11 месяцев ребенку: развитие, что должен уметь

Техника безопасности

  • На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
  • Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
  • Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
  • Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
  • Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
  • Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
  • В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
  • Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
  • Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Нейро-психомоторное развитие

  • Начинают проявлять предпочтение в использовании одной из рук. Если протянуть малышу предмет, то чаще всего он будет стараться схватить его одной из рук;
  • Знают, каким образом можно манипулировать родителями и используют различные способы воздействия для достижения желаемого (крик, капризы, плач). Манипуляции учащаются, если крохе удается найти слабое место родителей. Рекомендуется стараться не поддаваться на попытки малыша переубедить вас в определенном решении, чтобы не показать вариант воздействия;
  • Понимают и выполняют простые просьбы: «дай», «покажи», «на». Предлагая такие занятия карапузу несколько раз в день, через несколько недель можно заметить, как быстро малыш ориентируется не только в задании, но и в собственных игрушках, бытовых предметах;
  • Выполняют одно и то же действие по несколько раз для получения желаемого результата. Во время игры малыш может ругать игрушку, если не получается положить ее в другую, но эти эмоции не останавливают кроху от действий, а только усиливают стремление достигнуть поставленной цели. Чтобы малыш меньше злился, подсказывайте ему правильный вариант действий;
  • Стремятся получить положительную оценку, специально повторяют звуки и действия, вызывающие восхищение взрослых. В этом возрасте не рекомендуется веселиться или восхищаться, на новое, но неправильное действие. Если кроха сделал что-то нежелательное, но очень смешное, нужно сдержать проявление эмоций;
  • В самостоятельной игре могут использовать простые элементы сюжетной игры: качать куклу, катать машинку;
  • Любят играть с небольшими предметами при помощи пальцев. Пинцетный захват стал более совершенным и карапузу нравится подбирать крошки, трогать и переносить с места на место крупы или мелкие детали. Такое занятие очень полезно, но стоит позволять играть с маленькими предметами только под присмотром взрослого.

Социальное развитие

Родители одиннадцатимесячного малыша могут вздохнуть свободно: их кроха стал настолько независимым, что не нуждается в их ежеминутном присутствии. Более того, он готов видеть рядом с собой другие лица. Поэтому самое время познакомить его с новыми людьми: няней, воспитателем развивающей группы, сверстниками. Любознательный малыш с радостью пойдет на контакт.

Общение со сверстниками происходит на игровой площадке или в центре раннего развития. Если вы посадите своего ребенка рядом с такими же малышами, через несколько минут завяжется общение: дети попытаются обменяться игрушками, потрогать друг друга, взяться за руки. Родителям следует присматривать за своими карапузами: неловкое движение одного ребенка может обидеть другого, и тот начнет капризничать и плакать.

Поскольку ребенок пока не нуждается в длительном общении, в людном месте достаточно проводить 30–40 минут.

Техника безопасности

  • мелкие, хрупкие и бьющиеся предметы находятся высоко или в недоступном для ребенка месте. Помните, что кроха уже легко может открыть полку, выдвинуть ящик, места с опасными для бутуза предметами должны быть дополнительно зафиксированы;
  • лекарства, химия, монеты, порошки и моющие средства не доступны малышу, даже в закрытом виде. Кроха уже легко может открутить крышку, порвать упаковку, догадаться, как открыть коробку или пакет;
  • розетки закрыты заглушками или спрятаны за мебелью, провода не торчат;
  • нет доступных для ребенка острых, режущих и колющих предметов;
  • на дверях установлены ограничители, доводчики дверей отключены;
  • острые и твердые углы мебели прикрыты плотной тканью;
  • подвижная мебель не находится в незакрепленном состоянии, не используется малышом в качестве опоры;
  • на окнах установлены замки. Помните, что москитная сетка не создана для удержания веса ребенка. Не оставляйте карапуза одного в комнате с открытым окном.
  • постоянно учить и напоминать малышу значение слов «нельзя», «горячо», «опасно»;
  • не забывать горячую чашку на краю стола, не оставлять кастрюлю на крайней конфорке;
  • не допускать игр с газовой плитой и электрооборудованием;
  • перекрывать газ после использования, отключать электрические приборы из розетки.

Как помочь малышу развиваться

Помочь в развитии малышу в 11 месяцев вы можете, занимаясь с ним следующим образом:

Предлагайте ему поиграть с пирамидкой, демонстрируя, как можно снимать и надевать кольца на стержень.

  • Показывайте ребенку части лица и тела, поочередно называя их.
  • Показывайте и называйте ребенку предметы, используя книги, карточки Домана и т. д.
  • Всегда активно комментируйте свои действия в присутствии крохи и называйте предметы, с которыми вы взаимодействуете.
  • Читайте ребенку книжки, даже если он не подает вида, что слушает вас, пойте песни, рассказывайте короткие стихи.

  • Активно развивайте мелкую моторику малыша, которая связана непосредственно с его речью, с помощью пальчикового лабиринта, пластилина, кинетического песка, обычных круп и т. д.
  • Практикуйте игры с отверстиями, в которые нужно засовывать какие-либо предметы на ваше усмотрение.

Уход за ребенком в 11 месяцев

Режим и распорядок дня к 11 месяцам остается прежним. Дети в этом возрасте, как правило, спять два раза в день, кушают 4-5 раз.

Многие малыши к 11 месяцам отвыкают от ночных кормлений.

К 11 месяцам малыши начинают ходить, поэтому необходимо обратить внимание на обувь малыша. Она должна быть подходящего размера, с достаточно жесткой подошвой, с твердым задником, хорошо сгибаться и изготовлена из безопасных материалов. В этом возрасте можно начать или продолжить (если Вы уже начали) приучать ребенка к горшку

В этом возрасте можно начать или продолжить (если Вы уже начали) приучать ребенка к горшку

Не забывайте хвалить малыша, даже если он просто посидел на горшке, это очень важно!

Уделяйте внимание гигиене полости рта, особенно если у малыша уже прорезались зубки. В остальном уход за малышом остается прежним. Умывания, купания, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика

Умывания, купания, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика

В остальном уход за малышом остается прежним. Умывания, купания, прогулки на свежем воздухе, массаж, гимнастика.

Режим сна и бодрствования

К одиннадцати месяцам ребенок начинает гораздо спокойнее спать ночью, даже в том случае, если мамочка отменила ночное кормление грудью. Если она пока продолжает его кормить, то карапуз уже просит грудь не пять раз за ночь как раньше, а всего один – два раза. А некоторые малыши не просыпаются и вовсе, спокойно дожидаясь утреннего кормления. Сейчас ночной сон у крохи длится от десяти до одиннадцати часов. Днем ребенок спит дважды по два часа. Остальное время он активен, весел и бодрствует.

Режим у каждого карапуза индивидуален. Некоторые дети спят дольше и позже ложатся спать днем и вечером, у остальных, все происходит, наоборот. Взрослые должны подстроиться под биоритмы ребенка, так как если этого не сделают, кроха может потерять аппетит, стать капризным и такой сбой может негативно сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Так как сейчас биоритмы у ребенка только начинают устанавливаться, родители должны их четко придерживаться и следовать им, понемногу корректируя в удобную для них сторону. Резкие коррективы вносить запрещено.

Как помочь ребенку развиваться

Продолжайте по возможности брать ребенка на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью;
Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно;
Показывайте тематические карточки Домана;
Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами;
Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» – протягиваете или даете предмет, «пока-пока» – помашите рукой, «здравствуй!» – пожимаете руку

Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова;
Обращать внимание крохи на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое;
Часто дети, которые плохо говорят, еще и плохо едят

Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку;
Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:

  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите ребенку, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях;
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию;
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь;
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия;
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Полный календарь развития ребенка: Развитие до года по месяцам

← 10 месяц                                          12 месяц →

Психическое и эмоциональное развитие

Благодаря развитию мелкой моторики пальцев ребенка в 11 месяцев, усовершенствуется сенсорное восприятие, которое важно для познания окружающего мира. Малыш ощупывает предметы, изучает их форму, фактуру и размер

Кроме этого, кроха обязательно пробует их на зуб.

На протяжении одиннадцатого месяца происходит скачок в эмоциональном развитии, формируются личностные черты, продолжает вырабатываться манера поведения. Ребенку доступен широкий спектр эмоций, он активно ими пользуется, поэтому плач слышен все реже.

Интеллектуальное развитие ребенка в 11 месяцев прогрессирует наравне с эмоционально-психическим. Кроха понимает взрослых, подражает их действиям, подключает смекалку, если ему нужно обойти препятствие, чтобы добраться до цели.

Малышу в 11 месяцев присуща настойчивость и целеустремленность. Девочки и мальчики в равной степени любят похвалу за свои достижения, радуются вниманию со стороны родителей. Забота – важная составляющая для нормального развития детей. Одиннадцатимесячные малыши еще сильно привязаны к своим родителям.

Что умеет

Что умеет делать ребенок в 11 месяцев:

  • точно указывает на интересующий его предмет;
  • знает команду «нельзя», однако не всегда ее воспринимает;
  • понимает речь родителей;
  • выполняет некоторые просьбы, например, пойдем со мной, иди на ручки, подай игрушку;
  • знает названия большинства предметов;
  • произносит 2-3 слова (мама, папа) или выражается слогами;
  • озвучивает голоса животных.

Ребенку в 11 месяцев легче общаться с родителями, так как он может озвучивать свои просьбы. Если захочет кушать, то может сказать «ам-ам».

Как развивать

На протяжении одиннадцатого месяца ребенка необходимо изучать такую информацию:

  • знакомить с предметами, которые его окружают, с их назначением;
  • рассказывать о природных явлениях, животных;
  • продолжать изучать цвета;
  • тренировать командам «можно» и «нельзя».

Необходимо тренировать память ребенка. Для этого подойдут развивающие занятия, детские потешки, песни, стишки. Незаменимы в этом возрасте сортеры, благодаря им развивается логическое мышление, дети пытаются подобрать подходящий по форме и размеру предмет. Для игр также можно приобрести разные по величине ведерки, коробочки и другие емкости, мячики.

Малыш в 11 месяцев развивается, когда рассматривает книги, где есть яркие картинки. Пускай он сам перелистывает страницы. Для развития внимания и интеллекта полезны поисковые игры. Например, можно предложить грудничку найти и подать мячик, который находится в коробке с игрушками.

Следует учить ребенка в 11 месяцев разговаривать. Именно в этом возрасте формируется не только пассивная, но и активная речь. Ни в коем случае нельзя сюсюкать и коверкать слова. Выражаться нужно четко и медленно, как можно больше общаться с крохой.

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 4 месяца

Мальчики в 4-5 месяцев

Девочки в 4-5 месяцев

Вес

6400-7000 г

5600-8700 г

5000-8200 г

Рост

62,1-63,9 см

59,7-68 см

57,8-66,4 см

Окружность головы

40,6-41,6 см

39,2-44 см

38,1-43,1 см

Окружность грудной клетки

41-41,6 см

38,6-44,6 см

38,9-43 см

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

К концу 11-го месяца ребенок обычно набирает 300-400 гр и прибавляет в росте 1-2 см.

К этому возрасту появляется некоторая разница в физическом развитии у мальчиков и девочек: представители сильного пола весят больше, около 10 кг, и немного «выше» — примерно 72-74 см, девочки чуть-чуть отстают от них – 9 и 70-72 см соответственно.

В 11 месяцев точно оценить физическое развитие малыша достаточно трудно, кто-то в этом возрасте уверенно ходит, может сам подниматься и спускаться по лестнице, а другие отказываются даже ползать, предпочитая все время находиться на руках или спокойно сидя в манеже. И то, и другое – вполне нормально для 11-тимесячного ребенка, поэтому родителям, обеспокоенным темпами развития их малыша, стоит ориентироваться только на те базовые навыки, которыми должны овладеть все дети этого возраста.

Также ребенок в этом возрасте должен ходить с поддержкой родителей и достаточно хорошо владеть своим телом – в 11 месяцев движения детей становятся более координированными. Они уже гораздо реже падают, врезаются в разные предметы и могут уверенно держать игрушки в обеих руках и перекладывать их.

Малыш в 11 месяцев должен быть очень активным и любознательным, родителям стоит насторожиться, если их ребенок не пытается выбраться из кроватки или манежа, не хочет слезать с рук и не пытается активно изучать окружающие его предметы. «Правильное» поведение почти годовалого ребенка – это постоянный поиск новых впечатлений, жажда открытий и общения, которая часто доводит родителей до исступления. Поэтому, если ваш ребенок начинает озорничать, сразу же как-то он проснулся, тут же переворачивает вверх дном весь дом, не отстает от вас ни на минуту и постоянно куда-то лезет, что-то разбирает и чем-то заинтересован, вам стоит порадоваться – он развивается, как раз, по возрасту.

Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев

В 11 месяцев ребёнок уже должен уметь очень многое — и это обстоятельство делает общение с ним радостным и весёлым.

Физическое развитие

Большинство детей уже умеют ходить к 11-месячному возрасту. Некоторые ходят с опорой, а некоторые уже достаточно бесстрашны для того, чтобы ни за что не держаться. Если ваш малыш трусишка – предложите ему держаться за свою собственную одежду. Вы же понимаете, что главное в этом – это психологическое ощущение опоры. В плане еды в этом возрасте тоже уже достаточно много изменений – поскольку малыш с удовольствием ест прикорм, многие мамы отказываются от грудного вскармливания, считая утомительным придерживаться достаточно своеобразного питания для кормящей матери.

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребёнок практически живёт эмоциями и многие особенности этого этапа развития нужно принимать с пониманием. Малыш воспринимается себя гораздо шире, чем он есть на самом деле: именно поэтому маме нельзя отлучаться надолго, и свои игрушки давать никому тоже не хочется. В 11 месяцев ребёнок должен уметь понимать эмоциональную окраску слов «можно» и «нельзя» и дополнять их характерными жестами – кивать, мотать головкой или грозить пальчиком

Малыш уже вполне способен сообщить маме о своей проблеме: показать на пораненный пальчик или теребить пенис, привлекая внимание мамы к фимозу — у мальчиков к этому возрасту уже могут быть такие проблемы

Умственное развитие

Малыши очень активно усваивают новую информацию, и им нравится «повторять пройдённое». 11-месячный ребёнок обычно с удовольствием показывает, где у него глазки, ротик и носик, а также с восторгом отвечает на вопросы о том, что именно говорит коровка или киса. Привлекайте ребёнка к выполнению несложных заданий: он с удовольствием принесёт вам журнал или соберёт игрушки в корзину – это не только интересно, но и полезно, поскольку именно в этот период закладываются основы воспитания

Также важно приучать ребёнка к чтению – покупайте ему книги со страницами из твёрдого картона и, читая, показывайте ему героев на картинках

Навыки самообслуживания

В 11 месяцев ребёнок может уже довольно много делать самостоятельно. Так, в этом возрасте его необходимо учить:

  • пользоваться расческой;
  • мыть ручки;
  • умывать личико;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • самостоятельно есть ложкой;
  • приносить по просьбе взрослых небольшие лёгкие предметы.

Вы вполне можете научить вашего кроху помогать вам в уборке его игрушек и складывании их в коробку.

Кроме того, одиннадцатимесячного малыша уже можно и нужно учить одеваться. Пусть он помогает вам во время одевания – пытается надеть шапку, просовывать в рукавчик ручку, ставить в ботиночек ножку. Хвалите и поддерживайте его в этих действиях, и тогда ваш малыш будет стремиться к овладению новыми умениями и навыками.

Двигательные навыки

В 11 месяцев малыш уже активно ползает и ходит, придерживаясь опоры. Многие детишки уже «гуляют» с родителями за ручку. Ребенок учится удерживать равновесие в вертикальном состоянии — он может присесть, чтобы поднять любимую игрушку, а затем снова выпрямиться. Длительное время может сидеть без опоры, вытянув вперед ножки.

В этом возрасте детишки уже могут осилить подъем по небольшой лестнице. Зачастую этот процесс происходит на четвереньках и достаточно долго, но факт остается фактом. Ведь раньше такого малышу не удавалось.

Дети в 11 месяцев становятся более самостоятельными и могут передвигаться по дому без помощи родителей. Необходимо позаботиться об их безопасности и убрать все колющие, режущие предметы и вещи, которые могут навредить ребенку.

Для этого родителям рекомендуется опуститься на уровень малыша и хорошенько рассмотреть все предметы вокруг, которые хочется схватить, перетащить или попробовать на вкус. На все ящики нужно поставить специальные зажимы, чтобы любопытный малыш не прищемил свои крохотные пальчики. Продается специальная обивка для углов мебели.

Ваш ребенок еще только учиться ходить. Сильное падение или удар о предмет могут напугать его и оставить негативные впечатления. Это первый шаг к возможной дальнейшей задержке физического развития. Ребенок будет просто бояться и отказываться вставать на ножки. Поэтому пока его навыки в передвижении не окрепнут, лучше изолировать и смягчить все углы. Конечно, от всего уберечь малыша невозможно, и не нужно расстраиваться, если он упадет и разобьет себе коленку. Но лучше постараться максимально его обезопасить.

Становятся более точными мелкие моторные функции. Если раньше карапуз пытался схватить интересный предмет всей пятерней (и это не всегда удавалось), то сейчас он уже может аккуратно взять понравившуюся вещь двумя пальчиками. Он перекладывает ее с ладошки на ладошку, внимательно рассматривает, пробует. У него появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается и везде таскает их за собой. Иногда малыши даже отказываются выходить на прогулку без любимой куклы или машинки.

В одиннадцать месяцев малыш уже чувствует себя довольно самостоятельным и для того, чтобы одеваться. Он сам пытается просунуть ручку в рукав, надеть ботинки и шляпку. Родители должны всячески поощрять такое стремление и помогать ребенку справиться с новыми задачами.

Бизиборд для развития мелкой моторики малыша

Тест на развитие детей

Чтобы сделать вывод о состоянии 11-месячного ребенка, родители могут провести простейшее тестирование. Если на большинство вопросов будет дан положительный ответ, родители могут принимать поздравления: кроха развивается нормально, в соответствии с возрастом. В ходе тестирования стоит выяснить, умеет ли кроха:

  • Вставать в кроватке или манеже, держась за опору;
  • Ползать, вставая на колени;
  • Хлопать в ладоши;
  • Произносить звукоподражательные слова;
  • Держать в руке ложку во время еды;
  • Показывать на предметы, которые называет взрослый.

Если задержка в физическом и умственном развитии очевидна, следует проконсультироваться с невропатологом или педиатром. Возможно, ребенку назначат какие-либо лекарства или профессиональный массаж. Однако в большинстве случаев этого не требуется. Главное – помнить, что каждый малыш индивидуален, и ни в коем случае не злиться на ребенка, если пока он умеет еще не все.

Чем больше родители и другие взрослые занимаются с младенцем, тем быстрее он освоит все приведенные выше умения и навыки. Главное, чтобы занятия проводились не от случая к случаю, а по режиму и имели точный график, удобный как для взрослых, так и для грудничка.

Здоровый 11-месячный малыш делает попытки самостоятельно держать ложку во время еды

За месяц до первого дня рождения младенец становится гораздо самостоятельнее и начинает проявлять свой характер. Чтобы легко найти общий язык с малышом, взрослые должны относиться к нему спокойно и доброжелательно, а также не впадать в панику из-за неожиданных капризов ребенка. После года у малыша начнется новая фаза развития. Постепенно родителям станет намного проще понимать своего ребенка.

Образ жизни

Для нормального развития родители обязаны поддерживать правильный образ жизни и распорядок дня 11-месячного малыша.

Режим

Для 11-месячного ребенка характерно изменение распорядка дня. Он меньше спит, больше бодрствует. Ребенок переходит на разовый дневной сон, однако некоторым детям такого отдыха бывает недостаточно, поэтому они ложатся спать дважды.

Насильно укладывать спать нельзя, но и затягивать со сном тоже. Перевозбуждение чревато капризами и плохим ночным отдыхом.

Кормление

У ребенка в 11 месяцев есть 6 зубов, поэтому он может жевать. Необходимо уменьшить количество перетертой пищи. Можно не измельчать продукты в блендере, а переминать вилкой.

Пищу ребенку все же стоит готовить отдельно, переходить на взрослый стол еще рано. Кормить грудничка следует 5-6 раз в день, 2 кормления должны быть грудным молоком или молочной смесью.

В рационе грудничка в 11 месяцев должны присутствовать каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты, а также сдоба, печенье, хлеб. Что касается молока и яичного желтка, то их присутствие также желательно, если у ребенка нет аллергии.

Сон

Режим сна может отличаться. Если ребенок в 11 месяцев спит один раз, то продолжительность отдыха до 3-4 ч. Двухразовый дневной сон длится по 1,5-2 ч. Ночью кроха спит около 10 ч., может проснуться, чтобы перекусить.

Уход

Уход за ребенком в 11 месяцев остается прежним. Это водные процедуры, зарядка, стирка одежды

Особое внимание стоит уделять выбору обуви. Лучше приобрести ортопедическую

Она не только удобная, но и поддерживает стопу в анатомически правильном положении.

Немаловажна интимная гигиена. Количество мочеиспусканий уменьшается, однако объем выделяемой мочи увеличивается. Необходимо следить за наполненностью памперса, чтобы ребенок длительное время не был мокрым. Лучше, если он 3-4 ч. в день побудет без подгузника. В 11 месяцев можно высаживать его на горшок.

Купание

Ребенок в 11 месяцев уверенно сидит. Чтобы сделать купание интересным, можно добавлять в ванну игрушки. Родителям нужно поддерживать ребенка за грудную клетку. После такого интенсивного купания ему будет легче уснуть.

Прогулки

Грудничок готов к продолжительным прогулкам. Ему интересно рассматривать все вокруг. Дети в 11 месяцев могут проситься ходить. Им хочется бегать, а не сидеть в коляске.

Гулять с ребенком нужно 2 раза в день по 1,5-2 ч.

Массаж, гимнастика

Массаж и гимнастика являются неотъемлемой частью развития ребенка в 11 месяцев. Они помогают развиваться физически, избавиться от лишнего напряжения и перевозбуждения.

Во время купания можно делать водный массаж, после разминать ноги, руки, стопы, пальчики. В утреннее время желательно делать зарядку. Необходимо тренироваться сидеть, шагать, наклоняться вперед, тянуться к игрушке.

Игры

Для девочек и мальчиков в возрасте 11 месяцев интересны сюжетно-ролевые игры. Дети в этом возрасте также охотно занимаются с карточками Домана. С их помощью можно развить речь. Хорошо на развитии сказываются сказки, песенки.

С ребенком можно поиграть в такие игры:

  • «Кто это?». Можно показывать картинки в книге или доставать предметы из коробки, проговаривая их названия.
  • «Угадай, что спрятано». Нужно показать закрытую коробку, потрясти ее, достать предмет и сказать, что это.
  • «Как говорит животное?». Можно заниматься как с карточками Домана, так и по картинкам в книге. Показывать животное и произносить, как оно говорит.

Девочке в 11 месяцев будет интересно рисовать пальчиками или карандашами, делать пирожные в песочнице с помощью формочек.

Режим: сон и бодрствование

Ребенок стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

Что умеют мальчики, а что девочки

В одиннадцатимесячном возрасте уже с лёгкостью можно замечать отличия не только в физическом развитии мальчиков и девочек, но и в их поведении и даже способе играть.

Что должен уметь мальчик в 11 месяцев

  1. Любит активные игры.
  2. Он любопытный и полный энергии.
  3. Отдаёт предпочтение машинкам, мячику.
  4. Не любит долго сидеть на месте. Находится в постоянном поиске чего-то нового.
  5. Любит слушать разные звуки, может долгое время нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
  6. Отдаёт предпочтение детям своего возраста. С лёгкостью знакомится.

Что должна уметь девочка в 11 месяцев

  1. Любит спокойные игры.
  2. Может длительное время сидеть на месте, заниматься понравившимся делом.
  3. Отдаёт предпочтение куклам, посудке, мягким игрушкам.
  4. Обожает копировать маму. Хочет, как она краситься, наряжаться.
  5. Обожает кормить свои игрушки с ложечки, сажать их на горшок, катать куклу в коляске.
  6. Девочкам интереснее играть с карапузами постарше. И они долго стесняются прежде, чем начать знакомство.

Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях детей. Поэтому эти признаки мальчиков и девочек весьма относительны.

Развитие речи

В одиннадцать месяцев крошка, скорее всего, уже осознанно произносит несколько слов: «мама», «папа», «на» (возьми), «дай». Не расстраивайтесь, если у вашего малыша пока не получается; это также считается нормой.

В это время в каждой отдельной семье складывается свой язык: сочетание звуков и жестов, понятное только ее членам. Обычно родители знают, что хочет «сказать» их ребенок. В этом плане общаться с малышом становится значительно проще. Разговаривая с крохой, не сюсюкайте, не используйте сокращённые слова, и он начнет говорить правильно.

Если малыш не торопится облекать свои мысли в слова, вы можете помочь ему заговорить быстрее:

  • Глядя крохе в лицо, произносите слова, четко артикулируя каждый звук. Просите повторить;
  • Показывайте малышу один и тот же предмет на картинке и в реальной жизни. Расскажите про него небольшую историю;
  • Объясняйте, для чего предназначены самые обычные бытовые вещи: холодильник, стиральная машина, тюбик с кремом;
  • Читайте книжки с короткими простыми сказками или рассказами, знакомьте ребенка со стихами и потешками;
  • Комментируйте свои действия, рассказывайте малышу обо всем, что он видит на прогулке и дома;
  • Если ребенок что-то у вас просит, не спешите сразу «понять».

Развитие речи недоношенного ребенка в одиннадцать месяцев идет практически так же, как и у рожденных в срок детишек. Малыши активно используют звукосочетания, подражают животным, складывают первые слова.

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность; умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот.  Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж; хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой; если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях

Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом; 5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги; должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения; должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук; обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться; при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их; кроха учится подползать

Гимнастика

  • приседания. Малыш держится за руки или другой предмет и совершает приседания вместе со взрослым;
  • ползание через обруч или руки взрослого. Положите на пол яркую игрушку. Поставьте перед карапузом обруч или руки, сведенные в замок. Попросите кроху достать игрушку. Можно предложить проползти под палкой или подушкой, уложенной на небольшие стульчики на высоте в 30-40 см от пола;
  • растяжение мышц спины. Малыш сидит на полу. Взрослый садится к нему лицом и зажимает его ноги своими бедрами. Придерживая кроху за руки, предложите ему лечь, после чего вернуться в исходное положение;
  • покорение высоты. Под контролем взрослого ребенку предлагается залезть на диван или стул и слезть с него правильно: поочередно спустив ноги на пол;
  • броски мяча. Резиновый мяч диаметром около 30 см карапуз кидает как можно дальше двумя руками. Взрослый кидает мяч крохе в руки, стимулируя умение ловить мяч двумя руками;
  • тренировка ног. Кроха лежит на спине. Взрослый держит на высоте 40-50 см небольшой предмет. Предложите карапузу достать до игрушки ногой;
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий

Adblock
detector