Что делать, если ребенка обижают в школе: советы психолога родителям

Объекты и субъекты морального и физического насилия

Объектами буллинга считаются все дети, вне зависимости от их характера, темперамента и социальных качеств. Часто жертвами становятся те школьники, которые неосознанно провоцируют на конфликт

К примеру, они имеют неопрятный вид, повышенную чувствительность, показательную ранимость, явно выраженное внимание учителя, отличие во внешнем виде или социальных чертах от одноклассников

Субъекты — это те дети, которые обижают. Это агрессивные, гиперактивные подростки, которые не уважают родителей или взрослых. Дети, которые не получают внимания, ласки и понимания от родителей. Обижая других, они выплескивают тоску по родителям.

Своими поступками они пытаются обратить на себя внимание. Обычно обидчики обладают нарциссическими чертами в характере, не обладают чувством собственного достоинства. Они самоутверждаются за счет других

Являются эгоистичными, агрессивными детьми с психическим расстройством

Они самоутверждаются за счет других. Являются эгоистичными, агрессивными детьми с психическим расстройством.

Субъекты в лице преследователей, как правило, несамостоятельны, безынициативны, неспособны на ответственность, эгоцентричны и неуверенны в себе. Кроме того, они не способны прогнозировать последствия своих действий, действуют по закону толпы, трусливы и озлобленны. Имеют подверженность к воздействию окружающих на их мысли и чувства.

Последствия буллинга

В конечном итоге эта ситуация ударит по всем участникам процесса: жертве, агрессоре и свидетелям. Но для жертвы последствия могут быть самыми серьезными.

1. Ухудшается успеваемость в школе

Жертве буллинга тяжело полноценно отдаваться учебе: сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, запомнить информацию. Стараясь избежать неприятных ситуаций, дети могут часто опаздывать на уроки или прогуливать школу

2. Снижается самооценка, ребенок теряет уверенность в себе. Кроме того, часто у детей развивается комплекс вины из-за того, что к ним применяется насилие

И если взрослые или окружающие не обратят на это внимание или будут это усугублять, например, фразами «а подумай, почему тебя обижают?», то со временем пострадавший будет искренне верить, что его есть за что обижать

3. Развивается депрессия. В некоторых случаях последствия оказываются настолько серьезными, что есть риск суицида.

4. Нарушаются сон и аппетит, появляются боли, у которых нет органической природы (внезапные боли в животе, голове).

5. Появляются сложности в общении. Неуверенному в себе ребенку будет сложно заводить новые знакомства, общаться и в принципе открываться и доверять другим людям. Часто пострадавшие дети сознательно изолируются от сверстников и стараются не включаться в группу.

Что касается агрессора, то у него развиваются асоциальные свойства личности. Дисциплинарные меры, которые школа применяет к агрессорам (например, исключение из школы), также скажутся на жизни ребенка.

В конце концов, буллинг наносит вред всему коллективу — классу, школе, группе, поскольку дети, находящиеся в ситуации, где происходит насилие, всю свою энергию тратят на то, чтобы как-то справиться с этим, и сил на полноценную учебу и занятия у них не остается.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

В самом начале следует отметить, что не каждый ребенок, терпящий издевательства со стороны одноклассников, расскажет об этом родителям. Понять, что проблема имеет место, можно по некоторым особенностям поведения.

К ним относятся:

️ Плохой сон ребенка.

️ Нежелание ходить в школу.

️ Плаксивость без видимого повода.

️ Агрессивность.

️ Постоянно пропадающие вещи (ручки, карандаши, учебники и т. д.)

Особенно внимательными следует быть родителям, чьи дети имеют нестандартную внешность (рыжие, слишком высокие или низенькие, страдающие лишним весом и т. д.) либо определенные физические особенности (к примеру, плохое зрение, оттопыренные уши, заикание). Они чаще других подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Также в группе риска ребята из бедных семей, не имеющие возможности похвастать новеньким айфоном или модной одеждой.

Как помочь ребенку, если его обижают сверстники?

Итак, если проблема выявлена, ее однозначно нужно решать. Закрывать глаза нельзя, ведь речь идет о детской психики. Как показывает практика, из тех, над кем издевались в школе, вырастают как маньяки-убийцы, так и успешные люди. И здесь очень многое зависит именно от родителей, чья поддержка необходима ребенку как воздух.

Но решать проблему – это совсем не обязательно бежать в школу и наказывать обидчиков. Такой вариант если и уместен, то только в младших классах, когда для малышей взрослый еще авторитет, и можно попробовать поговорить с забиякой или его родителями.

В случае же с подростками своим вмешательством подобного рода мама с папой только навредят. Одноклассники, узнав о том, что взрослые пришли защищать их жертву, будут еще сильнее унижать «маменькиного сынка».

Первое что нужно сделать в любом случае, это поговорить со своим ребенком по душам и узнать, хочет ли он, чтобы родители вмешались в ситуацию.

Возможно, речь идет о по-настоящему страшных вещах и потребуется помощь не только матери и отца, но еще и полиции. Если ответ «да», то необходимо узнать, как именно взрослые могут посодействовать в решении проблемы. И дальше действовать по ситуации.

Родителям «забитых» детей психологи советуют в любом случае:

️ Записать свое чадо на спортивную секцию, где ребенок научится не только постоять за себя, но и выстраивать отношения со сверстниками.

️ «Подбрасывать» ему поучительные книги и фильмы, где героев обижали, но в итоге они оказывались победителями.

️ Пообщаться с классным руководителем и рассказать ему о проблеме – педагог обязан принять определенные меры в данной ситуации.

️ Чаще разговаривать с ребенком, быть откровенными, рассказывать о собственной юности с ее поражениями и победами.

️ Всячески поддерживать стремление заводить друзей и создавать удобные ситуации (приглашать одноклассников ребенка домой, водить чадо на всяческие мероприятия, где он может познакомиться со сверстниками, и т. д.).

Детей обижают в школе? Ответы психолога

В самом крайнем случае, если совсем ничего не помогает, следует подумать о смене класса или даже школы

Но очень важно помнить и родителям, и детям, что от себя не убежишь. И, как правило, переход в новый коллектив ничего не дает – человек, не умеющий заставить себя уважать, снова станет «мальчиком для битья»

Тем более, что к новеньким обычно отношение подозрительное априори. Поэтому желательно все же постараться решить проблему менее кардинальными способами.

Любовь, уважение и поддержка родителей способны сделать лебедя из каждого гадкого утенка!

Кого чаще всего обижают сверстники?

В самом начале хотелось бы поговорить, собственно, о причинах травли. По наблюдению психологов, педагогов и родителей чаще всего обижают:

  • Особых детей (особых с точки зрения физического и внешнего вида). Этот вид жертв наиболее популярен среди школьных обидчиков. Чаше всего «травят» полных (или наоборот слишком худых подростков), тех, у кого есть какие-то особые черты лица (например, длинный нос или узкие глаза), также издеваются над теми, кто носит очки. Примечательно, что из-за внешности больше травят девочек, при чем, такие же подростки-девочки.
  • Детей-отличников и Детей-двоешников (как не парадоксально это не звучало, но и тех и тех обижают одинаково часто). Еще чаще обзывают и всячески издеваются над слабыми и хиленькими детьми, которые из-за этого вынуждены нередко прогуливать школьные занятия по физкультуре.
  • Очень долгий период времени считалось, что обижают только слабых неуверенных в себе детей. Но как выяснилось, нередко и зазнайки (подростки с завышенной самооценкой) могут оказаться в коллективе «белой вороной», над которой издевается весь коллектив сверстников.
  • Ребенок другой национальности или вероисповедания запросто может стать объектом насмешек или избиения. Родителям нужно подумать заранее о том, как будут воспринимать такого ребенка «чужие». Возможно, стоит выбрать школу, где уже беспроблемно учатся дети другой национальности, а не отдавать ребенка в первое, попавшее в поле зрения, общеобразовательное учреждение.
  • Некоторые виды жертв создают сами родители — отсутствием воспитания. Это дети, которых не научили правилам гигиены, подростки с дурными наклонностями (которые воруют, или, к примеру, проявляют беспричинную агрессию).
  • Ребенок с серьезными заболеваниями в 90% случаях становится объектом издевательств в школе. Родителям нужно хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка с ДЦП или синдромом-дауна, аутизмом (и так далее) в обычную школу. Даже если ваш ребенок может нормально усваивать школьную программу на уровне с остальными детьми, нужно понимать, что ему, скорее всего, придется в коллективе обычных детей несладко. Если вы не хотите отдавать ребенка в образовательное учреждение для особых детей, можно перевести его на домашнее обучение. Поверьте, так будет гораздо лучше ребенку.

На самом деле, как вы понимаете, портретов жертв гораздо больше. Всех тех, кто не вписывается в общую атмосферу и дух коллектива можно смело записывать в потенциальных жертв.

Вопросы, которые следует задать

Существует ряд вопросов, которые можно задать детям, если есть подозрения относительного того, что их обижают в школе

Причем совершенно неважно, насколько правдиво они ответят. В большинстве случаев, дети не могут скрыть от родителей тот дискомфорт, который вызывают подобные разговоры, а это уже может быть ярко выраженным сигналом к тому, что что-то идет не так

  1. Что сегодня в школе? (наверное, самый «любимый» детьми вопрос).
  2. Что делали во время большого перерыва?
  3. Было что-то, что особенно запомнилось?
  4. Ты не делал(а) чего-то, что тебе не нравится?
  5. Есть ли урок, который не нравится?
  6. Есть ли кто-то в школе, кто тебе не нравится и почему?
  7. Ждешь завтрашнего дня, чтобы пойти в школу?

Как можно видеть, каждый из этих вопросов провоцирует ребенка на реакцию, наблюдая за которой можно с высокой долей вероятности определить наличие проблем. Кроме того, зная индивидуальные особенности своих детей, нетрудно будет составить свой список вопросов, помогающих выявить первые «тревожные звоночки».

Что делать

Безусловно, это самый главный вопрос после того, как определили, что «Да», проблема имеется и ее надо решать. Прежде всего, можно обсудить свои подозрения непосредственно с ребенком

Тут очень важно вести себя деликатно и не занимать жесткой обвиняющей позиции. Дело в том, что дети ставшие жертвой насилия со стороны других детей или, возможно, даже учителей, в первую очередь склонны винить себя в свершившихся трудностях, поэтому тут крайне важно будет со стороны родителей продемонстрировать свое дружеское отношение и готовность вникнуть, посочувствовать и найти вместе выход из создавшегося положения

Немаловажным фактором будет спокойное отношение взрослого. Обычно родители, когда узнают, что по отношению к их ребенку кто-то поступил несправедливо, склонны вспылить, а делать этого не стоит. Конечно, нельзя вести себя пассивно и нужно показать, что все рассказанное нашло отклик, но, ни в коем случае не следует «срываться». Вполне достаточным будет показать ребенку, что папа и мама на его стороне, и всегда готовы оказать необходимую поддержку.

Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?

  • Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
  • Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
  • Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.

Признаки того, что ребенка обижают в школе

40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками

Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке. Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:

  • Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
  • Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
  • Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
  • Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
  • Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
  • Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
  • Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
  • Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.

Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».

Признаки, что надо насторожиться

Ребёнок замыкается, становится всё более мрачным, напряжённым, агрессивным. Нет смысла списывать на “переходный возраст”. Даже в переходном возрасте у длительного периода подавленного настроения или постоянного раздражения есть реальные причины. Необязательно, конечно, конфликт с другими детьми или учителем – может быть, это лично ты ребёнку пространства недодаёшь или у чада несчастная любовь
В любом случае, обрати внимание.
Ребёнок постоянно ищет причины, чтобы не ходить в школу

В норме дети видят берега и осторожно пользуются предлогами, чтобы прогулять занятия, а тут – на неделе два дня голова болит, два дня пятка, и ещё денёк признаки скорой смерти обнаруживаются
Когда не удаётся уклониться законно, ребёнок может начать прогуливать или серьёзно опаздывать к началу занятий.
Из школы почти постоянно чадо приходит само не своё, то бледное, то красное, то со случайным синяком. Куртки и школьная форма постоянно рвутся, вещи постоянно теряются с концами, ранец постоянно превращается в пыльный мешок… Заметила, сколько раз тут повторилось слово “постоянно”? Оно ключевое

Время от времени потерять кроссовок или упасть с лестницы носом вперёд может каждый. Нюанс именно в том, как часто это происходит.
На школьных вещах могут появляться странные, непристойные или оскорбительные надписи, в учебнике всегда аккуратного ребёнка уже в начале года пририсованы шариковой ручкой рожки и усы всем портретам, тетради то и дело портятся идиотскими размашистыми рисунками.
Резко снизилась школьная успеваемость. Даже по самым любимым предметам – двойки и тройки. Ребёнка не тянет делать домашние задания – не то слово. Ребёнка вообще мало на что тянет. Закроется в комнате или в уголок забьётся и молчит или в планшет таращится. Заставишь сидеть над тетрадями – точно так же будет таращиться на чистый лист. О чём думает – неясно.
У младших школьников может пропадать аппетит, появиться энурез. Подростки могут стать неряшливыми до крайности. Если подросток “пишущий”, у него можно обнаружить повторяющийся сюжет (в рассказах, комиксах) о том, что главного героя травят. Известен случай, когда девочка выписала этот сюжет в сочинении на вольную тему… Но этого крика о помощи никто не заметил.

Как понять, что у детей конфликты со сверстниками

Чтобы помочь и прекратить аморальные выходки одноклассников, вы должны как можно быстрее заметить тревожные сигналы. Да, бывают и ситуации, когда ребёнок сам говорит маме или папе о выходках сверстников. Но бывает это очень редко, ведь в большинстве случаев обидчики просто-напросто запугивают свою жертву.

Задиры постоянно запугивают других ребят, чтобы те не рассказали об их выходках родителям

Именно поэтому родителям крайне важно изучить основные признаки того, что их ребёнка обижают другие дети. Итак, о чём же идёт речь?. 1

Подавленное настроение

1. Подавленное настроение

Понаблюдайте за своим ребёнком и обратите внимание на его настроение. Если он стал пассивным, угрюмым, замкнутым и малообщительны, наверняка в его жизни есть какие-то проблемы

В скором времени у него могут начать проявляться признаки нервозности, поэтому постарайтесь предпринять какие-либо меры как можно раньше.

2. Ярко выраженное желание не идти в школу

Когда ребёнок ищет любую причину и прибегает к совершенно непонятным отговоркам, чтобы пропустить уроки, знайте, всё это далеко не банальная лень. В обязательном порядке выясните, в чём проблема, а не просто заставляйте его идти на учёбу.

3. Постоянное появление признаков физического насилия

Если вы обнаружили на теле синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось. Скорее всего, ребёнок не захочет отвечать на ваши вопросы, ведь задиры наверняка запугали его. В таком случае обращайтесь сначала к классному руководителю и директору школы, а далее в правоохранительные органы и требуйте от них выяснения обстоятельств, при которых ребёнок был избит.

Если вы обнаружили на теле ребёнка синяки или ссадины, сразу бейте тревогу и выясняйте, что случилось

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Школьнику очень трудно сосредоточить свое внимание на занятиях, если он вдруг стал объектом насмешек в классе. А если такие обиды перерастают во что-то более серьезное, то их последствия могут сломать ребенка

Он в будущем не сможет принимать решения, озлобится на весь мир и не сможет никому доверять.

Как же родителям понять, что дело неладно, если чадо не признается? Есть несколько признаков, по которым это становится очевидным:

  1. Школьник всячески пытается остаться дома, не хочет идти на учебу, его успеваемость резко падает.
  2. Малыш находится по будням в подавленном состоянии, а в выходные настроение налаживается.
  3. Присутствуют внешние признаки — испорчены вещи, на теле есть следы побоев.
  4. Ребенок жалуется на головные боли, что может быть симптомом психологической проблемы.

Что делать родителям, если ребенка обижают в детском саду?

В дошкольных учреждениях единичные жалобы могут решаться с помощью воспитателя. Иногда хватает индивидуальной беседы, чтобы маленький агрессор прекратил свои притязания. Но если разговоры не помогают, оставлять проблему нельзя, такое отношение постепенно деформирует психику дошкольника. Чтобы не пропустить момент, родители должны:

  • наблюдать за эмоциональным состоянием малыша, когда он идет в садик и возвращается домой;
  • расспросить дочку или сына, кто и когда их обижает;
  • поговорить с воспитателем или обратиться к психологу в детском саду;
  • не советовать дать сдачи (отвечать агрессией на агрессию не следует еще и потому, что дети не умеют рассчитывать свои силы, такой конфликт может закончиться трагически);
  • воспитывать чувство уверенности, научите дочку или сына, глядя в глаза обидчику, четко произносить фразы «меня нельзя обижать», «не делай мне так»;
  • можно попробовать поговорить с родителями хулигана, однако лучше это делать в присутствии психолога или воспитателя, который подтвердит существующую проблему.

Еще один вопрос, что делать, если дошкольника обижают в садике воспитатели. Во-первых, убедитесь, что это не надуманная проблема. Может, вам просто кажется, что вашему малышу уделяют мало внимания. Для этого зайдите несколько раз в сад в неурочное время и послушайте, как воспитательница общается с детьми. Если чувствуется эмоциональная сдержанность и доброжелательность, волноваться не стоит.

При ощущении дошкольником несправедливого к себе отношения поговорите серьезно с воспитателем и детским психологом. Постарайтесь найти разумное решение. В основном в детском саду работают добрые и внимательные люди, любящие детей. При использовании воспитателями телесных наказаний или психологического давления родителям следует жаловаться в вышестоящие инстанции.

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны одноклассников.

В большинстве случаев агрессоры очень хорошо чувствуют тех, кто из-за заниженной самооценки не в состоянии дать отпор. Как правило, это дети, подвергающиеся постоянной критике дома, имеющие сформированные комплексы, которые легко «считываются» окружающими.

Дети из малообеспеченной семьи, не имеющие модных гаджетов и одежды, также становятся объектами разного рода нападок.

При переводе ребенка в другую школу, где в детском коллективе уже есть сложившаяся иерархия, нередко возникает ситуация, которую можно назвать «Кто на новенького». Даже если ребенок был лидером в своей прежней школе, ему нужно заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.

Гиперопекаемый ребенок, которого родители всячески ограждают от «суровой действительности», столкнувшись в школе с реальной моделью жизни, нередко становится объектом для насмешек.

Нападкам со стороны преподавателя могут подвергаться дети, имеющие собственное мнение, которое отличается от авторитетной точки зрения педагога. Часто насмешкам подвержен ребенок, у родителей которого конфликт с учителем.

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может:

  1. Искренняя беседа по душам. Главное — выяснить ответ на вопрос «почему именно он?». Так можно докопаться до истины и понять, что он мог сделать нападающему. Если ничего, то дочка или сын невиновны в этой ситуации. Травля не бывает беспочвенной, и в ее причинах родители обязаны разобраться.
  2. Понимание того, только ли в школе ребенок подвергается издевательствам. Родители должны обязательно предложить свою помощь и пути решения проблемы. Школьнику нужна родительская поддержка: он должен чувствовать свою нужность и положительное отношение к себе.
  3. Детский праздник поможет сплотить коллектив и примерить враждующие стороны: школьная дискотека, спортивные соревнования или коллективный поход в кино. Детям нужно побыть в неформальной, внеклассной обстановке.
  4. Посещение спортивных секций поможет малышу найти для себя единомышленников. Хобби отвлекает человека и морально его восстанавливает.
  5. Помочь разобраться в себе и поведении обидчиков, вполне возможно, что школьник сам провоцирует конфликты. Не стоит на него давить, лучше объяснить правила поведения.
  6. Понимание того, что внешность не имеет никакой значимости, защитит ребенка от комплексов. Уверенность в том, что он любим такой, какой есть, не должна его покидать.
  7. Игнорирование и отсутствие реакции чаще всего приводит к тому, что врагам надоедает их жертва. К примеру, если отобрали ручку, нужно сказать: «Когда надоест ее держать, отдашь». Очень скоро она будет брошена на парту.
  8. Обязательно известить классного руководителя, который примет меры: проведет классный час, покажет тематический фильм и т. д. Главное — не называть обидчиков, потому что они могут принять оборонительную позицию и настаивать на том, что первые начали не они.
  9. Пояснить ребенку, куда он должен жаловаться в случае возникновения критической ситуации (классному руководителю, директору и т. д. ).

Каких детей чаще всего обижают в школе?

Дети, которых обижают, хоть чем-то выделяется из толпы одноклассников. Многим «крайним» свойственны такие особенности характера: стремление отстаивать свою точку зрения, замкнутость и малообщительность. Ребенок-интроверт особенно часто становится мишенью для издевательств.

Advertisement

Если ребенка постоянно критикуют в семье, его самооценка снижается, он перестает верить в себя и становится легкой добычей для насмешников – одноклассников. Такие дети не способны дать отпор, они воспринимают издевки, как  данность. Стоит ли говорить, что агрессивно настроенные дети прекрасно чувствуют закомплексованных и безответных сверстников.

Если ребенок живет в семье с низки социальным статусом, он также подвергается постоянной критике. А все потому, что его одежда не модная, а модель мобильного телефона безнадежно устарела.

Новички, которых перевели из другой школы, попадают в уже сложившийся коллектив, также входят в группу риска. Новые одноклассники «прописывают» вновь поступившего, подстраивая ему всевозможные каверзы. Даже если школьник был лидером в прежнем коллективе, ему придется укреплять свои позиции по новой.

Ребенок, которого чрезмерно опекают в семье, не приучают к коллективу с детсадовского возраста, зачастую не готов к «суровой действительности». Оказавшись один на один с жизнью вне «кокона», неадаптированный школьник становится объектом для насмешек сверстников.

Если школьник привык отстаивать свою точку зрения, противную мнению педагога или его родители конфликтуют с классным руководителем – он тоже может стать жертвой нападок.

Advertisement

Что лучше сделать в качестве помощи

Вот беседа состоялась, в ходе ее родители узнали, что чадо подвергается насмешкам, издевательствам, а то и избиениям. И все это происходит в стенах родной школы. Не спешите принимать решения, успокойтесь сами и успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы рядом и на его стороне, что обязательно вместе с ним найдете выход из любой сложной ситуации.

Постарайтесь посмотреть на все происходящее беспристрастно, со стороны. Не исключено, что ваш отпрыск сам отчасти виноват в создавшемся положении, и нужно ему пояснить, в чем именно он сделал ошибку. Возможно, он был груб, высокомерен, сам обидел кого-то слабого, чем спровоцировал конфликт с одноклассниками.

Причиной, конечно, не всегда служит поведение самого ребенка. Не секрет, что дети жестоки. Не прощают физических недостатков, некрасивости, и т.п. Могут давать обидные клички и буквально затравливать тех, кто чем-то выделяется из толпы. Встречаются великовозрастные оболтусы, вымогающие деньги у более младших школьников. В общем, случаи могут быть разные.

Выяснить ситуацию поможет визит к педагогам. С детьми, которые стали участниками конфликта с вашим чадом – лучше не общаться напрямую.

  1. Во-первых, это не этично. Взрослые люди старше, умнее, сильнее и никак не на равных со школьником.
  2. Во-вторых – может привести к конфликту с родителями того ребенка (или детей).
  3. В-третьих – раз конфликт случился в стенах школы, принимать меры к его разрешению – прямая обязанность педагогического коллектива. Учитель в данном случае будет играть роль третейского судьи.

Педагог, с его опытом и знанием участников конфликта, всегда найдет способ благополучного исхода ситуации. Возможно, примирить детей удастся – всего лишь организовав совместный «разбор полетов», в присутствии родителей учеников, самих детей и школьного учителя. Это касается небольших конфликтных ситуаций. В случаях травли, издевательств и избиения – уже нужна помощь психолога и директора школы.

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию

Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Ошибки родителей

Родители, задумываясь над тем, как поступить, если ребенка обижают в школе, должны понимать, что неверными действиями они могут навредить школьнику.

Не стоит делать следующее:

  1. Оставлять ребенка один на один с проблемой, якобы для того, чтобы развивать самостоятельность. Скорее всего, малыш не готов к такой ситуации, и задача родителей должны— научить его давать отпор обидчику.
  2. Переводить его в другой класс или школу. Конечно, бывают ситуации, в которых действовать нужно немедленно, чтобы спасти ребенка, однако гарантии того, что травля не повторится на новом месте, нет. К тому же школьнику нужно адаптироваться в новом классе, что может усугубить проблему.
  3. Решать конфликт исключительно своими силами — разбираться с недоброжелателями и их родственниками, а также преподавателем. Так можно еще больше навредить, спровоцировав усиление агрессии врагов и их наставников. Не стоит действовать, не посоветовавшись с самим малышом.

Если ребенка обижают в школе, советы психолога всегда будут кстати. Можно обратиться к нему за консультацией или привести на нее школьника. Возможно, специалист найдет к нему подход и разберется в проблеме лучше родителей.

Помогите своему ребенку полюбить и начать уважать себя:

Игра «Я есть Тот, Кто …»

  • Вы и ваш ребенок сначала по очереди завершаете предложение, сосредотачиваясь на веселых личных чертах. Вот пример: «Я тот, кто … любит музыку» или «Я тот, кто … заботится о моей маленькой сестре».
  • Затем придумайте то, что отличает только вас, о чем больше никто не может сказать, например: «Я — тот, кто … назван в честь реки».Эта игра учит детей ценить их уникальные черты и укреплять уверенность в себе и позитивное отношение к различиям

Найдите положительные детские книги. Почитайте книги с обнадеживающими сообщениями о различиях и уважении, а затем обсудите темы с вашим ребенком. Например, “Гадкий утенок “ Г.Х. Андерсен, “Золушка”, “ Мальчик с пальчик” Ш. Перро. Необходимо самому быть положительной фигурой для подражания. Действия говорят громче, чем слова, поэтому старайтесь делать так, чтобы ребенок хотел на вас походить. Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»

Авторитет ребёнка среди сверстников

У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector