Обучение языку и логическому мышлению
За счет хорошей памяти дошкольник сможет быстро освоить иностранный язык. Обучение проходит в специальных центрах, где преподают педагоги в группах, либо на дому. Изучение языка происходит через игру и просмотр познавательных мультфильмов, поэтому ребенку интересно заниматься.
Родители могут сами преподавать иностранный язык, например, называя предметы сразу на нескольких языках.
В 4 года можно отдать ребенка в специальный центр для изучения языков.
Логическое мышление развивается благодаря решению ребусов, несложных загадок и задач. Настольные и развивающие игры, собирание конструктора — все это положительно сказывается на развитии логики. Существуют специальные образовательные программы, которые способствуют ускоренному и облегченному обучению ребенка.
Интеллектуальное и физическое развитие шестилеток
Не следует думать, что ученику, сильно обгоняющему своих сверстников по интеллекту, будет легко в школе. Мы все читали о вундеркиндах, сдающих экзамены за 10 класс в 11-12 лет. Нужно ли это ему? Одноклассники уже встречаются с девушками, у них свои интересы, а будущий гений выпал из этой среды. Не торопитесь осваивать школьную программу, иначе на уроках ребенку станет скучно. Следите за гармоничным развитием дошкольника, он должен развиваться не только интеллектуально, но и физически.
Желательно, чтобы к поступлению в школу ребенок умел:
- подтянуться 2-3 раза на перекладине;
- хорошо прыгать через скакалку;
- уверенно играть с мячом и руками, и ногами;
- ходить по бревну;
- забираться и спускаться как по наклонной, так и по вертикальной лестнице.
Если физические упражнения не вызывают затруднений, а интеллектуальное развитие ребенка в 6 лет отстает, обратите внимание на мелкую моторику. Точные движения пальцев стимулируют работу головного мозга, вместе с работой руками будет развиваться интеллект
Посмотрите, умеет ли дошкольник:
- уверенно владеть карандашом и кисточкой;
- собирать модели из мелких деталей, пользуясь пинцетом;
- вдевать нитку в иголку;
- лепить из пластилина, глины и теста.
Пусть ученик идет вровень или немного впереди своих сверстников. Не торопитесь изучать основы математики, физики, химии – сначала ребенку нужно получить основы знаний об окружающем мире. Отложите учебник математики, пойдите в лес, посмотрите, какие деревья и кустарники растут в вашей местности, какие птицы поют среди листвы. Понять, насколько дошкольник опережает сверстников или отстает от них, можно по нормам развития шестилеток.
Перед поступлением в учебное заведение ребенок должен уметь следующее:
грамотно говорить;
удерживать внимание на интересующем его занятии около 20 минут;
рассказать о знакомом предмете (из чего он сделан, для чего нужен);
изменять слова, переводить их в уменьшительно-ласкательную форму, подбирать синонимы и антонимы;
различать диких и домашних животных, рассказать, для чего держат корову, кошку, собаку;
строить причинно-следственные связи: почему ночью темно, а днем светло;
рисовать не только знакомые предметы, но и фантастических существ, сюжеты из сказок;
пересказывать сказки и рассказы, иногда изменяя сюжет по своему выбору;
знать времена года, объяснить, чем отличается весна от осени или зима от лета.
Дошкольник уже должен уметь общаться со сверстниками, взрослыми родственниками и друзьями родителей, незнакомыми людьми, отвечать на их вопросы. Необходимо, чтобы он знал, кого следует называть по имени и отчеству, к кому обращаться на «Вы». В 6 лет уже пора знать основные правила вежливости, к месту употреблять слова: «доброе утро», «спасибо», «пожалуйста». Так нужно разговаривать не только с чужими людьми, но и в своей семье. Родителям нужно внимательно следить за своим поведением: если папа после обеда молча выскакивает из-за стола, сын тоже никогда не поблагодарит маму за вкусные блюда.
Совместные игры с ребенком
Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур. Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.
Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.
В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).
Идеи для совместных игр и различных занятий – “развивашек” мы советуем поискать в интернете.
Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки. Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.
Игры детей становятся все более осознанными. Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.
Эмоциональное развитие
Дети очень чувствительны к эмоциональному фону вокруг. В этом возрасте они уже способны почувствовать резкие перемены в настроении взрослого. При радости и гневе мамы, малыш начинает понимать происходящее.
Уже в 1,5 года дети копируют поведение и выражение взрослых эмоций
С помощью криков, плача и радостных воплей ребенок учится привлекать внимание к себе
Становятся заметными социальные навыки у малыша. Подражая взрослым, он может поцеловать, обнять или утешить другого человека. Но такие проявления редко случаются по инициативе ребенка.
Чаще всего они выполняют просьбу взрослых. В возрасте полутора лет малыш легко может менять одну эмоцию на другую практически мгновенно. Громкий плач сменяется радостью, слезы обиды превращаются в улыбку.
Умственное развитие детей в 6 лет
Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.
Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки
Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов
Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.
У ребенка хорошо развита память
На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.
Как помочь развиваться ребенку в 2 года
Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:
- не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
- обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
- давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
- как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее.
Психическое развитие
Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.
Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:
- расстояние;
- расположение;
- направление;
- способ обращения с предметами.
Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:
- что делают с тем или иным предметом;
- как располагается мебель в комнате;
- как называется тот или иной предмет быта;
- где можно найти определенную вещь.
При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:
темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит; интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения; формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время; скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка. Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:. Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:
Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:
Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:
- при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
- при игре с пирамидой из 2-3 колец;
- при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
- при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.
Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования
Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое
Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:
- умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
- понимают речь;
- эмоционально реагируют на ссоры;
- испытывают чувство угрозы и одиночества.
Признаки задержки развития
Задержка развития у двухлетнего ребенка может проявляться по разным причинам
Родителям стоит обратить внимание в тех случаях, если не сформировались какие-либо из обязательных знаний, умений, навыков. В этом случае нужно обращаться к специалистам (невролог, врач ортопед, логопед-дефектолог), которые смогут при помощи специальных методик оценить отстает ли ваш ребенок, насколько это критично и требуется ли коррекция.
Помимо указанных выше в 2 года тревожными симптомами являются:
- отсутствие простых слов в речи и навыка применения их по назначению;
- отсутствие навыка повтора – букв, слогов и слов;
- непонимание обращенной речи и просьб;
- неумение жевать.
Если вы заметили хотя бы один из них, визит к специалистам не стоит откладывать
Важно помнить, что задержки развития гораздо проще скорректировать в раннем возрасте.
Особенности развития детей 5 лет
Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.
Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания
Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов. Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур
То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий»
Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».
Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено
Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов
Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.
Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.
У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.
Что должно насторожить родителей?
Оценить развитие шестимесячного малыша можно при помощи простого теста. Он заключается в выполнении ребенком ряда задач. Нужно понимать, что результат зависит от уровня развития грудничка, его настроения, окружающей обстановки, комфортности условий.
Тест для оценки способностей полугодовалого малыша:
- взять любимую игрушку ребенка и расположить ее на расстоянии 20-25 см от него. Грудничок должен перевести взгляд от окружающей обстановки на этот предмет и потянуться за ним;
- дать в руки любимую игрушку. Через несколько секунд попытаться ее забрать. Младенец должен выразить недовольство, потянуть игрушку на себя;
- говорить с малышом, постоянно меняя при этом мимику. Он должен начать пытаться копировать выражение лица взрослого;
- дать грудничку бутылочку с молоком. Он должен открыть рот. Потом предложить ему игрушку. Здоровый ребенок проявит к ней интерес.
Если грудничок не выполнил ни одного из этих заданий, то стоит обратиться к педиатру.
Также родителей должно насторожить следующее:
- малыш не произносит никаких гласных звуков, не лепечет и не гулит;
- ребенок не реагирует на мимику взрослых, не пытается ее повторить, не смотрит в лицо, когда с ним общаются;
- грудничок негативно реагирует на физический контакт, не различает родных и чужих людей;
- у малыша нет любимой игрушки, он не интересуется окружающим миром;
- ребенок не проявляет эмоций (не оживляется, не улыбается когда к нему подходит мать);
- младенец не может держать ровно голову;
- грудничок не пытается ползать, переворачиваться, не садится при легком потягивании за руки.
Особенности психологии детей в 7 лет
В семилетнем возрасте мальчики и девочки идут в школу. Им приходится общаться с новыми людьми, приспосабливаться к непривычным правилам поведения в учебном заведении, регулярно учить уроки. Вначале дети с трудом вживаются в роль школьника. Им ещё по-прежнему хочется поиграть со своими любимыми игрушками.
Проходит несколько недель и ребёнок полностью меняется. Его интересуют только совместные игры со сверстниками. Он чувствует себя членом общества и не понимает, почему став взрослым по-прежнему должен слушаться родителей.
В 7 лет дети активны, они любят передразнивать взрослых, паясничать, привлекая к себе внимание. Они могут сознательно испортить вещь, просто ради забавы
Семилетки, как правило, вспыльчивы, раздражительны, быстро утомляются. Они могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуться в себе.
Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.
Единственные к кому семилетки могут поменять своё отношение — это их родители. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьётся и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.
Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.
Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Их тяжело приучить к монотонной работе, аккуратности, им трудно привыкнуть сидеть на уроках неподвижно. В семилетнем возрасте мальчики ищут себе авторитет среди сверстников. Обычно им становится школьник с самым плохим поведением. Малышу хочется быть взрослым, а взросление в его понимании — это протест и отрицание установленных правил.
Если родители хотят убедиться, что их ребёнок находится в кризисном состоянии, им нужно внимательно присмотреться к его поведению. Если малыш ведёт себя не так как раньше, значит он переживает тяжёлый период.
Какие особенности поведения детей указывают на кризис:
- не слушается старших;
- грубит родителям;
- не играется со своими любимыми игрушками;
- часто упрямится;
- кривляется, передразнивает старших;
- ведёт себя слишком эмоционально и активно (разбрасывает вещи, дерётся со сверстниками).
Главное для взрослых в этот период — запастись выдержкой и терпением
Важно научиться понимать своего ребёнка, предоставить ему больше свободы, решая семейные вопросы, учитывать его мнение и спрашивать согласие