Как заставить ребенка делать уроки?

Ребёнок не желает делать уроки: советы психолога

Если родители столкнулись с проблемой, когда сын или дочь отказываются от выполнения уроков, следует незамедлительно принять меры. Оставлять всё как есть ни в коем случае нельзя. Возможно, у вашего чада есть все возможности успешно познавать новое, но что-то ему мешает в этом.

Вам важно выявить причину отказа и присмотреться к следующим рекомендациям

  1. Мотивируйте и поддерживайте

Если ребёнок не хочет делать домашнее задание, возможно, ему не хватает интереса и мотивации. Постарайтесь увлечь его, показать, что выполнять те или иные задачи – это не так скучно и серо, как кажется на первый взгляд. Попробуйте превратить процесс изучения в увлекательную игру, а не в обыденное письмо, чтение и так далее.

Покажите ребёнку, что вам интересно делать с ним домашнюю работу, что вы заинтересованы в его успехах и всегда готовы помочь ему справиться с любыми трудностями. Родительская поддержка очень важна для детей. Помогайте чаду в достижении целей, демонстрируйте свою заботу и любовь.

  1. Поощряйте успехи

Хорошим способом, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно, является поощрение его достижений в учёбе. Многие родители активно практикуют это. Ведь детям намного интереснее делать что-то, зная, что взамен они получат подарок. Спроецируйте ситуацию на себя – вы ведь тоже работаете не просто так, а за заработную плату. Это вас мотивирует, так почему же не применять поощрительные меры к ребёнку?

Психологи советуют выбирать в качестве похвалы следующее:

  • совместные игры;
  • поход в кино;
  • поездка в аквапарк;
  • покупка настольной или иной игры;
  • возможность сходить на игровую площадку на полчаса дольше;
  • катание на коньках.

Данный перечень можно продолжать долго.

Психологи настоятельно советуют не выбирать в качестве поощрений денежные средства. Многие родители нашли для себя простой способ – давать деньги за выполненные задания или за положительные оценки. Они считают, что сильно мотивируют детей.

На самом деле это дорога в никуда. Со временем домашних работ станет больше, да и аппетиты ребёнка начнут расти. В результате вы потерпите финансовый крах. К тому же таким образом вы приучите ребёнка ценить больше всего материальную сторону, что негативно отразиться на его жизни во взрослом возрасте.

  1. Проявляйте терпение

Будьте терпимее к своим детям – это ещё один хороший совет психолога, если ребёнок не хочет делать домашние уроки. Выполнение задания вместе с детьми – действительно сложная задача. Но это не повод срываться на них, показывать им своё недовольство. Ведь даже они проявляют терпение, когда садятся за уроки. У них не всё получается, не все темы хорошо усваиваются. Но если вы будете терпимее, покажете, что не всё так плохо, как кажется, то и ребёнок возьмёт с вас пример.

Просто поймите, что учёба – это настоящий труд, в котором бывают и взлёты, и падения. Если вы поможете детям, они смогут приобрести новые знания, навыки, познают этот мир лучше, откроют для себя много интересного. Ведь для них именно родители – самые близкие и верные товарищи.

  1. Время и место для уроков

В поисках способа, как заставить ребёнка делать уроки самостоятельно, не забывайте, что большую роль в рабочем процессе играют время и место

Важно правильно всё организовать, чтобы детям было удобно заниматься, и их ничего не отвлекало

Психологи советуют следующее:

Следить за временем выполнения домашней работы. Оптимальный период – с 16 до 18 часов. Приступать сразу после школы к урокам не стоит, ребёнку следует поесть и отдохнуть, например, сходить погулять или поспать.

Не перегружать слишком длительными занятиями. Продолжительность приготовления заданий зависит от возраста ученика. Для первоклассника она не должна превышать часа.

Начинать выполнение от простой задачи к сложной. Выбирайте сначала то, с чем ребёнок легко справится, что доставит ему удовольствие. Это поможет лучше и быстрее включиться в рабочий процесс, позволит получить позитивные эмоции, поверить в собственные силы.

Чередовать труд и отдых

Важно периодически отрываться от уроков на несколько минут. Рекомендуется тратить паузы не на телевизор, телефон и игры, а на физкультминутку

Несколько простых упражнений помогут снять напряжение и усталость.

Правильно организовать рабочее место. Стол и стул должны быть подобраны с учётом роста ребёнка, чтобы ему было максимально удобно сидеть. Также важно обеспечить в комнате хорошее освещение во избежание напряжения зрения. Все принадлежности, необходимые для учёбы, должны быть всегда под рукой.

Исключите отвлекающие факторы. Полная тишина поможет ученику сосредоточиться на работе. Поэтому никаких телевизоров, магнитофонов, телефонов.

А взрослые сейчас вообще могут эффективно помогать своим детям? Ведь у них была совсем другая программа?

Мама: Пока я справляюсь с его программой, но подозреваю, что классе в седьмом мне будет тяжеловато. Правда, сейчас бывают задачки с такими текстами — я читаю и ничего не понимаю! «Найдите 5/8 числа, 5/12 которого равны 160». Я думаю: что на что мне делить, что на что мне умножать? Пока я думала, он уже сообразил. Все решается в два действия, но пока мой взрослый мозг до этого дойдет… Но Никита видит: я участвую, я с ним. А уж если мама ошиблась, это вообще восторг! Он великий математик — решил задачку быстрее матери.

Психолог: Если родитель хочет помочь ребенку получить хорошую оценку, он будет решать задачу не так, как учили его, а так, как требуют в школе. В любом случае нынешние 40–50 летние — то есть родители школьников — получили достаточно хорошее образование, чтобы прочитать современный учебник и понять, что хотят от ребенка.

Педагог: Смотря что считать эффективностью. Если папа, объясняя задачу, рассказал сыну о мире животных что-то, чего он не знал, это не поможет сегодня выполнить домашнее задание. Зато пригодится ребенку завтра.

Что делать родителям в таких ситуациях

Начальная школа

Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  1. У меня будет сердитый учитель.
  2. Я не смогу завести друзей.
  3. Как же сложно делать уроки.

Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

Советы

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.
  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты»; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов «Детская неделя» И. Подоляк.

Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино

Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!

«Наташка, Наташка, теперь первоклашка!»

Отзвенел первый звонок, ребенок в восторге от первого праздничного дня в школе, родители успокоены заверениями первой учительницы, что уроки в первом классе не задают

Но, внимание… Расслабляться не стоит. Именно сейчас наступает самый ответственный момент, для того, чтобы выработать навыки успешной учебы

Не поддавайтесь иллюзии, что в первом классе не обязательно делать домашку. Именно сейчас еще можно убедить, заставить, добиться путем шантажа и массой других вариантов, чтобы начать ее делать.

Запомните: Чем раньше приучить ребенка к регулярному выполнению домашних заданий, тем быстрее он начнет делать их самостоятельно. Если же на данном этапе пренебречь ежедневными внушениями, положиться, так сказать, на «русский авось», то велика вероятность, что вожделенный момент не наступит никогда.


Для этого не помешает составить расписание начинающего школьника: нарисуйте его сами или привлеките специалистов. Повесьте на видном месте план, который должен включать:

  • отдых после школы (обед, сон, прогулка, игры и т. д.);
  • Выполнение ДЗ (от 1 часа в 1-м классе);
  • посещение секций и кружков;
  • подготовка к следующему школьному дню (сбор портфеля, заполнение дневника и т.д.);
  • поощрение за своевременное выполнение графика.

Продуктивное время для домашних уроков в начальной школе с 15 до 18 ч. Педагогами замечено, что в данные часы мозг ребенка наиболее работоспособен. Старайтесь соблюдать режим ежедневно, за исключением форс-мажорных обстоятельств (болезнь, срочные дела и т. д.)

Еще один дельный совет психологов заключается в том, что раз в полчаса нужно устраивать небольшой перерыв

Связано это с тем, что у учеников начальной школы внимание еще довольно рассеяно, они подвижны и не любят долго сидеть на одном месте. Поэтому держать ребенка за письменным столом «до победного», будет неправильно

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в старших классах

Если в начальных и средних классах на ребенка можно повлиять силой родительского авторитета, то с приходом переходного периода ситуация усугубляется.

Ребенок растет, познает новое, меняется его система мировоззрения, случается первая любовь, появляются новые компании и увлечения. Какая уж тут учеба.

К тому же на кону всякие ЕГЭ и вступительные экзамены.

Сохранить человеческое лицо и нервную систему будет непросто всем членам семьи.

Помните, что «поступить чадо в вуз» проще, чем наладить безвозвратно испорченные отношения.

Заставить ребенка учиться в старших классах сложнее

Бессмысленно просто кричать и заставлять что-то делать силой. Гораздо больше пользы принесут доверительные разговоры.

Но не о том, почему нужно учиться, чтобы зарабатывать большие деньги, а о жизни в целом. Это вам скажет любой психолог.

Еще лучше объяснять все на собственном примере.

Расскажите сыну или дочери, какими сами были в их возрасте, с каким проблемами сталкивались — ваша задача вызвать доверие.

Нельзя также запрещать ребенку общаться со сверстниками, чтобы оставалось больше времени на учебу.

Пусть друзья приходят в гости, вместе проводят время, делают задания.

Делать упор нужно на предметы, дающиеся без труда

Помогите подростку определиться с выбором профессии и особенно акцентировать внимание на предметах, которые понадобятся в будущем для поступления в вуз. Вполне возможно также, что подросток просто не справляется с количеством информации, поступающей со всех сторон

Вполне возможно также, что подросток просто не справляется с количеством информации, поступающей со всех сторон.

Не пытайтесь организовывать тотальный контроль, наказывать отлучением от ноутбука или отказом в карманных деньгах.

Если в младшем возрасте эти приемы еще могут сработать, то в старшей школе эффект будет противоположным.

Отбирать о ребенка телефон или ноутбук в таком возрасте бесполезно

Вам все равно придется прислушиваться к мнению чада.

При правильном подходе в большинстве случаев вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки в 15 лет, отпадает сам собой.

Когда период становления личности завершается, чадо постепенно возвращается к обычной жизни, осознавая необходимость дальнейшего образования.

Поэтому заранее не палите горячку: будьте добры, терпеливы и уравновешены, и ваши старания не пройдут даром.

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки, вы узнаете также из полезного видео ниже:

“Вкусная” профессия: сколько зарабатывает повар

Кому повысят пенсии с 1 апреля 2020 года и на сколько

Отжимания — как оздоровительное упражнение

Прогноз по криптовалюте на октябрь 2019 года: будет ли рост на рынке альткоинов

Основные симптомы и причины йододефицита

Как йога помогает зрению: принципиальные отличия от гимнастики

Грецкие орехи с мёдом. Польза для мозга

Неделя 04. Новый круг

22 июля, 2018 —

Отношения: когда в школу ходить страшно или незачем

На желание детей учиться и ходить в школу влияет и обстановка в классе, отношения со сверстниками и учителями.

В младших классах особенно важно, как к ребенку относится педагог. Одна мама жаловалась мне, что учительница невзлюбила ее сына

Вызвав маму в школу, она заявила: «Я не могу работать с вашим ребенком. У меня язва открывается, когда я его вижу». Она не могла сдержать раздражения, глядя, как мальчик во время урока машинально наматывает на палец какие-то ниточки. Конечно, ребенок это чувствовал, приходил с занятий расстроенный и не хотел делать домашнее задание.

У подростков на первый план выходят отношения с одноклассниками — они во многом определяют эмоциональное состояние. Когда отношения не складываются или ребенок становится объектом травли, ему уже не до учебы.

Возрастные кризисы

Психологи советуют родителям быть особенно внимательными к детям в периоды возрастных кризисов — точные годы никто не назовет, но рано или поздно ваш подросший кроха столкнется с этим явлением. Ваша задача — помочь.

Первый кризис приходится на момент поступления в школу — первоклассникам тяжело дается новая социальная роль. Многое будет зависеть от учителя — именно он привьет вкус к обучению или отобьет. Подробно объясните семилетке, зачем нужно учиться, делать уроки. Адаптация в среднем длится до полугода и все это время вы должны быть ребенку моральной поддержкой 24 часа в сутки.

В старших классах переходный возраст проявит себя во всей красе. На малыша можно повлиять родительским авторитетом, подростком управлять намного сложнее. Помимо психологических изменений ребенок терпит гормональную перестройку. Это период болезненных влюбленностей, повышенной уязвимости, поисков себя и своего места в обществе. Не провоцируйте ссоры, оскорбляя и унижая ребенка — он отдалится еще больше. Совет психолога: беседуйте с ним как с равным, ищите компромисс.

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у него ее нет. 

Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило!

Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… 

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать экзамены… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать.

Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут.

Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что же это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Сто тысяч «почему»: причины нежелания делать уроки и как с этим справляться

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования  навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки. 1

Избалованность. Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие «радости»

1. Избалованность. Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие «радости».

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность. Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень

У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, «работа», такая же, как работа у мамы или у папы

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх. Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить «новую порцию» критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему «Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…» — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: «Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!»

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий

Не важно, что красуется в его дневнике — «двойка» или «пятерка». В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь

Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем. Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные «двойки» и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом

Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога

5. Скука. В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка

Здесь важно найти привязку к школьным предметам

6. Трудно. Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и «пройти эту тему», имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Распространенные причины

Избалованность

Чрезмерная любовь, опека, забота, вседозволенность делают «маленького командира» избалованным, капризным. Родительские чувства не должны препятствовать здравому воспитанию. Многие жалеют своих детей, не наказывая их за проступки и не заставляя совершать то, что, не доставляет удовольствия, но необходимо для пользы.

Столкнувшись с учебой, чадо начинает понимать, что тут него требуются усилия. Время, которое можно потратить на игры, теперь необходимо отдавать занятиям. Нужно постоянно что-то учить, писать, читать. А делать это не очень приятно.

Дети не так глупы, как могут казаться. Избалованный малец начинает манипулировать окружающими, впадая в истерики, притворяясь больным, жалуясь на что-то или просто отмалчиваясь. И это для того чтобы освободить себя от домашних уроков.

Как быть

Сначала нужно сесть и спокойно поговорить с дочерью (сыном). Скажите, что не будете его ругать и постараетесь решить его проблемы. Скорее всего, он пойдет на контакт и поделится истинными причинами отлынивания от учебы. Если ребенок не хочет делать уроки в силу своей избалованности, то есть, скажет, что ему просто не хочется ничего учить, а хочется гулять, смотреть телевизор и т. п., то вам предстоит серьезно «поработать» со своим чадом.

Важно объяснять, и не раз, что жизнь состоит не только из развлечений. Занятия нужны для того, чтобы развиваться, становиться умным, образованным человеком

Составьте вместе расписание, где будет учтено время для дела и игр. Ни в коем случае не видитесь на капризы и не жалейте, если хитрец будет пытаться давить на вашу слабость. Проявляется строгость, но не кричите и не угрожайте. Просто жестко следуйте установленным правилам – сделаны задания, значит, можно отдохнуть и поиграть. Именно ваша стойкость сыграет в этом большую роль.

Страх

Отбить тягу к учебе могут слишком требовательные и грубые преподаватели, строгие родители. Особенно если это 1-ый или 2-ой классы. Малыш искренне старается что-то учить и следовать заданиям, но слишком часто слышит критику, упреки, обвинения в свой адрес, потому что делает много ошибок. Появляется нервозность, неуверенность в себе и, как следствие, теряется вообще всякое желание учить уроки – ругать будут в любом случае.

Как быть

Здесь потребуется проявить внимание и показать любовь. Задача родителей не критиковать ученика, а всячески помогать ему

Крики и обвинения только усугубят проблему. Ошибся малый – объясните спокойно в чем его промах и какие знания нужно подтянуть. Сделал правильно и вовремя – обязательно похвалите.

Если дело в преподавателе, сходите в школу и поговорите, выясните, почему такое отношение к ученикам. Пообщайтесь с другими детьми, спросите, что они думают об учителе. Может ваш малыш что-то надумал, чего нет на самом деле, а, возможно, и действительно учитель слишком строг. В некоторых случаях лучше перевести школьника в другой класс. Если проблема выдумана, то посетите психолога, выясните причины страха. Советы специалиста помогут обрести уверенность в себе.

Трудность в учебе

Очень мало детей, которым одинаково легко даются все школьные предметы. Зачастую те темы, которые ребенок не может понимать быстро и легко, в силу своего определенного склада ума, становятся ненавистными. Такие проявления чаще встречаются в средних классах, где число предметов увеличивается. Ученик игнорирует занятия, ни в какую не хочет садиться за эти уроки, хотя другие может выполнять с удовольствием.

Как быть

В такой ситуации есть два выхода:

  1. Нанять репетиров по тем предметам, которые даются школьнику с трудом. Но обычно это срабатывает, только если сам «несчастный» имеет желание разобраться в темах и учить их.
  2. Просто понять, что дети бывают с разным складом ума. И если нет у дитя ни тяги, ни желания, ни способности, например, к предмету химии, то не стоит заставлять. Он все равно никогда не полюбит эту дисциплину, и она может в самом деле никогда не пригодится ему в жизни. Лучше сделайте упор на то, что дается легко и развивайте именно эти знания.

Почему дети не хотят учиться?

Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?

•    плохая обстановка дома;

Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.

•    плохие отношения с родителями;

Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.

А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.

•    стресс;

Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.

•    травля в школе;

Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.

Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.

•    отсутствие интереса;

Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.</p>

Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.

Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.

•    отсутствие контакта с учителем, с классом;

Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.

Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.

•    большая нагрузка;

Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.

•    отсутствие примера.

Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?

Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.

Нагрузка: когда подросток не успевает жить

Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».

Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, подросток использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.

Перегруженность сказывается и на здоровье — школьники начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимаются спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может.

Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.

Корень проблемы

Во многом желание получать знания зависят от микроклимата в семье. Если чадо на свой отказ делать уроки получает волну агрессии, упреков в бестолковости и прочих неприятных вещах, то ребенка однозначно охватит стресс. Именно он может стать причиной протеста или, наоборот, разочарования в собственных силах.

Но это далеко не единственная причина. С чем еще может быть связано отсутствие желания выполнять домашнее задание?

Лень. Пожалуй, один из самых распространенных вариантов объяснения ситуации взрослыми. Действительно, есть дети, которые ленивы по своей природе. Но в таком случае, у них отсутствует желание заниматься всем на свете, и не только учебой.

А если ребенок не хочет делать уроки, но с удовольствием читает книгу или смотрит фильм, значит, причину нужно искать в другом. Вам стоит откровенно поговорить и узнать, что тревожит чадо. Возможно, он чрезмерно устает, боится признаться, что не понимает предмет, или имел конфликт с преподавателем.

Боязнь высмеивания и осуждения. В первом случае это может быть связано с одноклассниками. Особенно часто такая ситуация имеет место в подростковом возрасте. Тинейджеры пытаются идти против системы, уверяя всех, что учиться – это немодно и неинтересно. А над теми, кто прилежно выполняет все задания, смеются, «исключают» из своего коллектива, и всячески гнобят. Ребенок не хочет быть изгоем, и потому вынужден следовать такой «моде».

В случае с осуждением, имеет место неправильное поведение преподавателей, которые часто сравнивают успешность детей, приводя в пример одних, и применяя не самые приятные эпитеты для других.

Дефицит внимания

Протестуя против учебы, ребенок на самом деле пытается привлечь, таким образом, внимание родителей, и показать, что нуждается в их любви и поддержке

Подумайте о том, сколько времени вы уделяете общению с чадом, помогаете ли в решении его проблем, выполняете ли данные обещания, часто ли обнимаете, целуете.

Сложности в усвоении материала. Не каждому дано одинаково хорошо усваивать знания точных и гуманитарных наук. Поэтому, не разобравшись единожды в предмете, ребенок опускает руки, и считает, что предмет для него непонятен. Чадо стесняется сказать об этом, потому всячески избегает момента выполнения домашнего задания.

Что делать родителям в таком случае? Опять-таки, спокойно побеседовать. Если окажется, что вы сами не сможете объяснить непонятные моменты, можно нанять репетитора, или договориться с учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.

Медленно снимаем с себя ответственность

Вторая важная идея: вы свой аттестат уже получили. Задача родителей: помогать по запросу. Подсказать, объяснить, разобрать сложную тему или почитать вместе д/з по литературе, нанять репетитора. Но никак не учиться вместо ребенка.

Помочь выделить время для домашней работы актуально в начальной школе. Здесь еще можно повелительно выключить телек и отправить писать прописи. Первые неудачи тоже лучше пережить сразу. Не сделал уроки – получил двойку – сделал выводы. В 7 лет это полезнее, чем в 16.

Если мама строго контролировала каждый шаг до десятого класса, то перед выпускным ее ожидает масса сюрпризов. Валяющийся на диване с телефоном ребенок, которому все безразлично, например.

Сделать д/з, собрать рюкзак, получить учебники – все это ответственность ребенка. Вспомнил про реферат в полночь? Сам завел будильник, встал пораньше и побежал распечатывать. Мама может дать кофе и не отключать орущий телефон. Но стоять и полчаса уговаривать деточку подняться, опаздывая на работу – совершенно из другой оперы.

Подтянуть запущенные предметы

Когда какой-то предмет запущен и непонятно, как к нему подступиться, можно использовать то, что я называю «методикой швейцарского сыра»: если перед тобой стена проблем, надо сначала прокрутить в ней две-три дырочки, а потом постепенно, шаг за шагом увеличивать их размер, пока стена не рухнет.

В нашем случае надо определить, какие предметы сейчас наиболее важны и какие темы ребенок не усвоил, что надо подтянуть, после чего перейти к конкретным действиям — разобраться с одним запущенным параграфом из учебника, затем приступить к следующему и так далее.

Конечно, потребуется время и терпение, зато мы увидим, как меняется отношение ребенка к занятиям: как только он начинает понимать и усваивать материал, пропадает страх, появляется уверенность в своих силах, а вместе с ней и интерес к учебе. Если предмет сложный и мы не можем помочь сами, значит, надо временно взять репетитора.

Бывает, что родители заставляют ребенка заниматься трудным предметом по два часа кряду и следят, чтобы он не отвлекался. Но мало кто может так долго сосредотачиваться на чем-либо. Ребенок сидит эти два часа, страдает, начинает тайком заниматься другим, продолжая изображать из себя труженика — а воз и ныне там…

Поэтому важно найти оптимальный способ самостоятельной работы. Можно разложить большое дело на цепь маленьких

Например, прочитал условие задачи, посидел, подумал минут десять (можно поставить песочные часы или включить таймер), потом сделал короткий перерыв, выпил чаю или попрыгал, поиграл с кошкой. Затем снова сосредоточился и решил задачу до конца.

Надо научить ребенка после сильной концентрации переключаться на краткосрочный отдых и снова к максимальному сосредоточению.

Детей «заставляют» учиться прежде всего позитивная эмоция и успех. Ребенок чего-то достигает, у него появляется вера в свои силы, она дает ему энергию двигаться дальше. Если мы поможем ему почувствовать себя успешным — в любом деле, будь то спорт, музыка, рисование, поэзия, — то этот успех станет триггером, локомотивом, который потянет за собой остальное, в том числе и школьные оценки. А главное, вернет ребенку желание учиться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector