Что должен уметь ребенок в 6 лет: основные навыки мальчиков и девочек

Обучение языку и логическому мышлению

За счет хорошей памяти дошкольник сможет быстро освоить иностранный язык. Обучение проходит в специальных центрах, где преподают педагоги в группах, либо на дому. Изучение языка происходит через игру и просмотр познавательных мультфильмов, поэтому ребенку интересно заниматься.

Родители могут сами преподавать иностранный язык, например, называя предметы сразу на нескольких языках.

В 4 года можно отдать ребенка в специальный центр для изучения языков.

Логическое мышление развивается благодаря решению ребусов, несложных загадок и задач. Настольные и развивающие игры, собирание конструктора — все это положительно сказывается на развитии логики. Существуют специальные образовательные программы, которые способствуют ускоренному и облегченному обучению ребенка.

Интеллектуальное и физическое развитие шестилеток

Не следует думать, что ученику, сильно обгоняющему своих сверстников по интеллекту, будет легко в школе. Мы все читали о вундеркиндах, сдающих экзамены за 10 класс в 11-12 лет. Нужно ли это ему? Одноклассники уже встречаются с девушками, у них свои интересы, а будущий гений выпал из этой среды. Не торопитесь осваивать школьную программу, иначе на уроках ребенку станет скучно. Следите за гармоничным развитием дошкольника, он должен развиваться не только интеллектуально, но и физически.

Желательно, чтобы к поступлению в школу ребенок умел:

  • подтянуться 2-3 раза на перекладине;
  • хорошо прыгать через скакалку;
  • уверенно играть с мячом и руками, и ногами;
  • ходить по бревну;
  • забираться и спускаться как по наклонной, так и по вертикальной лестнице.

Если физические упражнения не вызывают затруднений, а интеллектуальное развитие ребенка в 6 лет отстает, обратите внимание на мелкую моторику. Точные движения пальцев стимулируют работу головного мозга, вместе с работой руками будет развиваться интеллект

Посмотрите, умеет ли дошкольник:

  • уверенно владеть карандашом и кисточкой;
  • собирать модели из мелких деталей, пользуясь пинцетом;
  • вдевать нитку в иголку;
  • лепить из пластилина, глины и теста.

Пусть ученик идет вровень или немного впереди своих сверстников. Не торопитесь изучать основы математики, физики, химии – сначала ребенку нужно получить основы знаний об окружающем мире. Отложите учебник математики, пойдите в лес, посмотрите, какие деревья и кустарники растут в вашей местности, какие птицы поют среди листвы. Понять, насколько дошкольник опережает сверстников или отстает от них, можно по нормам развития шестилеток.


Перед поступлением в учебное заведение ребенок должен уметь следующее:

грамотно говорить;
удерживать внимание на интересующем его занятии около 20 минут;
рассказать о знакомом предмете (из чего он сделан, для чего нужен);
изменять слова, переводить их в уменьшительно-ласкательную форму, подбирать синонимы и антонимы;
различать диких и домашних животных, рассказать, для чего держат корову, кошку, собаку;
строить причинно-следственные связи: почему ночью темно, а днем светло;
рисовать не только знакомые предметы, но и фантастических существ, сюжеты из сказок;

пересказывать сказки и рассказы, иногда изменяя сюжет по своему выбору;
знать времена года, объяснить, чем отличается весна от осени или зима от лета.

Дошкольник уже должен уметь общаться со сверстниками, взрослыми родственниками и друзьями родителей, незнакомыми людьми, отвечать на их вопросы. Необходимо, чтобы он знал, кого следует называть по имени и отчеству, к кому обращаться на «Вы». В 6 лет уже пора знать основные правила вежливости, к месту употреблять слова: «доброе утро», «спасибо», «пожалуйста». Так нужно разговаривать не только с чужими людьми, но и в своей семье. Родителям нужно внимательно следить за своим поведением: если папа после обеда молча выскакивает из-за стола, сын тоже никогда не поблагодарит маму за вкусные блюда.

Совместные игры с ребенком

Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур. Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.

Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.

В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).

Идеи для совместных игр и различных занятий – “развивашек” мы советуем поискать в интернете.

Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки. Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.

Игры детей становятся все более осознанными. Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.

Эмоциональное развитие

Дети очень чувствительны к эмоциональному фону вокруг. В этом возрасте они уже способны почувствовать резкие перемены в настроении взрослого. При радости и гневе мамы, малыш начинает понимать происходящее.

Уже в 1,5 года дети копируют поведение и выражение взрослых эмоций

С помощью криков, плача и радостных воплей ребенок учится привлекать внимание к себе

Становятся заметными социальные навыки у малыша. Подражая взрослым, он может поцеловать, обнять или утешить другого человека. Но такие проявления редко случаются по инициативе ребенка.

Чаще всего они выполняют просьбу взрослых. В возрасте полутора лет малыш легко может менять одну эмоцию на другую практически мгновенно. Громкий плач сменяется радостью, слезы обиды превращаются в улыбку.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки

Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов

Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

У ребенка хорошо развита память

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Как помочь развиваться ребенку в 2 года

Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:

  • не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
  • обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
  • давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
  • как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее. 

Психическое развитие

Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.

Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:

  • расстояние;
  • расположение;
  • направление;
  • способ обращения с предметами.

Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:

  • что делают с тем или иным предметом;
  • как располагается мебель в комнате;
  • как называется тот или иной предмет быта;
  • где можно найти определенную вещь.

При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:

темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит; интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения; формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время; скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка. Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:. Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

  • при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
  • при игре с пирамидой из 2-3 колец;
  • при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
  • при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.

Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования

Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое

Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:

  • умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
  • понимают речь;
  • эмоционально реагируют на ссоры;
  • испытывают чувство угрозы и одиночества.

Признаки задержки развития

Задержка развития у двухлетнего ребенка может проявляться по разным причинам

Родителям стоит обратить внимание в тех случаях, если не сформировались какие-либо из обязательных знаний, умений, навыков. В этом случае нужно обращаться к специалистам (невролог, врач ортопед, логопед-дефектолог), которые смогут при помощи специальных методик оценить отстает ли ваш ребенок, насколько это критично и требуется ли коррекция.

Помимо указанных выше в 2 года тревожными симптомами являются:

  • отсутствие простых слов в речи и навыка применения их по назначению;
  • отсутствие навыка повтора – букв, слогов и слов;
  • непонимание обращенной речи и просьб;
  • неумение жевать.

Если вы заметили хотя бы один из них, визит к специалистам не стоит откладывать

Важно помнить, что задержки развития гораздо проще скорректировать в раннем возрасте.

Особенности развития детей 5 лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания

Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов. Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур

То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий»

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено

Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Что должно насторожить родителей?

Оценить развитие шестимесячного малыша можно при помощи простого теста. Он заключается в выполнении ребенком ряда задач. Нужно понимать, что результат зависит от уровня развития грудничка, его настроения, окружающей обстановки, комфортности условий.

Тест для оценки способностей полугодовалого малыша:

  • взять любимую игрушку ребенка и расположить ее на расстоянии 20-25 см от него. Грудничок должен перевести взгляд от окружающей обстановки на этот предмет и потянуться за ним;
  • дать в руки любимую игрушку. Через несколько секунд попытаться ее забрать. Младенец должен выразить недовольство, потянуть игрушку на себя;
  • говорить с малышом, постоянно меняя при этом мимику. Он должен начать пытаться копировать выражение лица взрослого;
  • дать грудничку бутылочку с молоком. Он должен открыть рот. Потом предложить ему игрушку. Здоровый ребенок проявит к ней интерес.

Если грудничок не выполнил ни одного из этих заданий, то стоит обратиться к педиатру.

Также родителей должно насторожить следующее:

  • малыш не произносит никаких гласных звуков, не лепечет и не гулит;
  • ребенок не реагирует на мимику взрослых, не пытается ее повторить, не смотрит в лицо, когда с ним общаются;
  • грудничок негативно реагирует на физический контакт, не различает родных и чужих людей;
  • у малыша нет любимой игрушки, он не интересуется окружающим миром;
  • ребенок не проявляет эмоций (не оживляется, не улыбается когда к нему подходит мать);
  • младенец не может держать ровно голову;
  • грудничок не пытается ползать, переворачиваться, не садится при легком потягивании за руки.

Особенности психологии детей в 7 лет

В семилетнем возрасте мальчики и девочки идут в школу. Им приходится общаться с новыми людьми, приспосабливаться к непривычным правилам поведения в учебном заведении, регулярно учить уроки. Вначале дети с трудом вживаются в роль школьника. Им ещё по-прежнему хочется поиграть со своими любимыми игрушками.

Проходит несколько недель и ребёнок полностью меняется. Его интересуют только совместные игры со сверстниками. Он чувствует себя членом общества и не понимает, почему став взрослым по-прежнему должен слушаться родителей.

В 7 лет дети активны, они любят передразнивать взрослых, паясничать, привлекая к себе внимание. Они могут сознательно испортить вещь, просто ради забавы

Семилетки, как правило, вспыльчивы, раздражительны, быстро утомляются. Они могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуться в себе.

Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.

Единственные к кому семилетки могут поменять своё отношение — это их родители. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьётся и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.

Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.

Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Их тяжело приучить к монотонной работе, аккуратности, им трудно привыкнуть сидеть на уроках неподвижно. В семилетнем возрасте мальчики ищут себе авторитет среди сверстников. Обычно им становится школьник с самым плохим поведением. Малышу хочется быть взрослым, а взросление в его понимании — это протест и отрицание установленных правил.

Если родители хотят убедиться, что их ребёнок находится в кризисном состоянии, им нужно внимательно присмотреться к его поведению.  Если малыш ведёт себя не так как раньше, значит он переживает тяжёлый период.

Какие особенности поведения детей указывают на кризис:

  • не слушается старших;
  • грубит родителям;
  • не играется со своими любимыми игрушками;
  • часто упрямится;
  • кривляется, передразнивает старших;
  • ведёт себя слишком эмоционально и активно (разбрасывает вещи, дерётся со сверстниками).

Главное для взрослых в этот период — запастись выдержкой и терпением

Важно научиться понимать своего ребёнка, предоставить ему больше свободы, решая семейные вопросы, учитывать его мнение и спрашивать согласие

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий