Психологический запор у ребенка в 2-3 года – что делать родителям?

Как помочь ребёнку и избавить его от боязни садиться на горшок

Действовать необходимо в трёх направлениях:

  • проконсультироваться с гастроэнтерологом и сдать анализ на дизбактериоз (определение количества лакто- и бифидобактерий) и копрологию (выявление паразитов);
  • смягчить каловые массы (чтобы они безболезненно выходили, и в дальнейшем не образовывались микротрещинки);
  • снять эмоциональный блок (дать уверенность в том, что такая ситуация больше не повторится).

При любых проблемах со здоровьем нужно консультироваться со специалистом, и запор — не исключение

Лечение, которое поможет сходить в туалет

При выявлении нарушений баланса микрофлоры или наличии паразитов доктор назначит эффективное лечение, а также подберёт подходящую диету. Правильный рацион включает:

  • соки (свекольный, морковный, тыквенный);
  • воду (суточная норма рассчитывается по формуле: 50 мл на 1 кг веса);
  • сухофрукты (чернослив, курага, изюм);
  • кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша).

Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку — в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.

Если для того, чтобы ребёнок съел правильную еду, нужна бутылочка, соглашайтесь — цель оправдывает средства

Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.

И, конечно, специалист может порекомендовать слабительные средства для облегчения стула:

  • Номазе;
  • Дюфлак;
  • Гудлак;
  • Порталак сироп;
  • Ливолюк-ПБ;
  • Ромфлак.

Но назначать то или иное лекарство должен только врач.

Психологическая помощь, чтобы преодолеть проблему

Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать — это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания.

Похвала

Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы

Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное — это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке

Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.

Сказкотерапия

Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.

Сказки увлекают детей, расслабляют и настраивают на нужный лад, что помогает уговорить малыша сесть на горшок

Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять. Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти. И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.

Игры с пластилином

Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге — эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.

Способы борьбы с запором на нервной почве

Лечение всегда комплексное. Несмотря на то, что причины кроются в нервной системе и сознании малыша, проблема дефекации вызывает и нарушения соматического характера. Поэтому после диагностики прибегают одновременно к нескольким методам.

Работа с психологом

Первый шаг при устранении нервного запора – консультация с детским психологом и посещение сеансов. Иногда страхи подавлены настолько, чтобы обычной беседой или изменением родительского отношения проблема не устраняется. Психолог помогает выявить истинную причину боязни дефекации и с помощью различных методик учит ребенка бороться со страхами.

В ситуациях, когда патология спровоцирована ошибками в воспитании или родительскими конфликтами, может понадобиться консультирование не только малышу, но и его родителям.

Медикаментозная терапия

Поскольку сдерживание позывов вызывает отвердение каловых масс и сильный запор, важно как можно быстрее вызывать дефекацию, очистить кишечник и наладить нормальную перистальтику. Для этого используются:

  • клизмы;
  • свечи с маслом облепихи;
  • препараты в форме таблеток;
  • капли и сиропы;
  • витаминные добавки.

Эмоциональная поддержка родителей

При психологическом запоре необходимо помнить, что его появление связано с особенностями каждого конкретного ребенка. Выбор средств не должен пугать ребенка, в противном случае это только усугубит проблемы.

Обязательно почитайте:

Пищевая аллергия у детей: симптомы и лечение (диета, препараты)

Родительская ласка и любовь, объяснение необходимости приема таблеток или сиропов помогут гораздо лучше, чем принудительное клизмирование. Малыша следует настроить на позитивный лад, помочь поверить, что поход в туалет больше не будет связан с болью или неприятными ощущениями.

Диета

Правильно составленный рацион позволит малышу быстрее справиться со страхами, ведь поход в туалет станет простым и безболезненным. Обеспечить нормальную перистальтику помогают следующие продукты:

  • компоты на основе сушеных фруктов;
  • свежие соки;
  • пища, богатая клетчаткой;
  • кефир и творог в ограниченных количествах;
  • чистая вода.

Одновременно следует ограничить сладости, мясо с большим содержанием жира, копчености. От любимой, но крайне вредной для детей, «быстрой еды» необходимо отказаться полностью. На снеки, чипсы и аналоги накладывается строгое табу.

Режим дня

Кроме поддержания здоровья постоянный и выстроенный дневной график обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности

Важно, чтобы утро начиналось с простой и веселой гимнастики

В течение дня спокойные занятия должны перемежаться подвижными играми и прогулками на воздухе с возможностью побегать, попрыгать и полазать по игровым комплексам на детских площадках.

Описание видов

При физиологическом виде констипации задержку стула провоцируют:

  • гиподинамия;
  • недостаточное употребление жидкости;
  • злоупотребление едой с малым содержанием клетчатки (сдобой, белковой пищей);
  • нерегулярное питание и голодание.

Здесь допустить физиологическую задержку стула можно, проанализировав образ жизни малыша и его питание.

При атоническом виде констипации у ребенка появляются такие симптомы:

  • повышенное газообразование;
  • тяжесть в животе;
  • боль во время дефекации;
  • чувство распирания.

При атонии в нижней части прямой кишки в большом количестве скапливается кал. Пытаясь сходить в туалет, малыш часто жалуется на боль и плачет. Физиологическая и атоническая формы констипации идентичны по проявлениям. Кишечную атонию диагностирует детский гастроэнтеролог после проведения обследования.

При спастическом виде констипации у малыша появляется спазм мускулатуры под влиянием внешних факторов (неблагоприятные условия жизни, стресс). После ликвидации провоцирующей причины симптомы исчезают самостоятельно. Какое нужно проводить лечение при спастическом запоре у ребенка 3 лет? Здесь при опорожнении выходит шероховатый плотный кал, похожий на овечий. Если у ребенка запор сопровождается кишечной коликой, клизму с прохладной водой не делайте. Ведь это спровоцирует более мощный спазм мускулатуры.

Врачевание запора может быть долговременным. Восстановительный процесс может длиться до двух лет. Ведь нужно будет не только восстановить деятельность кишечника, но и ликвидировать психологический барьер. Ребенок не всегда понимает, что поход в туалет приносит облегчение.

Слово доктору

«И почему вам приспичило выйти именно перед вашим выступлением? Мы ждали визита руководства полгода, вы вернулись в зал со счастливым лицом, а нам из-за вас пришлось менять регламент всей встречи!» Подслушанный нечаянно разговор в кулуарах власти Современный цивилизованный человек, модно одетый, независимый, прекрасно образованный, успешный, с последней моделью гаджета в руках и маленькая, вёрткая мартышка со смешной бородкой и юркими глазками-бусинками. У этих разных и таких похожих субъектов кроме Дарвина и его теории эволюции есть общая черта: каждый из них состоит из того материала, что он съел некоторое время назад. Следствие: частью человека является также и то, что он не смог по какой-то причине вовремя выделить наружу. Наверное, поэтому мы склонны драматизировать своё существование, часто пугаемся проблем, таких, как психологический запор, и приходим в уныние по мелочам.

Ведь то, что происходит совершенно естественно и непринуждённо у лошади, у нас, взрослых венцов творения скрыто за семью печатями и обставлено чуть ли не мистическими ритуалами. Колоссальное значение в жизни некоторых имеет участие окружающих, знакомых и нет в том, как они сходили в туалет; как именно ситуация, в которой человек оказался с внезапно возникшим желанием сходить «по большой народной нужде» позволяет это сделать. Общественное мнение вторглось в самую интимную сферу человека. Странно, ведь процесс поглощения пищи и выделения непереваренных остатков – это сама суть обмена веществ и неотъемлемая часть жизни. И удовольствие от хорошего опорожнения кишечника трудно поддаётся описанию: и своевременно, и быстро, и комфортно, и результативно, сравнимо с удовольствием от еды.

Над всей этой большой и сложной проблемой трудится кора головного мозга, точнее, парацентральная долька в глубине лобной извилины, которая у человека контролирует процесс. Дефекация требует участия древних центров продолговатого мозга, которые лежат более глубоко. У рыб и земноводных эти центры сами командуют «на выход», когда придёт пора. У зверей уже появляется тормозное влияние молодой активной коры. Хищники научились «терпеть», когда вблизи появляется добыча, а у травоядных появилась возможность опорожняться на бегу.

У нас же человек, становясь взрослым, учится контролировать этот процесс, подчинять его своей воле. И основная работа взрослых идёт по обузданию и сдерживанию, поскольку стимуляция дефекации происходит в туалете, а сдерживать её иногда приходится в любое другое время дня.

Зачастую излишняя концентрация на процессе опорожнения мешает естественному течению событий, сама способна вызвать запор. Погрузившись в чтение в туалете, иногда можно «отдаться» воле случая, расслабиться, “усыпить” кору головного мозга, и получить значительный эффект.

https://youtube.com/watch?v=KN6XW71v68Y

Причины

Психологические проблемы могут являться как непосредственной причиной запора, так и приводить к развитию заболеваний. К тому же нельзя исключать одновременное воздействие нескольких факторов.

Патофизиологический механизм заключается в нарушении нервной регуляции желудочно-кишечного тракта и других систем органов, которые воздействуют на него.

В 1 год

Ребёнок первого года жизни основную часть своего времени ест или спит. В этих условиях полноценная дефекация считается показателем нормального здоровья. При этом большинство физиологических систем в этом возрасте еще не сформирована должным образом, в том числе нервная.

Наиболее тесную связь малыши имеют именно с матерью, ведь тактильный контакт долгое время остается основным общением между ними. Несмотря на то, что они еще не способны к более глубокому анализу поступающей информации из окружающего мира, они могут реагировать на нее.

Так, неблагоприятная атмосфера в семье, длительная разлука с матерью и отсутствие соответствующего досуга (наличие игрушек, прогулки на свежем воздухе, совместные активные игры с родителями) могут приводить к нарушению пищеварения.

В 2-3 года

К 2-3-летнему возрасту дети стремительно растут и развиваются, с интересом воспринимая информацию об окружающей среде. При этом происходит большое количество важных для них моментов, таких как: устойчивое прямохождение, обогащение речи, приучение к горшку, поход в детский сад.

Ребенок уже способен сформулировать свои желания, осознавать различные эмоции и чувства, которыми он реагирует на происходящее вокруг. В этой ситуации возможны следующие причины развития запоров:

  • Знакомство с детским коллективом часто сопровождается большим стрессом для ребенка, который до этого привык только к тесному отношению со своей семьей. Подобные условия вызывают стеснение, особенно при необходимости опорожниться, что приводит к задержке дефекации;
  • Неприятный опыт в прошлом, связанный с опорожнением кишечника (боль при запоре, сильная диарея);
  • До 3-летнего возраста регуляция кишечника все еще устанавливается, поэтому иногда дети могут неожиданно даже для себя опорожниться. Самая большая ошибка родителей в этой ситуации – физическое наказание или резкая критика на повышенных тонах. В последующем ребенок из страха расстроить близких людей не может совершить дефекацию;
  • Неправильное приучение к горшку или злоупотребление памперсами;
  • Ссоры родителей или конфликты в детском коллективе;
  • Необходимость ходить в туалет вне привычных мест, резкая смена любимого горшка.

В 4-6 лет

Дети дошкольного возраста уже достаточно умны, осознанны, но при этом абсолютно отличаются между собой. Психоневрологические факторы в основном совпадают с таковыми в более ранние годы, меняются лишь условия на фоне развития ребенка.

Психологический запор у ребенка 4-6 лет может возникнуть по таким причинам:

  • Приучение к унитазу и общему туалету;
  • Боязнь дефекации, связанная с физическим наказанием, ссорами в семье, ранее перенесенной болью;
  • Ситуация, повлекшая за собой порицание и издевательства в детском коллективе (внезапное опорожнение кишечника или мочеиспускание);
  • Переход из ясельной группы в более старшие, смена места жительства или дошкольного учреждения;
  • Недостаток родительного участия, внимания, любви.

По мере взросления ребенка они становятся также более требовательными, вплоть до истерик и капризов. В таком случае возникает понятие «псевдозапора», когда он специально сдерживает дефекацию, чтобы получить желаемое или в качестве противодействия родителям.

Старший возраст

Диагностика запоров у детей школьного возраста становится намного более сложной ввиду их относительной самостоятельности и отсутствия постоянного контроля со стороны родителей. Иногда они длительное время даже не подозревают ни о проблемах с дефекацией, ни о возможных причинах.

Психологические факторы также во многом совпадают с таковыми ранее. Они базируются на страхе, стыдливости, уже появляются особенности характера, принятие ребенком своих личностных качеств.

Стрессовые ситуации в школе связанны с учебным процессом, успеваемостью, посещением большого количества секций, отношениями со сверстниками и более старшими товарищами. Часто дети умалчивают о моментах унижения, насилия и издевательства над ними, чтобы не огорчать родителей.

Виды запора

Для того чтобы назначить эффективное лечение при задержке стула, стоит прежде всего определить тип его происхождения: анатомический, функциональный, психологический, преходящий.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и причины. Соответственно, и лечение разрабатывается под конкретную патологию.

Органический запорОбусловлен анатомическими особенностями строения кишечника и совершенно не зависит от диеты, режима дня и активности малыша. Наиболее частыми патологиями являются:

  • удлиненная сигмовидная кишка (долихосигма);
  • болезнь Гиршпрунга (дисфункция нервных окончаний в районе толстого кишечника или их полное отсутствие);
  • наличие полипов/спаек/новообразований на слизистой прямой кишки.

Все эти дефекты могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Первые их симптомы проявляются буквально с первых дней жизни крохи и к двум годам предельно обостряются. Дети страдают от постоянных запоров, болезненного синдрома, интоксикации организма, но помочь им можно только радикальными (хирургическими) методами.

Функциональный запорОтличается от органического тем, что спровоцирован:

  • неправильным питанием (ребенка кормят жирной/тяжелой пищей с минимальным содержанием клетчатки/полным ее отсутствием; первые (жидкие) блюда часто игнорируются);
  • нарушенным водным балансом (кроха не выпивает достаточное количество жидкости в день или в его рационе преобладает не простая вода, а сок/чай/газированные напитки);
  • аллергической реакцией;
  • дефицитом тех или иных ферментов, что не позволяет определенным продуктам перевариваться и полноценно усваиваться организмом;
  • паразитами, которые нарушают функционирование кишечника;
  • железодефицитной анемией, вследствие которой мышцы желудочно-кишечного тракта не получают достаточное количество кислорода;
  • заболеваниями щитовидной железы;
  • нарушением центральной нервной системы;
  • злоупотреблением лекарственными препаратами, длительной антибактериальной терапией;
  • частым применением слабительных средств, микроклизм, после которых кишечник привык и «расслабился».
Психологический запорЗадержка стула возникает на фоне того, что дети терпят и боятся/не хотят сходить в туалет. Причиной этого чаще всего является предыдущий «болезненный опыт». То есть, акт дефекации сопровождался сильным дискомфортом, после чего двухлетка предпочел сдерживать позывы под страхом новой боли. Или он не может адаптироваться в новых условиях, пережил стресс (отлучение от груди/соски, «переселение» в отдельную кровать/комнату, расставание с родителями, поход в детский сад или активное приучение к горшку).
Преходящий запорОтносится к возрастным явлениям и часто носит временный характер. Причиной может быть любая из функциональных, но ее вовремя устранили («дегустация» новых продуктов, дефицит жидкости в жаркое лето, резкая смена климата, инфекционное заболевание с повышенной термометрией, вынужденный прием лекарственных препаратов).

Чем опасен запор

Основная угроза от запора у ребенка 2 лет состоит в том, что ситуация быстро уходит из-под контроля, если родители не предпринимают никаких мер. Малыш сам не может попросить помощи, не понимает, что происходит, а задержка стула с каждым днем становится все опасней:

  • Накопление каловых масс сильно растягивает кишечник, прямую кишку и провоцирует нарушения в кровотоке.
  • Появляется метеоризм, вздутие, ребенка беспокоят кишечные колики (развивается колит).
  • Страдает психологический комфорт малыша, поскольку с актом дефекации у него возникает все больше негативных ассоциаций.
  • Ослабевают защитные силы организма, иссякают его резервы питательных веществ. Новые витамины и микроэлементы почти не усваиваются в связи с запором.
  • Все более очевидной оказывается интоксикация органов и систем.
  • При очередной попытке сходить в туалет может травмироваться слизистая анального отверстия. Бывают даже случаи выпадения кишки из заднего прохода.
  • При длительных и тяжелых запорах, игнорировании ситуации, самолечении в домашних условиях (особенно, трещин и геморроя) в пищеварительном тракте могут появиться атипичные клетки онкогенного характера.

Как помочь ребенку преодолеть психологический запор?

Только созданием положительной атмосферы не обойтись – требуются эффективные методы лечения, направленные на то, чтобы малыш смог легко ходить в туалет. Родители должны пересмотреть рацион, режим дня, условия, в которых кроха испражняется. Нередко требуется и прием слабительных препаратов, чтобы нормализовать дефекацию.

Медикаментозные способы

Казалось бы, зачем принимать лекарства, если запор носит нервозную форму? На самом деле, первоначально ребенок терпит и не идет на горшок из-за психологических причин, но позже, когда каловые массы затвердели, покакать уже невозможно даже в комфортной обстановке. Назначают следующие средства:

  • Дюфалак – сироп с лактулозой, который принимают по 5 мл в день;
  • Домперидон – стимулируют моторику желудочно-кишечного тракта;
  • Мотилиум – таблетки для рассасывания, убирающие газообразование, боли в кишечнике, нормализующие стул;
  • Линекс – восстанавливает микрофлору кишечника при запоре.

Для малышей хорошо подходят свечи – они обладают быстрым и мягким слабительным эффектом. Кроме того, используют Хофитол, Нормазе, Гудлак, Ромфалак. Но самовольно покупать препараты нельзя, назначить их должен только педиатр.

Эмоциональная поддержка

Родителям малыша придется запастись терпением, ведь психологическая помощь при запорах у ребенка – это обязательная и эффективная терапия. Как помочь крохе?

  • Объясните, что какать не больно, в этом нет ничего постыдного и унизительного, ведь речь идет о естественных явлениях. Делать это нужно языком, понятным малышу, и столько раз, сколько потребуется;
  • Хвалите ребенка за то, что он смог сходить в туалет. Даже если покакать удалось в трусы, нельзя ругать кроху и кричать на него. Главное, что животик перестал болеть, и пропала тяжесть. А в дальнейшем постепенно приучайте к горшку;
  • Терапия сказками – популярный и действенный прием, который увлекает ребенка. Расскажите крохе историю о том, что в попе живет кака, которая хочет выйти наружу и плачет, если это сделать не получается. Она страдает от этого, поэтому маленький рыцарь или юная принцесса должна спасти каку, сходив в туалет;
  • Купите ребенку пластилин и играйте с ним, если замечаете, что кроха сдерживает естественные позывы. Работа с этим материалом расслабит мышцы и облегчит поход в туалет.

Красивый горшок с веселыми рисунками тоже поможет решить проблему – необходимо создать комфортную обстановку для малыша, чтобы он чувствовал себя безопасно в процессе дефекации.

Специальная диета

Как справиться с психологическим запором у ребенка? В этом нелегком деле необходимо размягчить каловые массы, используя лечебную диету. В рацион крохи нужно добавить:

  • Овощные соки – свекольный, тыквенный, морковный;
  • Воду – малыш должен выпивать в день 50 мл чистой воды на 1 кг веса;
  • Сухофрукты – изюм, курага, чернослив;
  • Кисломолочные продукты – йогурты, ряженку, кефир не старше 1 дня, готовить простоквашу лучше в домашних условиях, так полезней.

Капризному малышу готовьте овощные супы, прячьте овощи в котлетки, делайте пюре, чтобы он мог пить из бутылочки, украшайте еду. В общем, постарайтесь, чтобы нужные продукты поступали в организм. Также придется ограничить потребление сладостей – без этого победить запор сложно.

Режим дня

Чтобы улучшить моторику кишечника, необходимо больше двигаться, поэтому день нужно начинать с зарядки – несложные упражнения полезны и для общего здоровья. Если ребенок непоседлив, не ограничивайте его в движении – пусть бегает и прыгает, тогда проблем с опорожнением не возникнет. Не лишней будет и вечерняя прогулка на свежем воздухе.

У ребенка должен быть стабильный распорядок дня – уход ко сну и пробуждение в одно и то же время. Необходимо, чтобы малыш кушал несколько раз, а в перерывах между едой не кусочничал, таская сладости со стола.

Почему дети боятся ходить по большому на унитаз или горшок

Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.

Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность. Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать — это нечто постыдное

У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её

Причины запора у ребёнка начиная с первого года жизни и до периода обучения в школе

Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.

Плохие воспоминания. Возможно, малыш пережил неудачное опорожнение кишечника. Например, был понос, и мама очень огорчилась, увидев запачканные штанишки. Вот теперь карапуз и не хочет расстраивать родных — так что считает правильным сдерживать свои позывы. Или же не так давно случился запор, а затем при посещении туалета крохе было больно, появились микротрещинки вокруг анального отверстия — также неприятные воспоминания.
Стеснение. Очень часто неврогенный запор наблюдается у малышей, которые начинают ходить в детский сад. Вполне вероятно, что крохе стыдно какать при других детках, так как он привык делать свои дела дома в знакомой обстановке. Кстати, это самая распространённая причина сложностей с дефекацией психологического характера у школьников — общественный туалет вызывает отвращение.
Стресс. Эта причины выделена отдельно от предыдущей не случайно
Дело в том, что родители должны с большим трепетом и вниманием относиться к тому, как малыш оправляется: насколько часто, в каком месте (на унитаз или на горшок, причём по маленькому — в жёлтый, а по большому — в любимый, со спинкой). Эти мелочи создают для ребёнка психологический комфорт во время справления нужды
Не стоит ими пренебрегать.
Боязнь наказания

Здесь речь идёт о таком важном моменте, как приучение к горшку. Далеко не все дети с первого раза понимают, что опорожнять кишечник нужно не в трусики, а на детском туалете

И родители, раздражённые связанными со стиркой и уборкой обстоятельствами, начинают резко и громко порицать малыша за такую оплошность. Вот и результат: кроха находит самый простой путь решения проблемы — не какать.


Коллективное высаживание на горшок в детском саду может стать для ребёнка испытанием и вызвать психологический запор, особенно если малыш стеснительный

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий