Как отучить ребенка ругаться матом

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.

Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.

«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание. Прием 1

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Основные ошибки родителей

Обычно родители при открытии новых возможностей малыша теряются. Первым делом категорически запрещают использовать мат. Но взрослые зачастую не понимают, что такая резкая реакция может только усугубить ситуацию.

Если вы не хотите портить отношения со своей кровинкой, не допускайте следующих ошибок:

  • Не запрещайте ругаться без объяснения. Малыши не понимают, почему категорически нельзя это делать.
  • Не запрещайте ребёнку браниться, когда вы сами также бранитесь. Если вы говорите малышу, что нельзя выражаться такими-то фразами, значит и вам тоже нельзя. В противном случае, вам придётся отвечать на вопрос ребёнка: «Почему ты можешь так говорить, а мне нельзя», и т.д.
  • Также нельзя стыдить ребёнка за сказанное, особенно при других людях. Не приплетайте к одному сказанному плохому словечку другие погрешности ребёнка. Отчитывайте конкретно за брань в настоящее время.
  • Не пытайтесь изолировать чадо от внешнего мира. В наше время это просто невозможно, да и незачем.

Помните, что дети очень нежные создания, и с этой проблемой необходимо бороться осторожно

Почему дети матерятся?

Первое, что приходит в голову взрослого человека, когда он слышит, как чужой ребенок матерится в садике или в школе — «куда смотрят родители» или «связался с дурной компанией». Это верно только отчасти. Среди юных матершинников есть дети и из вполне благополучных семей.

Так почему ребенок начинает питать особую любовь к матерной речи? Причины могут быть разными:

Попытка привлечь внимание

Как обычно реагируют мама и папа, когда услышат, что их малыш случайно/неслучайно выругался матом? Начинается настоящая паника. Нравоучения, иногда строгие наказания, долгие разговоры «по душам». Ребенок, обычно лишенный такого повышенного внимания со стороны родителей, понимает, что «плохие слова» делают маму и папу немного ближе

Пусть даже внимание носит негативный характер — ребенку все равно, ведь родители наконец-то хоть как-то реагируют на него. Скорее всего, ребенок будет изредка пользоваться этим способом, чтобы обратить на себя внимание

Попытка самоутвердиться

Агрессивная речь с матами для многих становится проявлением силы. Таким образом люди пытаются показать свою власть, унизить или доказать правоту. Дети тут не становятся исключением. Для них нецензурная брань — один из самых простых способов показать окружающим (обычно сверстникам) свою независимость и «крутость», пренебрежительное отношение к правилам.

Вот почему винить в непотребном поведении ребенка плохую компанию — большая ошибка. Друзья не учат его материться, как это иногда представляю себе родители. Он сам принимает решение «обогатить» свою речь парой-тройкой матов, чтобы выделиться среди приятелей.

Месть или обида

Что говорят многие взрослые, попадая в неприятную ситуацию? Сгоряча в голову лезут только матерные выражения. И дети тоже так поступают, они же копируют поведение родителей. У них нецензурная брань точно так же становится проявлением злости, боли, сильной обиды.

Вот почему многие подростки, остро реагируя на критику взрослых, в порыве агрессии неприлично выражаются даже при маме и папе. Это попытка посильнее задеть близких, отомстить им. Это не поддается контролю, что поделать, ведь даже ребенок 5 лет может материться в ответ своему обидчику в песочнице.

Негативный пример взрослых

Некоторые люди никогда и ни при каких обстоятельствах не матерятся. Но есть и те, для кого нецензурная брань становится своеобразным стилем общения

Не важно, какое настроение у человека, — буквально через каждое слово встречается мат

Если для кого-то из родителей нецензурная лексика — это норма, с большой долей вероятности ребенок будет копировать именно такой стиль общения. Возможно, он и понимает, что это плохо, но не видит положительного примера, так как в семье общаются именно на русском матерном.

Каковы бы ни были причины использования ребенком мата, проблема требует грамотного решения. Многие могут возразить, что не надо драматизировать, ничего ужасного в этом нет, мол ребенок сам потом поймет, что это плохо. Но психологи непреклонны — постепенно это может перерасти в привычку, от которой сложно избавиться. Считается, что обилие в лексиконе бранных слов снижает интеллект, порождает вседозволенность в поступках и повышает уровень агрессии.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Какие способы применять нельзя, чтобы отучить ребенка от мата?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал материться, вам нужно знать не только то, что можно делать, но и чего делать нельзя. Педагоги и психологи рекомендуют родителям придерживаться нескольких полезных советов:

Если вы рассказываете ребенку, что матом ругаться нельзя, это не должно означать, что нельзя этого делать только ему одному в вашей семье, потому что он маленький. Для ребенка это не объяснение, а вызов. Он будет протестовать и доказывать вам, что он такой же, особенно, если вы или другие члены вашей семьи будут продолжать материться.
Нельзя стыдить ребенка за употребление мата на людях, особенно при ваших знакомых. Таким способом вы нанесете только психологическую травму своему чаду. Он будет замышлять, как бы вам отомстить, чтобы и вам было так же стыдно и неприятно, как ему. Будет это происходить достаточно часто, ребенок может вообще перестать проявлять к вам любые эмоции – только злость, агрессию.
Не стоит устраивать ребенку скандал, если он пообещает вам, что больше ругаться не будет, но снова сказал матерное слово. Так вы только все усугубите. Не стоит делать из мухи слона. Дайте ребенку время

Он должен понять, что для вас очень важно, чтобы он отучился от мата, и вы готовы для этого очень многое терпеть и ждать. Ребенок должен почувствовать, что вам важна его жизнь, его место в обществе, что вы по этому поводу переживаете.
Не запрещайте ничего категорично

Запрет только порождает еще более сильную месть и интерес. Вы должны быть последовательны и терпеливы, как бы трудно это вам не было. Результат вас, безусловно, порадует, но не сразу. Просто помогите своему ребенку.

Мат – это, по сути, зависимость, такая же, как и наркотики или алкоголь. Конечно, негативно на здоровье эта вредная привычка никак не отразится, но она повлияет на нормальную социальную адаптацию ребенка в обществе, когда он уже станет взрослым человеком. Ваше чадо должно понять, что мат в его жизни будет присутствовать, потому что его не перестанут употреблять люди слабые духом. Главное, чтобы он полностью был устранен из его жизни.

Не совершайте агрессивных действий, не наказывайте их, не оскорбляйте и не унижайте, а просто любите своих детей. Только не слепо, так как это обычно приводит к тому, что из детей вырастают эгоисты. Вкладывайте в них свою любовь – они ответят вам тем же, они вырастут порядочными, воспитанными и подготовленными к жизни людьми.

Что еще могут сделать родители

Предложить альтернативу. Иногда нецензурные слова и выражения – это самый доступный для ребенка способ выразить свою злость или даже восхищение. В этом случае мат – выражение эмоций. Предлагайте ребенку другие выражения и действия (побить подушку или порвать бумагу от злости), попрыгать или пообниматься (от радости)

И не забывайте, что взрослым самим важно открыто и честно проявлять свои эмоции, чтобы ребенку было у кого учиться

Читать вместе. Для того чтобы помочь ребенку научиться выражать своим мысли в приемлемой форме, расширяйте его словарный запас. Для этого полезно много читать – и самому ребенку, и вам для него вслух (введите традицию семейного чтения). Обязательно обсуждайте прочитанное, отмечайте, что свои мысли и чувства можно выразить разными словами, не обязательно грубыми.

Менять стиль общения. Иногда мат – это едва ли не единственное, на что реагируют родители

Тогда бранные слова становятся для ребенка хорошим способом привлечь к себе внимание, пусть даже в виде строгих выговоров и наказаний. Тогда нужно менять стиль общения с детьми, чтобы у них не возникало желания добиваться вашего внимания таким способом

И помните, что терпение, доброжелательность и личный пример всегда лучше нотаций и наказаний.

Подростковый возраст

Вступая в очередной период взросления, самый сложный и противоречивый, подростки пытаются самоутвердиться в среде своих сверстников, завоевать их уважение. Часто они это делают при помощи употребления неприличных выражений. В 12-15 лет дети уже меньше прислушиваются к советам родителей, а больше равняются на авторитет друзей или своих кумиров.

Способ убеждения и рассказы о том, что бранные слова не употребляют люди в цивилизованном обществе, на подростка никак не подействует. Одним из вариантов, как отучить материться ребенка старше 12 лет, может стать пример человека, которого дочь или сын уважают, и факт того, что он не употребляет «мат». Другой метод — нажима и наказания — подразумевает введение каких-либо санкций или лишение карманных денег за употребление ругательства в своей семье и школе.

Главная задача родителей, имеющих детей подросткового возраста, — запастись терпением и пережить данный период. Ведь взрослея, дочь или сын сами поймут, что употребление нецензурных слов в мире взрослых является неприличным фактом и негативно скажется на отношении к ним окружающих.

Ребенок ругается матом на уроке

Что делать если ребенок матерится в школе, а если он вдобавок еще и на самом уроке сквернословит, это уже не есть хорошо.

Обычно, ругаться матом на уроке начинают дети в более старших классах, но и в начальных такая беда есть. Всем хочется казаться взрослым, но только со стороны это выглядит совсем не так.

Учитель обязан сделать запись в дневнике и вправе вызвать по телефонному звонку одного из родителей в школу. Если родители в течение трех раз не явились на беседу в школу, то это повод сходить к ним домой в гости социальному педагогу.

Уважаемые родители, старайтесь быть с вашим ребенком всегда уравновешенной и спокойной, и никогда грубостью не отвечать на грубость. Только доброжелательность и любовь помогут вам добиться результатов, но не крики и скандалы.

Как вести себя если ребенок ругается матом?

Помните, что дети учатся тому, что происходит у них дома. Прежде  чем воспитывать ребенка, начните с себя.

 С Вами была Нина Кузьменко и «Почему дети матерятся в школе».

Как избавиться от чувства злости

Детская самостоятельность

Ребенок левша молиться или смириться

Чему теперь учат в школе. Часть 1

Родители ругаются матом при ребенке

Что ж родители – это первый пример. Уже об этом неоднократно упоминали. Но нецензурные слова отражаются и на характере ребенка, и даже на его судьбе.

  • Дети родителей, которые постоянно ругаются матом, неуверенные в себе и больше подвержены депрессиям.
  • Из-за своей застенчивости часто плохо учатся в школе.
  • А постоянные маты в свой адрес настолько угнетают психическое состояние, что такие люди либо становятся на неправильный путь, либо заканчивают жизнь суицидом.
  • Да, немного пугающе и, может даже, немного утрированно. Ведь все мы рано или поздно слышим и даже говорим матерные слова. Конечно, такое относиться к тем родителям, которые постоянно ругаются матом и срываются на своем ребенке:
    • работайте над собой! Займитесь спортом или творчеством. Даже, если не умеет рисовать, творите. Это отлично помогает снять напряжение;
    • заменяйте нецензурные слова. Конечно, для этого потребуется время;
    • или поставьте правило, что будете за каждый мат складывать сколько-то денег в копилку. А собранную сумму потратите на ребенка;
    • и запомните, только слабый человек будет утверждаться за счет другой личности, более слабой. А мат негативно влияет не только на вашу жизнь, но и судьбу вашего ребенка!

Особенности ругани в разном возрасте

Дети разных возрастных групп имеют свои приоритетные причины для использования ненормативной лексики:

2–3 года. Малыш интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас. Кроха охотно повторяет все слова, которые слышит. Смысл матерных слов он даже не понимает, но нравится экспрессия, с которыми взрослые их произносят.
4–5 лет. Ребёнок уже многое понимает, в частности, что такое хорошо и что такое плохо

Часто дошкольник ругается с конкретной целью (выразить протест, когда не исполняются его желания, капризы, привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться).

6–9 лет. Старшие дошкольники и младшие школьники с помощью ругани могут выражать свою независимость, протест против родительских запретов.

10–14 лет

Главный мотив употребления нецензурных слов — самоутверждение в компании ровесников. Некоторые тинейджеры хотят казаться нарочито грубыми. (как мальчики, так и девочки) – им кажется, что так они будут выглядеть круче.
После 14 лет у большинства подростков интерес к мату уже ослабевает. Такие слова остаются лишь выразителями эмоций, их вставляют при рассказывании анекдотов (иначе они не будут такими выразительными). Ненормативная лексика уже не доставляет былой радости (нет новизны), для уважения в коллективе уже недостаточно умения крепко выругаться. Постоянно матерящийся подросток зачастую уже воспринимается ровесниками негативно.

Как отучить ребёнка ругаться

  1. Когда решаете, что делать, если ребёнок ругается матом, в первую очередь выясните причину такого поведения;

Возможно, он всеми силами пытается завоевать ваше внимание;
А, может, испытывает сильный стресс?
Очень велика вероятность, что малыш копирует чьё-то поведение. Или он начал ходить в садик и приносит домой разные новые слова (в том числе ругательные), значения которых он не знает.
По этой теме на сайте есть статья: Адаптация к детскому саду>>>.

  1. Перестаньте сами использовать нецензурные выражения. Вы пример для ребёнка. И чем он младше, тем сильнее вам подражает;

Притом, не думайте, что если вы отошли немного в сторону от своего малыша, чтобы поболтать с друзьями или делаете это в соседней комнате, то он вас не слышит.

К ругательствам и словам-паразитам дети подчас проявляют особую чуткость. Поэтому всерьёз задумайтесь над очищением своей речи.

Если ребёнок совсем маленький (2-3 года) и вы услышали от него неприятные выражения, то не заостряйте на них внимание (если, конечно, они не произносятся слишком часто). Скорее всего, это — случайные слова или звуки, которые скоро забудутся;
Если малышу больше 3 лет, то нужно спокойно объяснить ему, почему детям нельзя ругаться матом;

Обратите его внимание на семью, напомните, что мама и папа не говорят плохих слов, только хорошие;
Приведите примеры разных приятных и добрых слов, вызывающих радость, улыбку;
Поделитесь своими эмоциями и скажите, что очень расстраиваетесь, когда слышите, что малыш ругается. Сообщите также, что от плохих слов можно заболеть, потому что они злые.

  1. Приведите авторитетные примеры;
  • Для подростков можно приводить конкретные ситуации из жизни. На своём примере или примере других родственников можно показать, какую положительную роль играет умение говорить, не используя грубые выражения и слова-паразиты.
  • Вспомните какой-нибудь случай, когда даже случайно сказанное ругательство отрицательно сказалось на отношении к вам (на общении, карьере и т. д.);
  • Откровенно поговорите с подростком о том, что есть множество других способов самоутверждения среди сверстников, кроме, как употребление матерных слов.
  1. Не подавляйте эмоции ребёнка, а позволяйте их правильно выражать;

Чем раньше он научится их понимать и принимать, тем эффективнее сможет управлять своим состоянием, не используя плохие слова. Так отучить ребёнка ругаться будет намного легче.

  1. Дошкольников и младших школьников можно отучать от грубых выражений с помощью сказок, легенд, притч, мораль которых в том, что ругаться – это плохо и стыдно;
  2. Что делать, если ребёнок ругается матом в школе?

Если вам об этом сообщает учитель, то уточните, как часто и при каких условиях он слышит от ребёнка грубые выражения;
Следите за тем, с кем он общается и дружит;
Важно выяснить, использование школьником мата – это подражание другим ученикам, преодоление своей застенчивости или противостояние каким-то обидчикам.

В любом случае необходимо будет доверительно поговорить с ребёнком о том, почему он начал ругаться и что сквернословие не красит людей и не позволяет добиться успеха.

Помните, что терпение, искренность в общении с ребёнком, уважение его личности, желание понять его чувства и поддержать в любой ситуации всегда принесут больше пользы, чем критика и жёсткие меры, даже в таком непростом деле, как отучение от ругательств.

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Почему ребенок не слушается?
  • Ребенок боится чужих людей

Причины, по которым человек матерится

Чтобы отучить себя ругаться матом, не достаточно просто замолчать и все

Важно понять причину, почему вам это крайне необходимо

Психологической причиной является запрет общества на произношение таких слов. Некоторые люди подсознательно не принимают запреты. Поэтому я буду показывать, какой я крутой, независимый, и мне нипочем чужие барьеры.

Но это глубокое заблуждение человека. Как раз он становится зависимым от таких слов, не находя других в разговоре

Причем вы замечали, что часто использованию таких слов подвержены мужчины? Именно им важно показать себя “красавчиком”. Разговаривать матом люди начинают от неуверенности, нехватки поддержки со стороны близких

Еще одной причиной сквернословия во взрослом возрасте становятся постоянные стрессы. Человек не может перестать ругаться, так как это оставит его сам на сам со своими страхами. Какое впечатление у нас вызывает бранящийся мужик? Правильно, он выражает агрессивность, увеличивает дистанцию.

На самом деле перепуганные люди, эмоционально искалеченные энергично используют маты. Как будто говорят: “Только тронь, ударю!” Часто можно услышать: “Я так выражаю свои эмоции” или “Прости, психанул!” Но психически здоровые люди учатся и умеют контролировать свои эмоции и не позволяют себе лишних психов.

Именно поэтому дети, которые чувствуют патологическую незащищенность, непонимание, начинают материться. Если вы хотите отучить ребенка от этой плохой привычки, прежде всего покажите ему, что он защищен и понят.

Откуда дети берут ругательства?

Источником, откуда ребенок берет «бранные» слова, могут стать не только неблагополучные отношения в семье, но также соседи, интернет, телевидение, друзья и т.д.

Дети любого возраста употребляют нецензурные слова в разных ситуациях и по-разному:

малыши двух-трех лет подхватывает «брань» часто неосознанно, услышав ее где-то случайно и даже не зная смысла; дети пяти лет уже более хитрые и коварные: они знают, что это плохо и чаще ругаются уже с определенной целью – обратить на себя внимание родителей или других взрослых любым способом, даже не очень приятным; более старшие дети (5-10 лет) употребляют мат для протеста, демонстрируя таким образом свою независимость от деспотизма или дисциплинарных требований старших; подростки же применяют нецензурную лексику для собственного самоутверждения среди своих одноклассников, набирая авторитет

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование

«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка

Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы

Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector