Дислалия у детей и методы ее устранения у ребенка дошкольного возраста

Виды сенсорной и моторной дислалии

Несмотря на то, что механизмы сенсорной дислалии отличны от моторной, классифицируют их одинаково – по фонетическим дефектам произношения. Основываясь на этом факторе можно выделить:

  1. Гаммацизм – неправильное произношение Г
  2. Ротацизм – отсутствие звука Р
  3. Сигматизм – дефектное произношение одного или нескольких шипящих и свистящих
  4. Йотацизм – проблемы с произношением слов, в которых присутствует звук Й
  5. Ламбдацизм – отсутствие фонема Л
  6. Каппацизм – неправильное произношение К
  7. Хитизм – дефектное произношение фонема Х

Нарушение может касаться одного или нескольких фонемов. В дошкольном возрасте чаще встречается комбинированное сочетание. В большинстве случаев школе дефектное произношение сохраняется в отношении одного сонорного звука, хотя встречаются и более тяжелые формы.

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.

Дислалия – распространенный логопедический диагноз, который проявляется в виде искажения произношения звуков и их пропусков.

Определение

Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих , , , и свистящих , , , ;
  2. Ротацизм — неверное выговаривание   и  ;
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием и ;
  4. Каппацизм – дефекты звуков — и ;
  5. Хитизм – дефекты звуков  и ;
  6. Йотацизм – неверное выговаривание 
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание. Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду

Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Особенность сложной дислалии

Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае дефект связан с неправильным воспроизведением определенной группы звуков. Ребенок искаженно воспринимает на слух свистящие (ц, з, с), шипящие (ш, ч, ж, щ), сонорные (л, р, н, м). При произношении данных звуков происходит замена, например, звук Ш на Щ, Р на Л, Ж на Ш. При простой форме в 60% нарушено произношение одного звука, коррекция проходит легче, ребенок за 1-3 месяца работы с логопедом научается правильному говорению.

Сложная дислалия труднее поддается коррекции. При позднем диагностировании патологии не удается полноценно восстановить речевой аппарат. Если родители в дошкольном возрасте замечают у малыша первые признаки подмены звуков, необходимо обращаться за помощью к логопеду, или пробовать собственными силами справиться с дефектом речи. При поступлении в 1 класс, когда начнется фонетика (произношение звуков), школьнику будет труднее помочь. Нарушение речи повлияет на письмо.

Сложная форма отличается искаженным восприятием звуков, входящих в разную фонетическую группу. У ребенка может быть нарушено произношение свистящих, сонорных и шипящих одновременно. Дети путают звонкие и глухие (вместо «шарф» слышат «шарв»).

Классификации

Механическая и функциональная дислалия

О механической дислалии специалисты говорят при выявлении следующих нарушений:

  • излишне низкое нёбо;
  • излишне высокое (куполообразное) нёбо;
  • толстый, необычно крупный язык, не помещающийся в ротовой полости;
  • маленький язычок, которому трудно принять необходимую позицию для чёткого произношения;
  • массивная либо, напротив, укороченная подъязычная связка;
  • щели между зубами;
  • зубы неправильной формы или разного размера;
  • толстые, отвислые губы или тонкие, нитевидные;
  • укороченная верхняя губа.

При этом страдает произношение звуков:

  • р, рь
  • с, сь, з, зь, ц
  • б, бь, п, пь,
  • в, вь, ф, фь,
  • ж, ш, ч, щ
  • о, у

Если же с речевым аппаратом всё нормально — речь идёт о функциональной дислалии.

Такая разновидность патологии связана с физическими или психологическими особенностями:

  • общая ослабленность из-за продолжительных хронических заболеваний (ОРВИ, ОРЗ, расстройство пищеварения);
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка психического развития;
  • ребёнок с младенчества слышит слишком быструю или неправильную речь;
  • в его окружении находятся носители разных языков или диалектов;
  • с ребёнком мало общаются или часто «сюсюкают»;
  • недоразвит фонематический слух.

В данном случае фонетические расстройства проявляются в отсутствии звуков, в искажении, а чаще всего — в заменах. Например, происходит замена заднеязычных , переднеязычными , ; замена язычного губно-зубным ; замена мягких твердыми и твердых мягкими.

Функциональная дислалия подразделяется на следующие виды:

  1. Акустико-фонематическая. Фонетический слух недостаточно сформирован (при этом нарушений слуха нет). Звук неправильно узнается, и, как следствие, неправильно воспринимаются слова (рыба – «лыба»).
  2. Артикуляторно-фонематическая. Отсутствующий в речи звук заменяется более простым по артикуляции (крыса – «крыша», сад – «сядь»). При этой форме дислалии ребёнок осознает свой дефект, старается его преодолеть.
  3. Артикуляторно-фонетическая. Артикуляционные позиции сформированы неверно, поэтому звук произносится искажённо, хотя по акустическому эффекту он и близок к правильному варианту. В редких случаях звук в речевом потоке попросту пропускается.

Дислалия простая и сложная

Данная классификация основана на количестве нарушаемых звуков.

1. При простой дислалии отмечается затруднение с произношением одного звука или нескольких звуков одной группы. В этом случае логопед учит ребёнка

  • узнавать звуки речи;
  • различать верное произнесение звука от неверного;
  • контролировать и оценивать собственное произношение;
  • принимать нужные артикуляционные позиции;
  • правильно использовать нужный звук в любой речевой ситуации.

2. Сложная дислалия характеризуется нарушениями, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги — всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг — выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно — вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Способы лечения

Лечение дислалии достаточно длительный и трудоемкий процесс, на который уйдет большое количество времени, также все будет зависеть от стадии данного речевого нарушения. Существует множество различных методов и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться четко и правильно говорить. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Коррекционные меры

Коррекция дислалии проводится логопедом в несколько этапов, а именно:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков;
  • заключительный этап.

Далее мы рассмотрим каждый этап по отдельности более детально.

Этап подготовки

На этом этапе логопед устанавливает доверительные отношения с ребенком путем различных игр, бесед и упражнений. Затем проводятся занятия на развитие слуховой памяти, внимательности и фонематического восприятия внешних звуков. Также педагог занимается формированием артикуляционной базы малыша.

Этап формирования первичных навыков

Формирование первичных навыков произношения подразумевает следующее:

  • постановка какого-либо звука на основе ранее проведенных исследований;
  • автоматизация этого звука, которая проводится при помощи слогов, слов и предложений;
  • дифференциация данного звука (проводится в качестве закрепления полученного навыка).

Заключительный этап

Заключительный этап подразумевает формирование коммуникативных навыков, то есть умение ребенком употреблять исправленный звук в ситуациях при общении с другими людьми, а также контроль собственной речи.

Упражнения

Для «борьбы» с дислалией применяются достаточно простые, но очень эффективные упражнения, о которых мы поговорим далее.

Улыбка

Во время выполнения данного упражнения логопед просит ребенка широко улыбнуться и «сжать заборчиком» зубы. Держать полость рта в таком положении необходимо не менее 15 секунд.

Дудочка

Малыш должен плотно сжать зубки, а губы вытянуть «дудочкой» вперед, слегка выдувая воздух. Упражнение проводится в течение 10 секунд и повторяется несколько раз подряд для закрепления.

Чередование

Логопед просит ребенка поочередно выполнить упражнение «Дудочка» на счет «раз» и «Улыбка» на счет «два». Проводится не менее 15-ти повторений.

Воронка

Педагог предлагает малышу разомкнуть зубы и, следуя счету, выполнить следующее: на счет «раз» губы вытягиваются «дудочкой», на счет «два» втягиваются внутрь ротовой полости, подворачивая их под зубы. Делается не менее 10-ти повторений.

Литавр

Для выполнения данного упражнения ребенок должен немного завернуть губы в полость рта, слегка пошлепать ими друг о друга, при этом может быть слышен громкий хлопающий звук. Повторить упражнение следует 10-15 раз.

Фыркающая лошадка

Малышу предлагается расслабить губы, попробовать ими фыркнуть, как лошадка. Повторить упражнение «Фыркающая лошадка» следует не менее 15 раз.

Рот на замок

Для правильного выполнения этого задания ребенку необходимо сжать крепко зубы и двигать из стороны в сторону нижней губой. Повторяем упражнение 5-10 раз.

Прятки

Логопед просит пациента спрятать нижнюю губу под верхние передние зубы. Удерживать такое положение челюсти необходимо 5-10 секунд.

Надутые щечки

При выполнении этого задания ребенок сильно смыкает губки, затем он надувает щеки и, прихлопывая их кулаками, медленно выдувает из них скопившийся воздух. Повторить упражнение требуется не менее 10 раз.

Надутые губки

Малыша просят крепко сомкнуть губы, а затем выдувать в них воздух с закрытым ртом, причем делать это необходимо поочередно дуя то в нижнюю, то в верхнюю губу.

«Удержи бумажку»

Для выполнения этого задания понадобится небольшая полоска из бумаги. Педагог просит ребенка сжать бумажную полоску между губ и удерживать ее в течение 3-4 минут. Данное упражнение тренирует губы для правильного артикуляционного произношения.

Грибок

Для того, чтобы выполнить упражнение «Грибок», ребенку необходимо широко открыть рот и расположить язык на верхнем нёбе. Получается, что язычок — это шляпка грибка, а уздечка — это его ножка. Удерживать ротовую полость в таком положении следует 2-3 минуты.

Лопатка

Упражнение «Лопатка» выполняется следующим образом: ребенок должен расслабить язык, высунуть его на половину и расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении 20 секунд.

Причины разных форм дислалии

Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:

  • функциональная
  • механическая.

В основе каждой из них лежат свои причины.

Причины возникновения функциональной дислалии

Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:

  1. Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
  2. Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
  3. Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
  4. Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.

Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.

Причины возникновения механической дислалии

В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:

  1. Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
  2. Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
  3. Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.

Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.

Предпосылки функциональной дислалии

Данный тип развивается по причинам неправильного психического или физического состояния ребенка. Часто такой диагноз ставится детям, испытывающие проблемы с психическим развитием. Строение речевого аппарата в этом случае не страдает, слух в норме, не нарушена иннервация мышц, отвечающих за артикуляцию. У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена. Есть два типа факторов, которые вызывают данный тип дислалии.

Биологические предпосылки

К этой группе факторов относят:

  • задержки психоречевого развития;
  • соматические заболевания;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в период активного становления речи;
  • хронические заболевания;
  • гиповитаминоз;
  • нарушения питания (дистрофия).

Эти нарушения влияют на нейродинамику, которая отвечает за дифференцирование речеслухового аппарата и речедвигательный анализатор. При таком проявлении, артикуляционные движения недостаточно точны, могут наблюдаться речевые кинестезии.

Социальные предпосылки

В эту группу факторов входят:

  • неправильное воспитание речи;
  • копирование родителями лепетных слов;
  • закрепление в речи неправильного звукопроизношения со стороны взрослых (картавость, шепелявость, диалект).

В период становления речи, ребенок может оказаться в двуязычной среде, что также может привести к развитию дислалии. В этом случае правила произношения одного языка применяются к другому.

Патогенез

Функциональная дислалия связана с дисбалансом и слабой динамикой нервных процессов, протекающих в мозгу ребенка. Корковые отделы не имеют выраженных патологий, но имеется недостаточная координация между речевым возбуждением и торможением. Характер речевого расстройства определяется локализаций нарушения нейродинамики в подкорковом участке головного мозга. Если этим затронут весь отдел речи, возникает моторная недостаточность, страдает произношение отдельных фонем, а вторично – речевой слух.

Если локализация находится в сенсорной зоне (центр Верника), первично проявляются дефекты звуковосприятия, что приводит к экспрессивной речи. Так получаются смешивание фонем и их замена.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Социальными предпосылками являются причины, связанные со взрослыми. К ним относятся:

  • родители могут сюсюкаться;
  • родители часто сами допускают в своей речи ошибки;
  • нахождение в двуязычной среде;
  • недостаточно занимаются и уделяют ему мало внимания (педагогическая запущенность);
  • сниженная дифференциация шипящих и свистящих звуков;
  • задержки в умственном развитии.

Все эти причины устранимы, в случае проведения соответствующей коррекционной работы логопедами, психологами, родителями.

Диагностика дислалии по характеру нарушения речи

Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:

  • особенности речевого развития в раннем возрасте;
  • слух;
  • зрение;
  • состояние опорно-двигательного аппарата.

Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.

В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности

Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т

д.).

При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.


Таблица для дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии.

Причины дислалии

Все возможные причины дислалии у детей можно разделить на две большие группы:

Социально-биологические. Известно, что маленькие дети во многом копируют поведение и речь взрослых людей, стараются подражать им

Если родители сюсюкаются с ребенком или мало общаются с ним, не обращают внимание на то, как развивается его устная речь, то это со временем может привести к развитию дефектов речи. Органические

Нарушения звукопроизношения при дислалии вызваны нарушением строения речевого аппарата

Любая подобная проблема способна вызвать развитие дефектов речи при дислалии.

У дошкольников заболевание может быть вызвано возрастными причинами. В этом случае дефекты речи через некоторое время проходят самостоятельно и не требуют специального лечения.

Тем не менее, обращать внимание на то, как говорит ребенок, нужно обязательно. Ведь при отсутствии контроля физиологическая дислалия может со временем перейти в патологическую форму, которая требует специализированного логопедического лечения. Кроме этого, именно в младшем возрасте у ребенка закладываются навыки коммуникации, которые будут играть крайне важную роль на протяжении всей его жизни

Кроме этого, именно в младшем возрасте у ребенка закладываются навыки коммуникации, которые будут играть крайне важную роль на протяжении всей его жизни.

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная — дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Коррекция дислалии

Если с помощью диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.

Сама коррекция построена в три этапа:

  1. Подготовка.
  2. Формирование начальных воспроизводимых навыков.
  3. Формирование навыков коммуникации.

В случае если дислалия вызвана анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.

При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка правильно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.

Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо включать употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.

На этапе заключения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет употреблять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и обязательным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередь родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.

Логопедические занятия помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:

  • механическая постановка звука;
  • отработка звука в изолированном произношении;
  • закрепление звука во фразовой речи.

Так, в первую очередь, логопед добивается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Хорошо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, произносит изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой речи. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.

Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает языку и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит нужное звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается говорить чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая правильное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.

В каких ситуациях нужен врач

К врачу необходимо обратиться при дислалии другого типа. При этом педиатр направляет к стоматологу или невропатологу, в зависимости от формы патологии. Если диагностирован функциональный вид дефекта и в домашних условиях родители не могут устранить проблему, лечение проводится под контролем врача-логопеда. Специалист при этом подбирает специальный курс упражнений и игр. Очень полезными при таких занятиях с логопедом являются скороговорки.

Устранение дефекта звукопроизношения требует времени, которое зависит от особенностей детей и позиции самих родителей. Если нарушения незначительны, достаточно одного–двух месяцев. Если корректировка сложная, требуется до шести месяцев. Как правило, чем младше ребенок, тем легче устранить дефект. В дошкольном возрасте о сложной дислалии говорят редко (см. Биоакустическая коррекция у детей).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector