Почему ребенок плохо учится в школе и что делать: советы психолога

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг

Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.

Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Проблема в семье

Если говорить о том, почему дети плохо учатся в школе, то стоит уделить внимание и данной проблеме. Нужно понимать, что дети являются самыми впечатлительными

Любые конфликты или трагические события в семье могут оставить огромный отпечаток на психологии юного чада. Если его родители постоянно ссорятся, а малыш это видит и слышит, то очень скоро можно будет заметить, что ребенок стал хуже учиться, так как ему сложнее сосредоточиться.

Когда его голова забита только тревожными мыслями и переживаниями за благополучие его семьи, он не сможет полностью погружаться в необходимый материал, который объясняет преподаватель.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Зачем ребенок ходит в школу

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой — закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью… Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.

Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни

От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя — свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок — это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят «Мой хороший, не расстраивайся», то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

Мария Макарова

1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам. 

Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог

Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче

Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.

2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин

Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.

Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.

7 главных причин нежелания учиться:

  1. Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
  2. Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
  3. Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
  4. Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
  5. Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
  6. Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
  7. Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.

Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель

Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться

Школа или семья: кто на первом месте?

Первая мысль, которую надо уяснить: мы любим ребенка независимо от оценок. Нет, за двойки хвалить не нужно. Но все, что дает семья, она дает и двоечнику, и отличнику. Принятие, любовь, поддержка, дружелюбное отношение, забота, еда, жилье, безопасность – на все это у ребенка с любым табелем должен быть безлимит.

Если в семье не один ребенок, сравнивать не нужно. Никаких: «Ой, вот у Машеньки пятерка по рисованию, а Оленька у нас с детства медлительная». Возможно, это правда. Помолчите об этом. Вслух – акцентируем на хорошем.

При желании похвалить можно каждого. Многие двоечники очень помогают по дому, могут передвинуть шкаф одной рукой или мастерски разруливают конфликты. Кто знает, что окажется ценнее во взрослой жизни.

Неуспевающего ребенка придется защитить от нападок родственников. Не нужно врать или приукрашивать. Но нельзя позволять взрослым подкалывать и ерничать. Со своим ребенком родители разбираются сами, дома, наедине. Морали ему читаете тоже вы, а не троюродная тетка по папиной линии.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку

Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание — это очень важно для малыша, если не перегибать палку

Еще одна похожая ситуация — тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором — контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором

Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает

«Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Ребенок плохо учится — что делать?

В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней». Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами. «Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!

Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.

Как сформулировать позицию учителя и свою

Определив, чего хочет учитель, и сформулируйте это: «вам хочется, чтобы Саша на уроке вел себя потише»; «чтобы мальчишки перестали дразнить Митю, а Митя извинился перед Гришей и научился не реагировать на провокации»; «чтобы Настя работала на уроке».

Убедитесь, что вы правильно поняли учителя, и проблема именно в этом. Возможно, учитель уже на этой стадии скажет «Я просто не знаю, что с ним делать», и это самый подходящий момент, чтобы ответить «Я понимаю, как вам должно быть трудно».

Мягко, но настойчиво пресекайте попытки учителя навешивать на вас и на ребенка ярлыки и задавать риторические вопросы типа «Вы вообще с ним занимаетесь когда-нибудь?» или «Да вы сами когда последнюю книгу прочитали?». Оценка личности ребенка, оценка ваших родительских способностей, оценка вас самих совершенно точно не входит в учительские обязанности и сферу его компетенции. «Давайте вернемся к проблеме на уроке», — реагируете вы спокойно.

После этого можно сформулировать свою позицию:

«Саше трудно контролировать чувства; ему нужна помощь, чтобы он успокоился; давайте попробуем понять, как это можно сделать, не нарушая ход урока»;
«Митя болезненно реагирует на обзывания, ему было бы легче, если бы он чувствовал в школе вашу поддержку; чрезвычайно важно, чтобы вы показали классу недопустимость такого поведения; я, со своей стороны, обещаю обсудить с Митей, как еще можно повести себя в этой ситуации, не теряя достоинства»;
«У Насти небольшой диапазон внимания, ей тяжело воспринимать занятия в лекционной форме. Она лучше работает при чередовании видов деятельности

Можем ли мы придумать что-то, чтобы она могла сосредоточиться на лекции? Например, дать классу список вопросов, на которые они должны услышать ответы и записать их? Или предложить ей нарисовать серию иллюстраций к лекции?»

Будьте готовы к тому, что учитель вам ответит классической фразой «Их много, а я одна». На это можно ответить (спокойно и очень доброжелательно), что вы говорите не об индивидуальном подходе к каждому ученику, — только о том, чтобы переключить вашего ребенка на какое-то конструктивное дело.

Обязательно спрашивайте не только о том, что плохо, но и том, что хорошо: что ребенку удается, какие у него есть способности, за счет чего он может преуспеть. Это, кстати, иногда открывает учителю глаза на то, что в ребенке, оказывается, действительно есть что-то хорошее.

Можно спросить учителя, не порекомендует ли он какие-то другие виды деятельности, с которыми ребенок лучше справляется, другие способы сдачи материала

Например: «Моя дочь быстро устает, теряет нить рассуждений; может быть, здесь можно как-то осторожно ее вернуть обратно к делу? Она трудно и медленно запоминает правописание английских слов, что вы посоветуете? Пока мы над этим работаем (обещаю каждый день писать с ней дома по диктанту), можно вас попросить не ставить ей за диктант двойки, а просто ставить „см“? А материал сдавать в какой-то другой форме, хотя бы эту четверть? Если не четверть, может быть, в течение следующей недели попробуем так работать?»

Итак, в процесс разговора о поведении ребенка или проблемах с учебой мы солидаризируемся с учителем, очерчиваем проблему, ищем вместе пути решения и намечаем план. О том, в чем этот план может заключаться, — в следующий раз.

Улучшение мотивации школьника — 8 рекомендаций по воспитанию родителям

Активного ребенка, не умеющего сосредоточить внимание,чаще привлекайте к различным занятиям.
Переключайте деятельность с разучивания стихов на рисование, чередуйте лепку и гимнастические упражнения.
Чрезмерно подвижным ребятам предлагайте игры, снимающие излишнюю энергию, дополнительные физические нагрузки. Например, попросите ребенка полить цветы, сделать зарядку.
Медлительных детей не торопите, дайте дополнительное время на работу.
Помогая, не выполняйте задание вместо ребенка.
Создавайте такие ситуации, которые вызывают удивление, восхищение и восторг.
Побуждайте интерес к учебе, играя с младшими школьниками в «волшебство», «приключение» и «расследование».
Подростков и старшеклассников привлекайте к исследованию родного края, помощи животным, лесу и другой общественно полезной деятельности.. Повышение мотивации к учебе — активная творческая работа взрослого и ребенка

Так утверждает психолог Константин Довлатов:

Повышение мотивации к учебе — активная творческая работа взрослого и ребенка. Так утверждает психолог Константин Довлатов:

Внимание! После гормональной перестройки, школьники становятся менее импульсивными и агрессивными. Кора головного мозга созревает, что облегчает обучение.

Заключение

Ситуация в старших классах нередко меняется коренным образом. Родители и учителя замечают, что вчерашние прогульщики начинают серьезно относиться к урокам, старательно выполняют домашние задания. Появляется новый стимул — поступление в колледж или ВУЗе.
Как аппетит приходит во время еды, так и желание получать новые знания формируется во время кропотливой и вдумчивой учебной работы.

Семья и социализация

Воспитание имеет огромное значение! Оно необходимо с малых лет и должно формировать в ребенке важные качества. Эти качества должны проявляться в нужное время и стать основой будущей, самостоятельной жизни взрослого человека. Среди этих качеств присутствует самодисциплина, что означает развитую волю, интерес к познанию окружающего мира, уважение к людям, умудренным жизнью, правильные жизненные ценности и другие факторы. Конечно, невозможно требовать появления этих достоинств у ребенка мгновенно, да и не нужно. Характер формируется постепенно, и это формирование невозможно без заинтересованного участия самого человека.

Сложная обстановка дома может сильно выбить ребенка из колеи, на которую ему будет трудно вернуться. Обстоятельства, имеющие отношение к такой обстановке, могут касаться развода родителей, смерти родного человека, разрушительного воздействия одного из родителей или других членов семьи и тому подобного. Еще одним обстоятельством может быть переходный возраст, и плохое поведение ребенка в школе — зачастую следствие таких изменений. В этот период происходит переоценка многих событий и ценностей, что может проходить довольно тяжело, если у ребенка отсутствует заложенный правильным воспитанием «иммунитет».

Трудные отношения со сверстниками могут возникнуть по нескольким обстоятельствам, среди которых присутствует и характер самого ребенка, и то, как он был воспитан, и смог ли адаптироваться к конкретному коллективу, как может держать себя среди других ребят. Часто сложности возникают по причине несовпадения уровней развития и воспитания у детей, например, когда в классе есть хулиганы, демонстрирующие плохое поведение в школе и тем самым отрицательно влияющие на других детей.

Организация режима дня

Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.

Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.

Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.

Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.

От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.

На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:

  • сон
  • занятия на свежем воздухе
  • учебная деятельность и воспитание
  • прием пищи
  • игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
  • личная гигиена

Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.

Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.

Лень

Если ребенок плохо учится в школе, то причина может крыться именно в этом. Данное объяснение встречаются сегодня все чаще и чаще. В этом случае у ребенка, скорее всего, есть достаточное количество времени, он живет активной социальной жизни, у него есть друзья и по большому счету имеются все предпосылки для того, чтобы о прекрасно учиться в школе. Чаще всего такие дети не обделены умственными способностями, а, наоборот, проявляют повышенную смекалку и способности мыслить логически. Однако таким людям просто лень посвящать время изучению нового материала или подготовке домашних заданий. Очень часто юные школьники элементарно копируют поведение одного из родителей.

Возбудимый ребенок идет в школу

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.

Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector