дети могут укусить, толкнуть своего обидчика в ответ. Со временем способность контролировать себя у таких детей улучшается. Они перестают кусаться и толкаться, но это не говорит о том, что у них снижается уровень стресса. Он остается достаточно высоким.

Иногда ощущение небезопасности, тревоги связано у детей не с конституциональными особенностями. А с тем, например, что по каким-то причинам ранние годы жизни были сопряжены с большим количеством перемен и недостаточной чуткостью взрослых, которые ухаживали за ребенком. Обычно это приводит к тому, что у ребенка не формируется базовое чувство безопасности. Он чувствует себя тревожно.

Типичным примером являются дети, выросшие в сиротских учреждениях. Попадая в приемные семьи, казалось бы, окруженные любовью и заботой, они должны чувствовать себя максимально комфортно. Но они не слушаются взрослых, кусаются, агрессивны в отношении других детей. Почему? Потому что им очень страшно. За агрессией у детей всегда стоит куча страхов.

– Чаще все-таки подростки проявляют агрессию в отношении сверстников. 

– Даже в более старшем возрасте агрессия у ребенка может сохраняться. Она может быть следствием как несформированности базовой безопасности, так и авторитарных и жестких методов воспитания дома. В таком случае агрессия является попыткой ребенка поддержать и спасти свою самооценку. За счет подавления других такие дети пытаются почувствовать себя крутыми и достойными членами общества.

Жертвой, повторюсь, может стать любой. Чем старше дети, тем чаще в жертвы они выбирают людей менее защищенных. Особенно это заметно в коллективной травле. Такая травля характеризуется неравностью сил.

Чтобы кого-то начали травить, ничего особенного не нужно. Достаточно минимального отличия: очкарик, рыжий, толще остальных…

Чем более «странненькое поведение» у ребенка, тем выше опасность попасть в ситуацию издевательств и травли. Можно долго рассуждать на тему «Почему поведение ребенка (жертвы или агрессора) не соответствует «социальным» требованиям». Поверьте, это никак не связано с тем, посещал или не посещал такой ребенок детский сад. Это связано исключительно с врожденными личностными особенностями ребенка. 

Если взять идеальную ситуацию, в которой все дети одинаковы. Например, нет ни рыжих, ни толстых, ни высоких, ни очкариков. Ребенок, который чувствует себя любимым, который знает, что его принимают в семье, редко становится жертвой травли. Он будет увереннее себя вести и либо не столкнется с травлей, либо сумеет себя защитить.

Если в семье ребенка принимают не до конца, если он чувствует себя нелюбимым, «недостаточно хорошим», «не очень умным», то он неизбежно своим поведением будет транслировать такое представление о себе. Как раз он, скорее всего, станет жертвой травли. Классическая фраза, которую говорят родители своим детям: «Не обращай внимания» – у одного работает, а у другого нет. Одного ребенка «Не обращай внимания» поддерживает, другого – разрушает, нанося травму на всю жизнь.

Организовывайте детские игры

Неоценимую помощь в расширении круга общения может оказать мама, организовав на площадке игры с детками, например, прятки, салки-догонялки, жмурки, платочек, ручеёк. В прятки можно играть там, где можно спрятаться, например, в парке. Салки-догонялки способствуют развитию симпатии и дружбы. Перед началом игры в жмурки желательно всем деткам назвать своё имя. Эта игра хороша тем, что в её процессе детки называют друг друга по имени, что сближает их и делает отношения между ними теплее.

Игра «Платочек»

Очень интересна для деток старая игра в платочек. Все детки присели по кругу. Ведущий с платочком в руке бегает по внешнему кругу и поёт: «Я ношу, ношу платочек и кому-то положу». Напротив каждого ребёнка он немного наклоняется и одному из них незаметно подбрасывает платок. Если ребёнок заметил, что ему подброшен платочек, он его поднимает и догоняет ведущего. Догнал — ведущий садится в круг. Не догнал — сам в круг сядет. Если ребёнок не заметил платочка, он окажется в круге. После того, как в круге станет несколько человек, у них берут «фантики» — какой-нибудь предмет — и один из игроков, отвернувшись, присуждает, «что этому фантику надо сделать».

Владельцам фантиков присуждают спеть, станцевать, закукарекать или другое задание. Игра поможет раскрыть таланты ребёнка, преодолеть застенчивость, формировать чувство коллективизма и коммуникабельность. Всё это способствует развитию дружбы и товарищества. Эта игра ценна и тем, что в ней дети учатся прикосновениям. Все дети нуждается в контактах, но они затрудняются найти способ контакта, поэтому и возникают среди них драки. Но драка развивает агрессию, значит, надо найти ей альтернативу. Пусть дети прикасаются друг к другу без агрессии — играя.

Игра «Ручеек»

Замечательная подвижная игра, демонстрирующая и контакт, и возникновение симпатии между детьми — ручеёк. Взявшись попарно за ручки, и подняв их вверх, детки становятся в цепочку друг за дружкой. Последняя пара пробегает вперёд внутри цепочки, каждый ребёнок выбирает для себя новую пару и становится с ней спереди. За сравнительно малый промежуток времени все дети успевают выбрать себе друга на минутку и прочувствовать радость и умиление от соприкосновения с ним.

Мелки

Выходя на прогулку с 3-летним малышом, можно взять с собой цветные мелки, мячик или другие игрушки, с помощью которых можно организовать коллективную игру — ловить мячик или рисовать на асфальте фигурки. Дети начнут между собой общаться, появится симпатия или, возможно, зависть или агрессия. Взрослым необходимо умело управлять процессом, поощрять появление хороших отношений и гасить — плохие.

Возрастные особенности детской дружбы

До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.

Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.

 Дошкольники

Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.

Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает.  Большую роль играет и личная симпатия.

Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:

  • любимые совместные игры;
  • на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
  • общее увеличение, например, игрушками одной серии.

Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу

Школьные годы

Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.

В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения

При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку

И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание

Подростковый возраст

В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.

Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры

Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других

Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

Первые друзья в жизни ребенка

Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?

  • Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
  • Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
  • Трех-четырехлетние дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
  • И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.

Именно в раннем и дошкольном возрасте образуются первые социальные связи, которые потом упрочняются и переходят в полноценную дружбу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector